НОВОСТИ
28 июня 2022

«Неизвестный» игрок и другие проекты

Вагоностроитель в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заключил с РЖД соглашение о намерениях разработать и произвести крытый вагон для перевозки грузов на паллетах и платформы для крупнотоннажных контейнеров. Обе модели будут оборудованы тележками с конструкционной скоростью 140 км/ч. При этом известны три производителя, которые ведут аналогичные разработки, однако натурный образец представил пока только один – «Синара – Транспортные Машины» (СТМ). В то же время регуляторные условия для грузовых перевозок на таких скоростях по железнодорожной сети России на данный момент отсутствуют.

В официальном сообщении о подписании соглашения «РМ Рейл» указывает, что в ходе работы над проектом скоростной платформы планируется решить ряд вопросов по технологии перевозок, наличию соответствующей тяги, маршрутам курсирования, актуализации нормативной базы. Также отмечено, что осевая нагрузка в вагонах должна составить 22,5 тс, а «конструкторскую документацию на тележку планируется сделать максимально доступной для пользователей».

Разработку скоростной фитинговой платформы на «Рузхиммаше» подтверждал в 2021 году возглавлявший тогда «РМ Рейл» Виталий Стариков в интервью «Технике железных дорог». Он отмечал, что вопрос внедрения такого подвижного состава связан с организацией движения: такие контейнерные поезда будут востребованы только в том случае, если они смогут двигаться в графике пассажирских. «Как это будет организовано, пока сложно ответить», – говорил он.

«РМ Рейл» – не единственный вагоностроитель, работающий в направлении создания скоростных грузовых вагонов: известны три игрока рынка, также ведущие такие разработки, однако пока только один публично представил натурный образец.

Проект СТМ и ВНИКТИ

В 2021 году опытный образец шестиосной 80‑футовой фитинговой платформы модели 13-6704, спроектированный ВНИКТИ для перевозки крупнотоннажных контейнеров с конструкционной скоростью 140 км/ч, представила «Синара – Транспортные Машины» (СТМ). При создании опытного образца было задействовано три предприятия холдинга: на Людиновском тепловозостроительном заводе были произведены тележки, на «Калугапутьмаше» выпущены рамы и произведены основные сварочные операции, финальная сборка выполнена на Калужском заводе «Ремпутьмаш».

В конструкции 13-6704 используется трехосная тележка модели 18-6731 с пневматическим тормозом, что, по словам разработчиков, позволило реализовать скорость 140 км/ч при нагрузке на оси колесных пар до 200 кН (до 20 тс) и увеличить грузоподъемность платформы до 75 т (масса тары – 45 т). Производитель также выделяет преимущества в виде увеличенного межремонтного пробега, повышенной плавности хода и снижения воздействия на путь за счет малой нагрузки на ось – до 20 тс – по сравнению с типовыми грузовыми тележками. Также в платформу закладывается возможность оснащения ее электропневматическим тормозом и датчиками контроля, которые должны позволить владельцу следить за техническим состоянием вагона, его местонахождением, состоянием и сохранностью груза.

Фитинговая платформа 13-6704 на производственной площадке завода «Калугапутьмаш». Источник: СТМ

Проект скоростной платформы 13-6704 реализуется по заказу «Федеральной грузовой компании» (ФГК, входит в РЖД) в соответствии с программой инновационного развития оператора на период до 2025 года. Как в интервью «Гудку» в июне 2021 года указывал гендиректор ФГК Виктор Воронович, компания в 2022-2024 годах планирует приобрести 720 таких платформ. Однако начальник отдела разработок новых грузовых вагонов Департамента технической политики РЖД Игорь Харыбин также в интервью «Гудку» в феврале 2022 года отмечал высокую стоимость платформы, связанную в первую очередь с применением трехосных тележек, а также риски удорожания вагона при установке электропневматических тормозов.

В СТМ во время презентации сообщали, что платформа сначала будет проходить пробеговые испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ со скоростью 120 км/ч, а затем будет направлена на полигон. полигон Белореченская – Майкоп Северо-Кавказской железной дороги РЖД, где будут эксплуатироваться со скоростью 140 км/час. В феврале этого года Игорь Харыбин сообщал, что подвижной состав находится на испытаниях. На запрос ROLLINGSTOCK в СТМ сообщили, что платформа сейчас «достаточно успешно» проходит сертификационные испытания, ведется работа над возможностью получения сертификата соответствия в сентябре 2022 года.

Проекты КАВАЗа и ТМХ

По состоянию на февраль этого года еще два проекта моделей контейнерных платформ для скорости 140 км/ч находились на стадии изготовления и предварительных испытаний, говорил Игорь Харыбин. Так, про платформу модели 13-9580, разрабатываемую Канашским вагоностроительным заводом (КАВАЗ, входит в концерн «Тракторные заводы») известно, что ее опытный образец сейчас находится в стадии производства, его планируется сертифицировать в этом году. Проект реализуется при поддержке Минпромторга России: ведомство предоставило производителю субсидию на НИОКР в размере 60 млн руб. На тот конкурс по технологии изготовления скоростных вагонов-платформ для контейнерных перевозок также подавала заявку входящая в СТМ «Калугапутьмаш», однако она была признана несоответствующей одному из пунктов конкурсной документации и не была допущена.

Платформа КАВАЗа, как и платформа СТМ, является шестиосной и предназначена для перевозки двух 40-футовых крупнотоннажных контейнеров грузоподъемностью до 36 т. Основу ходовой части составляют две трехосные тележки модели 18-8580 с люлечным подвешиванием и сварной конструкцией рамы. В то же время грузоподъемность платформы чуть выше, чем у модели СТМ, и составляет 78 тонн против 75 тонн, а нагрузка на оси колесных пар ниже: 196,2 кН против 200 кН.

В сентябре 2021 года на выставке «PRO//Движение. Экспо» производитель компонентов тормозных систем «МТЗ Трансмаш» представил блоки тормозного оборудования БТО111Н, которое предполагается к установке на платформах другой модели — 13-6733. Предприятие отмечало, что они создаются под скорость движения до 160 км/ч. Проект ведут дочерние предприятия «Трансмашхолдинга» (ТМХ). В то же время какую-либо другую информацию об этом проекте в открытых источниках найти не удалось.

 Функциональная схема тормозной системы БТО111Н для платформы со скоростью 160 км/ч. Условные обозначения: БТО – блок тормозного оборудования, ПТ – пневматический тормоз, ЭТ – электропневматический тормоз, У – ускоритель экстренного торможения, ЭБ – электронный блок управления, АР – авторежим безинерционный, Тр – тройник, ТЦ – тормозной цилиндр, КрРШ – кран разобщительный, КрК – кран концевой, РУ – рукав соединительный, ИП – изоляционная планка, КК – коробка клеммная, ОК – клапан отпускной. Источник: МТЗ Трансмаш

«Неизвестный» игрок и другие проекты

Игорь Харыбин в февральском интервью также рассказал про еще один проект платформы, который РЖД реализует в партнерстве с одним из российских контейнерных операторов «для перевозки высокодоходных легких грузов»«Она планируется короткобазной (длиной 15 м), на двух двухосных тележках (с осевой нагрузкой не более 22 тонн), будет способна принять один 40-45-футовый контейнер грузоподъёмностью 20 тонн и везти его со скоростью 140 км/ч. <…> При этом на платформе должны применяться электропневматические дисковые тормоза и вагонная штампосварная двухосная тележка, разработанная под новые скорости», – говорил ХарыбинПо его словам, сейчас идет начальная проработка проекта, производство опытного образца намечено на 2023 год.

В марте 2022 года РЖД и транспортная компания Fesco (8 тыс. фитинговых платформ в управлении, парк контейнеров — более 100 тыс. TEU) заключили соглашение о развитии ускоренных контейнерных железнодорожных перевозок. Оно предполагает в том числе совместное участие сторон в проектах по созданию и производству вагонной тележки и 40-футой платформы с эксплуатационной скоростью до 140 км/ч, а также 80-футовой платформы для перевозки контейнеров на тележках модели 18-9999 (совместная разработка российской «Экспресс Индустрии» и немецкой TransTec F&E Vetschau). О начале подготовки к производству данной тележки на своих мощностях объявлял «Уралвагонзавод» (УВЗ) с планом выпустить ее до конца 2021 года. «Потенциал литых тележек заканчивается, а у сварных идет дальше. Будем подкатывать их под вагоны, которым нужна высокая скорость: контрейлерные платформы, рефрижераторы», – отмечал заместителя главного инженера УВЗ Ярослав Рыдлевский газете «Машиностроитель». В то же время тележка 18-9999 укомплектована коническими кассетными подшипниками, со сложностями в поставках которых в текущий момент столкнулось вагоностроение России.

Тележка 18-9999. Источник: Alex Puzanov, flick.com

Стоит отметить и другие проекты скоростных платформ последних лет. Так, в 2017 году по заказу компании «Комплексные скоростные технологии» (КСТ) и техническому проекту ВНИКТИ на заводе «Трансмаша» (входит в ТМХ) было выпущено два опытных образца платформ модели 13-6954 для перевозки одного контейнера 40/45 футов и эксплуатации со скоростью до 160 км/ч. Заявлялось, что платформа оснащена двухосной тележкой модели 18-6960 с люлечным центральным подвешиванием и электропневматической тормозной системой, а ее грузоподъемность составляет 36 тонн. В интервью «Гудку» в 2017 году возглавлявший тогда «Трансмаш» Владимир Антонов сообщал, что на предприятии уже разрабатывается следующая модель скоростной двухосной тележки с улучшенными характеристиками. В ней нагрузка будет увеличена до 21 тонны на ось при скорости 140 км/ч и до 18 тонн на ось при скорости 160 км/ч. Первым потенциальным заказчиком платформ называлась «Почта России». Всего, согласно соглашению о намерениях, заключенному между КСТ и «Трансмашем» в 2016 году, планировалось произвести до 2,8 тыс. таких платформ. Информация о получении сертификата соответствия на данную платформу в едином реестре сертификатов соответствия ЕАЭС на данный момент отсутствует.

Опытный образец платформы КСТ модели 13-6954. Источник: sdelanounas.ru

Также летом 2020 года на заседании Научно-технического совета РЖД был представлен проект «Паллетного экспресса». Он был предложен ассоциацией «Консорциум центров экономических программ и стратегий» (КЦЭПС), предусматривал создание специализированных двухэтажных крытых вагонов с увеличенной вместимостью 105 паллет и сварными тележками с буксовым подвешиванием, рассчитанными на максимальную скорость 140 км/ч. В 2020 году президент КЦЭПС Владимир Егоркин в интервью «Гудку» выражал надежду, что опытный образец такого вагона будет изготовлен в 2021 году, а в 2022 году будет запущен первый паллетный поезд.

В разное время другими производителями также реализовывались проекты платформ с меньшей конструкционной скоростью 120 км/ч — им ROLLINGSTOCK посвятит отдельный материал позднее. Игорь Харыбин в уже упомянутом ранее интервью отмечал, что действующая нормативная база не позволяет грузовым поездам ехать быстрее 90 км/ч, в связи с чем ведется работа по внесению необходимых изменений в Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог в России и ряд документов нижнего уровня. Обновленный проект ПТЭ, допускающий движение грузовых поездов со скоростью 140 км/ч, был опубликован Минтрансом России для публичного обсуждения в начале этого года. В середине мая он в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия получил отрицательную оценку от Минэкономразвития России, однако не в части изменений по повышению скорости грузовых поездов.

Стоит отметить, что попытки внедрить скоростные грузовые перевозки уже предпринимались в странах Европы с развитыми сетями высокоскоростных железных дорог. Так, в Германии была создана и эксплуатировалась в 1990-е и начале 2000-х платформа Sgss-y 703 с конструкционной скоростью 160 км/ч, в том числе в составе почтовых поездов сервиса Parcel Intercity (совместный проект Deutsche Bahn и Deutsche Post DHL). Было построено 90 таких платформ, а их стоимость оказалась примерно в 1,5 раза выше, чем у традиционного подвижного состава. Однако в 2014 году эти платформы вывели из эксплуатации.

https://rollingstockworld.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner