НОВОСТИ
27 января 2022

75% разрабатываемых стандартов носят межгосударственный статус

24 января в режиме видеоконференцсвязи состоялось совместное совещание НП «ОПЖТ», ТК 045 «Железнодорожный транспорт» и МСЖД. В мероприятии со стороны МСЖД приняли участие генеральный директор Франсуа Давенн, директор по Европе и СНГ Саймон Флетчер и другие сотрудники союза. НП «ОПЖТ» представлял президент партнерства, председатель ТК 045 / МТК 524 Валентин Гапанович, вице-президент Андрей Смыков, заместитель начальника Департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» Людмила Ренне, а также представители Департамента технической политики ОАО «РЖД», АО «СТМ», АО «Трансмашхолдинг», АО «Фирма ТВЕМА», ОАО «ЭЛТЕЗА» и секретариата ТК 045 / МТК 524.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович рассказал о работе Партнерства и ТК 045 в области стандартизации, отдельно остановившись на результатах 2021 года.

75% всех разрабатываемых в рамках НП «ОПЖТ» и ТК 045 / МТК 524 стандартов носят межгосударственный статус и действуют на территории ЕАЭС. Стандарты, которые были разработаны в 2021 году, охватывают весь спектр железнодорожного подвижного состава. Отдельно отмечены серии стандартов, направленные на развитие систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционных режимах, а также на использование альтернативных источников энергии на железнодорожном транспорте.

Важное международное направление работы НП «ОПЖТ» и ТК 045 – участие в международной стандартизации. Эксперты Партнерства принимают участие в деятельности международных технических комитетов по стандартизации ISO/TC 269 «Железнодорожный транспорт» и IEC/TC 9 «Электрооборудование и системы для железных дорог». Российская Федерация, в лице участников ТК 045, является инициатором разработки и разработчиком следующих международных стандартов:

ISO «Основные правила для габаритов железнодорожного подвижного состава в международном сообщении», ISO «Перевозки специальных грузов в международном железнодорожном сообщении», Технический отчет IEC «Технические средства для железнодорожного применения. Долговечность в течение жизненного цикла», IEC «Медные и медесодержащие несущие тросы для контактной сети железных дорог».

Также от Российской Федерации в деятельности рабочей группы ISO/TC 269/WG 5 принимают участие представители НП «ОПЖТ», ОАО «РЖД», Ассоциация «Русский Регистр», ООО «ИЦПВК». В рамках данной группы разрабатывается международный стандарт ISO/DIS 22163:2021 (E) «Железнодорожный транспорт. Система менеджмента качества. ISO 9001:2015 и специальные требования для применения в железнодорожной отрасли».

Валентин Гапанович также отметил растущую роль контейнерных перевозок по транспортному коридору как из Европы в Китай, так и из Китая – в Европу. Первый контейнерный состав по маршруту Китай - Европа отправился из китайского Чунцина в германский Дуйсбург в марте 2021 года. С тех пор этот рынок развивается с большой скоростью: по данным информационного агентства Sea News, в 2021 году количество рейсов контейнерных поездов Китай-Европа выросло на 22% относительно аналогичного показателя 2020, они перевезли в общей сложности 1,46 млн TEU - на 29% больше, чем годом ранее.

Однако развитие международных контейнерных перевозок сопровождается рядом трудностей в области международного юридического регулирования. Речь идет о низком уровне унификации юридически значимых документов в т.ч. в области технического, технологического, таможенного, тарифного регулирования, а также о проблемах в области защиты авторских прав и различных систем документооборота. Взаимодействие МСЖД и НП «ОПЖТ» помогло бы выработать единый подход к решению этих задач. Возможным решением могла бы стать разработка унифицированной системы международного регулирования для контейнерных перевозок.

Генеральный директор МСЖД Франсуа Давенн рассказал о специфике работы союза и важности кооперации в области стандартизации в различных странах. Он отметил, что особый интерес для организации представляют технические вопросы и область обработки данных. На сегодняшний день в МСЖД состоят 200 железнодорожных компаний из 95 стран мира.

Франсуа Давенн рассказал об устройстве системы стандартов и роли документов МСЖД в европейских странах. Обязательными для исполнения предприятий железнодорожного машиностроения являются директивы об интероперабельности и нормативные акты (TSI), еще ряд стандартов носит добровольный характер.

Координатор по европейскому региону МСЖД Саймон Флетчер также рассказал о важности грузовых перевозок и об устройстве сложной экосистемы стандартов в европейских странах. Сейчас идет масштабная программа по трансформации памяток МСЖД в Международные железнодорожные решения (IRS – International Railway Solutions). Кроме того, все документы МСЖД подлежат обязательному пересмотру минимум 1 раз в 5 лет, что позволяет им оставаться актуальными.

По итогам мероприятия было принято решение создать совместную рабочую группу для разработки трехлетнего плана совместных действий. Одним из направлений ее деятельности может стать решение технических вопросов в области стандартов: унификация требований действующих сегодня в разных странах и другие.

Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner