11 июля 2022

Рынок ремонта ждёт комплексных перемен

Союз вагоноремонтных предприятий планирует совместно с профильными научными институтами и организациями проработку предложений по совершенствованию системы ремонта и поддерживающей её нормативно-технической документации. В этом году в планах объединения провести первый научно-технический совет СВРП.

О деятельности союза
Дмитрий Лосев, исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП)

Союз вагоноремонтных предприятий образовался в 2019 году, когда уже назрела необходимость сформировать объединение вагоноремонтников как недостающее звено между вагоностроением и эксплуатацией грузовых вагонов.

Сегодня в состав объединения входят 17 постоянных членов. Основная часть состава участников – это 14 вагоноремонтных компаний, совокупная доля которых превышает 75% российского рынка вагоноремонта. Также в состав СВРП входят производители технологического и станочного оборудования и сервисная компания по ремонту поглощающих аппаратов.

Союзом налажено взаимодействие с федеральными органами и регуляторами, в ходе которого высказывается и отстаивается консолидированное мнение участников объединения, обсуждаются проекты документов, проходящие рассмотрение на площадке Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и его рабочих органов (комиссия вагонного хозяйства, рабочая группа по эксплуатации). Таким образом, можно сказать, что представители СВРП принимают непосредственное участие в подготовке важнейших отраслевых документов.

В 2021 году состоялась первая встреча руководителей союза с генеральным директором ОАО «РЖД», на которой одобрено проведение совместной работы по актуализации нормативной документации по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов, поиску сбалансированного подхода к содержанию вагонов и цифровизации процессов вагонного комплекса.

Союзом заключены соглашения по сотрудничеству со смежными организациями – общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта», а также с Росжелдором – по подготовке персонала для отрасли. Для координации деятельности участниками союза в 2021 году заключён меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в области вагоноремонтного производства, утверждена декларация по гарантийным обязательствам, а также разработана дорожная карта по решению проблем вагоноремонтных предприятий, согласованная с Росжелдором и ОАО «РЖД».

В текущем году задачами СВРП остаются совершенствование нормативно-правовой и технологической баз для повышения эффективности процесса вагоноремонта и повышение безопасности железнодорожного транспорта. Для реализации поставленных задач на III квартал запланировано проведение первого Научно-технического совета СВРП для прямого диалога с разработчиками документов целого комплекса вопросов, касающихся ремонта и содержания вагонного парка.

Необходимо менять систему

Сегодня назрела необходимость комплексного пересмотра подходов к системе ремонта вагонов и ремонтной документации. Нужно глобально пересматривать систему содержания грузовых вагонов, которая продолжает базироваться на сложившихся принципах содержания всего вагонного хозяйства в одном комплексе. По моему мнению, в последние годы система содержания парка изменяется хаотично, не имея под собой достаточных оснований. Наблюдаются только упрощения в содержании вагонного парка.

Систему необходимо адаптировать к сегодняшним реалиям, когда не только вагонный парк стал приватным, но и вагоноремонтные компании перешли в частный бизнес. Новая система должна быть эффективной, объективной, прозрачной и компромиссной для всех сторон, взаимодействующих между собой на жизненном цикле вагона, а также определять баланс, чтобы не ремонтировать вагон слишком рано, но и не допускать случаев, когда уже слишком поздно.

Немаловажную роль в этом процессе играет поддерживающая нормативно-техническая документация. Разработчик нормативных и ремонтных документов должен формировать ремонтную документацию таким образом, чтобы она не позволяла двусмысленно трактовать те требования, которые в ней указаны, чтобы впоследствии это не было предметом торга. Если ремонтная документация на новые вагоны в целом учитывает изменившиеся условия, то нормативно-технические документы на ремонт типовых вагонов устаревших конструкций, которые пока составляют основную долю эксплуатируемого парка, в настоящее время нужно пересматривать для исключения имеющихся замечаний и пробелов.

Что может дать импульс развитию вагоноремонта

Главный импульс – это экономика, которая, как известно, обладает своими законами функционирования рыночных отношений.
Учитывая высокую материалоёмкость и энергоёмкость ремонтного процесса, деятельность предприятия сильно зависит от уровня цен на запасные части и материалы, энергоресурсы и услуги сторонних организаций (аренда путей, подача-уборка вагонов и другие), которые за 10 лет увеличились в среднем в два раза. Возросли тарифы на энергоресурсы: на электричество – более чем на 50%, на тепловую энергию – в два раза. Для снижения оттока квалифицированных кадров необходимо индексировать заработную плату работников предприятий.

Растут цены и на комплектующие: только за последние полтора года тормозные колодки подорожали в среднем на 25%, фрикционные клинья и цилиндрические подшипники – на 50–60%, пружины рессорного комплекта и износостойкие пластины – на 80–90%, металлопрокат и буксовая смазка подорожали более чем в два раза. Аналогичная ситуация и с другими запасными частями, метизами и материалами.

В последние годы наблюдается рост стоимости планового ремонта. Однако если посмотреть динамику изменения стоимости плановых ремонтов в горизонте 10 лет, то цена выросла всего на 12% к уровню 2012 года, а уровень инфляции за это время превысил 100-процентную отметку (по данным Росстата, уровень инфляции с начала 2022 года составил 11,8%. – Ред.).

Как итог – практически все вагоноремонтные компании закончили 2020 год с отрицательным финансовым результатом. Крупные сетевые ремонтные компании сработали в убыток от 200 до 600 млн руб. Говорить о каком-то технологическом перевооружении ремонтных предприятий и внедрении современного оборудования при отрицательном или нулевом финансовом результате не приходится. Сегодня наблюдается стагнация вагоноремонта, которая без изменения ситуации может перерасти в процесс деградации.

Чтобы справедливо ответить на вопрос о значении объективной стоимости ремонта, необходимо проанализировать состояние поступающих в деповской ремонт вагонов с детализацией всех выполненных ремонтных операций с вагоном, его узлами и деталями при ремонте. В текущем году члены союза провели эту работу на нескольких вагоноремонтных предприятиях. Последняя такая оценка организована в апреле текущего года в вагонном ремонтном депо Калуга. В качестве объекта наблюдения случайным образом выбран полувагон модели 12-132, построенный в 2014 году. Оценка проводилась комиссией в расширенном составе при участии руководителей и специалистов вагоноремонтных компаний, представителей организаций – разработчиков нормативно-технической документации по ремонту узлов и деталей вагонов, а также представителей собственников грузовых вагонов.

В ходе работы комиссии было оценено техническое состояние грузового вагона, составлен протокол и зафиксирован полный объём работ по ремонту, восстановлению или замене узлов и деталей, которые были необходимы на данном вагоне в соответствии с требованиями действующей нормативной и технической документации.

На основании проведённой работы членами союза проанализирована стоимость всех необходимых ремонтных операций при плановом ремонте вагонов. Результаты проведённых расчётов были близки между собой, и можно отметить лишь небольшой разброс, зависящий в основном от региона расположения вагоноремонтного предприятия. По полученным данным, объективная стоимость ремонта вагона для обеспечения безусловного выполнения всех ремонтных операций, заложенных ремонтной документацией, сегодня в среднем в два раза выше рыночной. На мой взгляд, рост стоимости ремонта – это неизбежный и обоснованный шаг, на который вынуждены идти вагоноремонтные предприятия в условиях постоянного подорожания материалов, ресурсов и услуг.

В июне состоялась встреча представителей СВРП и Союза операторов железнодорожного транспорта, на которой стороны обменялись мнениями в части объективной стоимости ремонта вагонов, а также о возможных путях взаимодействия между партнёрствами в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключённом в конце 2021 года.

Лично я надеюсь, что ремонтникам и операторам в сложившейся ситуации удастся достичь консенсуса, который будет учитывать необходимый уровень технического состояния грузового парка на сети, позволит обеспечивать повышение безопасности движения, а также планировать постепенное обновление и технологическое перевооружение ремонтной базы, внедрение новых технологий ремонта и повышение кадрового потенциала.

https://gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner