27 января 2022

Грузу выпишут единый билет

Конвенцию о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) с января 2022 года решением президента РФ Владимира Путина распространили на несколько участков Калининградской и Октябрьской железных дорог, включая пути до порта Калининград и приграничные станции с Финляндией. Это позволяет использовать при международных отправках унифицированную накладную, что, по мнению операторов, повысит привлекательность данных маршрутов.

Закон о расширении действия КОТИФ в России глава государства подписал 30 декабря 2021 года. Документ вступил в силу сразу после подписания, что создало правовую основу для применения на обозначенных участках унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

Как пояснили «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), накладная ЦИМ/СМГС оформляется на весь путь следования при перевозке грузов в страны, применяющие разное международное транспортное право (ЦИМ и СМГС). Напомним, что положения КОТИФ применяются при железнодорожных и мультимодальных перевозках грузов в странах Евросоюза, отдельных государствах Азии и Африки. В России и других странах пространства 1520 перевозки регулируются Соглашением о международном грузовом сообщении, и используется другая накладная – СМГС. Из-за этого расхождения на международных маршрутах нужно переоформлять накладную при пересечении границ.

Унифицированная накладная может применяться только на направлениях, объявленных участниками обеих правовых систем. В России это припортовые участки Октябрьской и Калининградской магистралей – от причалов паромных комплексов Усть-Луга и Балтийск до станций Лужская и Балтийск, участок от станции Кавказ до одноимённого порта. Решением главы государства конвенцию с этого года распространили на новые участки: от станции Мамоново до станции Дзержинская-Новая, от станции Железнодорожный до станции Черняховск (оба участка КЖД) и от станции Калининград-Сортировочный до Калининградского морского торгового порта, а также от границы с Финляндией до станций Бусловская, Светогорск, Вяртсиля и Кивиярви.

Как рассказали в ЦФТО, применение накладной ЦИМ/СМГС позволяет сократить простои на пограничных станциях, исключает искажения и ошибки при переоформлении документов, а также снижает стоимость перевозки на сумму переоформления документов (40–50 швейцарских франков).

Генеральный директор, председатель правления АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром напомнил, что первый контейнерный поезд с использованием в качестве перевозочного документа на всём пути следования унифицированной накладной ЦИМ/СМГС отправили в сервисах компании ещё 1 ноября 2019 года – со станции Синьчжу (Сиань) назначением на станцию Мангейм (Германия) через порт Балтийск Калининградской области.

«Проведённые в начале 2019 года переговоры с судоходными компаниями и партнёрами в Европе показали перспективность организации таких перевозок и через Калининградский морской торговый порт, – рассказал «Гудку» Алексей Гром. – В свою очередь, ОТЛК ЕРА обратилась с предложением в адрес ОАО «РЖД» поддержать инициативу компании и ходатайствовать перед Минтрансом России о рассмотрении возможности присоединения РФ к КОТИФ (ЦИМ) участком железнодорожной инфраструктуры в районе станции Калининград-Сортировочный и порта Калининград, включении соответствующих участков железнодорожной инфраструктуры Калининградской области в перечень железнодорожных линий ЦИМ и маршрутов от порта Калининград до европейских портов в перечень морских линий ЦИМ».

Как уточнил «Гудку» генеральный директор ЗАО «Линии Манн» Андрей Барков, следующим шагом должно стать включение участка железнодорожной инфраструктуры от станции Калининград-Сортировочный до путей необщего пользования АО «Калининградский морской торговый порт» в перечень железнодорожных линий ЦИМ, а также внесение морских участков «порт Росток/Гамбург/Бремерхафен – порт Калининград» в перечень судоходных линий ЦИМ с регистрацией морского перевозчика, предоставляющего сервис на данных маршрутах. «Станция Калининград-Сортировочный должна быть включена в список мест переотправок, указанных в Руководстве по накладной ЦИМ/СМГС», – добавил Андрей Барков.

По мнению Алексея Грома, решение главы государства о распространении КОТИФ позволит сделать Калининградский коридор ещё более конкурентоспособным и эффективным. По данным ОТЛК ЕРА, калининградское направление демонстрирует кратный рост: так, по итогам 2021 года объёмы перевозок контейнеров в сервисах компании на маршруте Китай – Европа – Китай через порты и терминалы Калининградской области выросли почти в три раза, или на 188,8% – до 133,3 тыс. ДФЭ (46,1 тыс. ДФЭ годом ранее).

Для использования унифицированной накладной ЦИМ/СМГС на финском направлении нужно внести изменения в соглашение между правительствами России и Финляндии о прямом международном железнодорожном сообщении. «Ожидается, что необходимые внутригосударственные процедуры будут завершены в России и Финляндии в текущем году. Параллельно железные дороги России и Финляндии начали работу по цифровизации накладной», – пояснил «Гудку» глава российского представительства VR Group Владислав Шепетовский.

В настоящее время таможенные службы стран ЕС не признают в качестве таможенных документов электронные версии накладных СМГС, ЦИМ и ЦИМ/СМГС. «Это существенным образом затрудняет практическую реализацию перевозок с использованием электронных документов в страны ЕС», – отмечают в ЦФТО.

В дальнейшем решения о применении КОТИФ на других участках железнодорожной инфраструктуры будет принимать уже правительство без резолюции президента.

ГУДОК

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner