НОВОСТИ
02 июня 2022

Танк-контейнеры нахимичили рост

Как считают эксперты, перевозки в танк-контейнерах по сети РЖД в перспективе могут увеличиться. Ведь во всем мире это считается самым быстрорастущим сегментом контейнерного рынка.

Налив опасный, но притягательный… В танк-контейнерах перевозят довольно-таки широкую палитру грузов. Ранее, правда, такие виды контейнеров использовались преимущественно на тех маршрутах, по которым перевозили внешнеторговые наливные грузы. Теперь в этом сегменте рынка, как отметил заместитель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ "РМРС" Владимир Евенко, текущая ситуация заставляет участников контейнерного рынка импровизировать, поскольку сейчас никто точно не может дать готовых решений и сделать прогноз о том, как будут развиваться перевозки в танкконтейнерах дальше. И все же, по его словам, подобные контейнерные перевозки, так или иначе, останутся востребованными. Впрочем, ограничений для тех номенклатур, которые обычно везут в танк-контейнерах на экспорт, не очень много. Причем действуют они в основном на европейских линиях. Гораздо меньше вопросов с отправками через Черное море. И минимум – через дальневосточные морские порты. Это же касается и импорта.

Стоит отметить, что в последние 2 года в РФ наблюдалось снижение объемов отправок грузов в танкконтейнерах на экспорт. При этом увеличились перевозки в них на внутренних маршрутах. В 2020 году суммарная погрузка в танк-контейнерах на РЖД, по данным российских экспедиторов, сократилась до 5 млн т, что на 12% меньше, чем в 2019-м. Это во многом произошло из-за сокращения перевозок сжиженного газа, нефте продуктов и жидких удобрений. Однако по итогам прошлого года рынок стал разогреваться, хотя так и не смог выйти на былые рубежи, поскольку прибавка в оборотах оценивалась всего в 5%. И в основном за счет экспорта.

По данным аналитиков Argus, в данной таре больше всего перевозили такие опасные грузы, как каустическая сода и серная кислота. Причем именно их отправители и обеспечили основную прибавку в железнодорожной погрузке продукции в танк-контейнерах. Свой вклад внесли такие крупные игроки в сегменте производства серной кислоты, как УГМК, "Щекино азот" и "Куйбышевазот", а также соды – "Саянскхимпласт" и "Рус винил". После них в структуре же лезнодорожной погрузки шла широкая линейка жидкой химии и минудобрений, нефтепродукты, ароматические и неорганические соединения и кислоты. В раздел прочих попали перевозки пищевых продуктов и жидкостей для пищевой промышленности.

Риски и перспективы

"Сокращение поставок удобрений в 2020 году сменилось восстановлением объемов в 2021-м. Выросли перевозки стирола и фенола", – отметил представитель компании-грузоотправителя. Весомую долю занимали отправки различной продукции небольшими партиями, что обеспечивало танк-контейнерам преимущество перед цистернами.

Перспективы роста поставок наливных грузов в танк-контейнерах в 2021 году поначалу выглядели туманными, поскольку на фоне борьбы с коронавирусом на ряде предприятий были приостановлены планы развития производственных площадок для перевалки грузов в танк-контейнеры, что привело к увеличению нагрузки на действующие терминалы. Однако начало 2022 года сулило неплохой результат. Но его несколько подмочили новые ограничения. Как и в 2019-м, в марте они коснулись прежде всего внешнеторговых грузопотоков. Заметим, что сложности испытали и другие отправители контейнеров, поскольку в российских морских портах снизились заходы контейнеровозов. Остались в основном китайские судовладельцы. Если обычные контейнеры несложно разместить и на сухогрузах, то перевозки танкконтейнеров морем требуют все-таки специализированного флота.

Действительно, при перевозках грузов в танк-контейнерах основным риском представители страховых компаний называют механические повреждения стенок котлов и коррозию их внутренней поверхности при транспортировке едкой химии. На него приходится примерно 2/3 страховых случаев, отметил управляющий директор ТТ Клуба Майк Ярвуд.

Снижение отправок сейчас связано с тем, что танк-контейнеры выпускают за рубежом. В пятерке лидеров такие игроки, как CIMC, NT Tank, JJAP, Welfit Oddy и Singamas. И практически все они в прошлом году увеличили объемы производства танк-контейнеров. По данным аналитиков, за 10 лет мировой парк танк-контейнеров вырос втрое, хотя в целом доля танк-контейнеров в общем парке контейнеров так и осталась невелика, по разным оценкам, от 1 до 3%. Однако этот сегмент считается одним из самых быстрорастущих, отметил эксперт центра экономического прогнозирования АО "Газпромбанк" Кирилл Никода. По его данным, в мировом обороте находится не менее 700 тыс. TEU. По прогнозам экспертов, в 2028 году объем мирового рынка танк-контейнеров может достичь нескольких миллионов TEU.

Российский рынок по сравнению с этим весьма скромный – около 26 тыс.

TEU. Парк мог бы прирастать и быстрее, но конкурентоспособность перевозок химгрузов в танк-контейнерах сдерживала высокая стоимость железнодорожной составляющей по сравнению с перевозками в цистернах. Подобные контейнерные перевозки, так или иначе, останутся востребованными. Впрочем, ограничений для тех номенклатур, которые обычно везут в танкконтейнерах на экспорт, не очень много.

https://www.rzd-partner.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner