НОВОСТИ
19 января 2022

Переориентация вагоностроителей на производство платформ

Цикл материалов об итогах 2021 года для железнодорожного машиностроения продолжает топ-10 событий, которые, по мнению редакции «Техники железных дорог», стали наиболее значимыми и яркими для российского рынка и рынка СНГ.

1. Рост цен на металл

Начавшийся в конце 2020 года рост цен на металл достиг своего пика к лету 2021 года. В июле правительство России утвердило временные пошлины на экспорт металлов, срок действия которых закончился в декабре 2021 года, за счет чего удалось скорректировать стоимость металлопродукции.

По оценкам ИПЕМ, больше всего рост цен на металл ощутили производители грузовых вагонов: по оценкам экспертов, доля металла в себестоимости данного подвижного состава с учетом комплектующих составляет 65-75%. Для других сегментов эта составляющая себестоимости не столь существенна: для локомотивов эксперты оценивают ее в 6-12%, для вагонов электропоездов – в 2-7,5%, для вагонов метро – в 2-4%, для трамваев – в 10-12%.

Значительное влияние роста цен на металл отмечали и в ТМХ. Замгендиректора холдинга по материально-техническому обеспечению Андрей Шереметьев сообщал, что себестоимость конечной продукции компании из-за роста цен на металлы выросла на 11%. В свою очередь гендиректор компании Кирилл Липа указывал, что из-за роста цен на сырье растет стоимость значительного количества закупаемых компонентов для выпускаемого холдингом подвижного состава. Он особенно отмечал коллекторную медь, которая используется при изготовлении тяговых электродвигателей.

2. Переориентация вагоностроителей на производство контейнерных платформ 

За январь-ноябрь 2021 года российскими производителями было выпущено 56,7 тыс. вагонов, что на 9,5% выше показателя за аналогичный период 2020 года. В общем объеме выпуска грузового подвижного состава вагоны-платформы вышли на первое место, сместив полувагоны, при этом подавляющее большинство выпускаемых вагонов-платформ составили фитинговые платформы. Тенденция обусловлена растущим спросом на контейнерные перевозки.

В связи с этим сразу несколько вагоностроителей заявили о планах увеличения производства фитинговых платформ. Генеральный директор Торгового дома ТМХ Дмитрий Вонаков сообщил, что компания планирует на 25% увеличить производство вагонов-платформ с четвертого квартала 2021 года. Примерно на столько же в 2022 году собирается нарастить выпуск данного подвижного состава Рославльский ВРЗ. В 2021 году заводом сертифицировано и начато серийное производство 80-футовых вагонов-платформ модели 13-6716, в 2022 году Рославльский ВРЗ планирует выпустить не менее 1 тыс. платформ этой серии.

В свою очередь о решении перепрофилировать половину мощностей по выпуску полувагонов под производство платформ сообщил Уралвагонзавод. В ближайшие годы предприятие планирует увеличить производство платформ до 5-6 тыс. ед. в год. В 2021 году на УВЗ было освоено производство вагона-платформы 13-192-03 для перевозки контейнеров и тележки 18-9999, которую предполагается использовать в фитинговых и универсальных платформах для эксплуатации на высоких скоростях.

В связи с ростом контейнерных перевозок грузовые операторы также корректировали свои стратегии и планы. Так, ФГК ушла из сегмента крытых вагонов, продав ПГК почти 5 тыс. крытых вагонов за 11,7 млрд руб. Компания сообщала о намерениях сконцентрироваться на оперировании универсальным парком (полувагоны и универсальные платформы) и развиваться в сегменте скоростных фитинговых платформ. Также гендиректор ПГК Сергей Каратаев заявлял о планах компании в ближайшее время войти в топ-3 игроков на рынке контейнерных перевозок. Запланировано приобретение 10 тыс. фитинговых платформ стоимостью около 30 млрд руб. и 40 тыс. контейнеров на общую сумму порядка $200 млн.

3. Правительство утвердило стратегию развития транспортной отрасли до 2030 года и на прогнозный период до 2035 года

Документ предусматривает увеличение пропускной способности на основных направлениях магистральной инфраструктуры, повышение интенсивности движения по существующей рельсовой инфраструктуре и обновление грузового и пассажирского подвижного состава. Также стратегия предполагает запуск новых скоростных контейнерных маршрутов и перевод до 20% парка тепловозов на альтернативные виды топлива к 2030 году. В частности, отмечена необходимость обеспечения поставок маневровых локомотивов и других транспортных средств с тягой от аккумуляторных батареей, что потребует высокой доли локализации электродвигателей и аккумуляторов. Кроме этого, обозначена потребность разработки транспортных средств, работающих на природном газе и сжиженном природном газе, в том числе газотепловозов. Отдельным требованием к машиностроению называется необходимость формирования и развития рыночных предложений транспортных средств на водородном топливе и водородных топливных элементах. Реализация базового сценария стратегии потребует порядка 60 трлн рублей инвестиций в транспортную отрасль к 2035 году.

4. Состоялся международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо»

Мероприятие прошло в конце августа на площадке экспериментального кольца ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке. В деловой программе в онлайн- и офлайн-форматах приняло участие более тысячи человек из 25 стран мира. Выставочная экспозиция салона разместилась на площади свыше 20 тыс. м², собрав 154 экспонента. Участникам выставки было представлено более 70 образцов техники.

Так, ТМХ впервые представил магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М и маневровой тепловоз ТЭМ23. Привлекли внимание участников выставки головной вагон электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0», двухэтажный пассажирский вагон-сцеп 61-4523 и макет капсульного пассажирского вагона в габарите Т.

Главным экспонатом экспозиции СТМ стала скоростная фитинговая платформа 13-6704. Кроме этого, компания представила модуль технического сопровождения и обслуживания МТСО-2 и другой подвижной состав.

Новые путевые машины – снегоочиститель с пневмообдувом СС-ПОМ и рельсоукладочный комплекс РУ-700 показала «Тулажелдормаш». Среди нового грузового подвижного состава были представлены платформа 13-192-03 с фитинговыми упорами для контейнерных перевозок и автономный рефрижераторный вагон 16-5213 производства «Уралвагонзавода», цистерна 15-1286-01 для перевозки химических грузов и танк-контейнер НКЦ-СПГ43,5 для СПГ выпуска «РМ Рейл» и др.

5. Дан старт масштабной программы по обновлению подвижного состава Украины

В Киеве в ноябре прошел форум «Большое строительство: новая железная дорога», в рамках которого президент Украины Владимир Зеленский, министр инфраструктуры Александр Кубраков, представители государственного перевозчика «Укрзализныця» и другие отраслевые спикеры представили крупные планы по закупкам подвижного состава.

В части грузового парка в 2022-2028 годах планируется обновить 31,2 тыс. полувагонов и 14,6 тыс. зерновозов. В бюджете 2022 года предусмотрен лизинговый механизм для реализации данной программы.

В части пассажирского парка в ближайшие годы планируются выпустить 500 новых спальных вагонов, капитально отремонтировать 150 вагонов и модернизировать 60 поездов, закупить 80 электропоездов и 20 дизель-поездов ДПКр-3.

В то же время в конце декабря министерство инфраструктуры Украины опубликовало проект приказа о порядке продления срока службы грузовых вагонов, который вступил в силу с этого года. Согласно документу, грузовые перевозчики смогут продлить нормативный срок службы вагонов при наличии у них остаточного ресурса или возможности его восстановления. Данный критерий будет оцениваться специализированной организацией с помощью проведения комплекса диагностических мероприятий. Однако период продления будет ограничен в зависимости от типа вагона. Например, документом предлагается с 2022 года увеличить для полувагонов нормативный срок до 42 лет и ежегодно его снижать, пока он не достигнет в 2028 году 22 лет, то есть текущего нормативного срока службы. В то же время для крытых вагонов устанавливается неизменный нормативный срок службы в 48 лет при текущем в 32 года.

6. Трансмашхолдинг выиграл крупнейший тендер на поставку и обслуживание электропоездов 

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) признала Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) победителем двух лотов конкурса стоимостью 392,4 млрд руб. на поставку и обслуживание в течение всего жизненного цикла 95 поездов постоянного тока в 11- и 12-вагонной составности. Согласно конкурсной документации, планируется, что подвижной состав будет введен в эксплуатацию на МЦД-3 и МЦД-4, которые планируются к запуску в 2023-2024 годах.

Стоит отметить, что изначально предполагался единый конкурс на поставку 95 электропоездов за 395,2 млрд руб. Однако аукцион был разделен на два лота после того, как ФАС посчитала частично обоснованной жалобу Торгового дома СТМ на конкурс и выдала предписание об аннулировании закупки.

По первому лоту на поставку 25 поездов с двухдверным исполнением вагонов за 103,2 млрд руб. была получена только одна заявка от предприятий ТМХ. В связи с отсутствием других участников комиссия признала конкурс несостоявшимися, но в то же время заявка была определена соответствующей требованиям, в связи с чем комиссия рекомендовала заключение договора с ТМХ. Двухдверные поезда должны быть поставлены с мая по декабрь 2022 года.

По второму лоту на поставку 70 поездов в трехдверном исполнении за 292 млрд руб. поступили две заявки – от предприятий ТМХ и Торгового дома СТМ. В ходе торгов ТМХ снизил предложение почти на 1%, в то время как СТМ практически оставила свое предложение на уровне начальной цены. В итоге ЦППК признала ТМХ победителем, назвав это предложение наилучшим по цене и опыту. Трехдверные поезда должны быть поставлены с марта 2023 года по сентябрь 2024 года.

7. Евразийская экономическая комиссия вывела маневровые локомотивы из технического регламента Евразийского экономического союза

В сентябре 2021 года совет ЕЭК принял три новых технических регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011). В частности, из ТР ТС 001/2011 были исключены маневровые локомотивы, не выходящие на сеть общего пользования. Таким образом, был снят запрет на продление срока их службы без модернизации, что позволит промышленным предприятиям избежать существенных расходов на обновление парка. Однако для предприятий, чьи локомотивы выходят на общую сеть, требования сохранятся.

Изменения вступят в силу в марте 2022 года – через полгода после официального опубликования Решения Совета ЕЭК. В отношении новых объектов регулирования срок вступления определен 18 месяцев в целях подготовки промышленности к этим требованиям. 

8. Завершены испытания беспилотного электропоезда «Ласточка» на Московском центральном кольце 

В декабре закончились все этапы испытаний систем технического зрения и дистанционного управления специальной модификации электропоезда ЭС2Г-136 «Ласточка» с уровнем автоматизации GoA3, включающим автоматическое регулирование скорости (в соответствии с графиком) и обнаружение препятствий на пути. Сертифицировать поезд должны в 2022 году, после чего он будет работать в тестовом режиме. Обеспечить полную готовность к сокращению интервалов движения планируется к 2024 году.

В январе этого года Минтранс России опубликовал проект обновленных правил технической эксплуатации железных дорог в России. В документе закреплена возможность эксплуатации беспилотных поездов и значительно расширены требования к работе систем автоматического и дистанционного управления подвижного состава относительно предыдущей версии проекта, размещенной для публичного обсуждения в августе 2020 года.

9. В регионах продолжается обновление трамвайного парка

В минувшем году продолжилось обновление трамвайного парка и модернизация трамвайной сети в российских городах как в рамках нацпроектов, так и концессионных соглашений. В июне правительство РФ для реализации федерального проекта «Чистый воздух» выделило 4,5 млрд руб., которые, в том числе, должны быть направлены на приобретение 20 трамваев для Новокузнецка, 12 трамваев для Череповца и 10 трамваев для Магнитогорска. Также в рамках федпроекта в Красноярск было поставлено 19 низкопольных трамваев ПК ТС серии 71-911ЕМ. 

В части заключения концессионных соглашений в мае «Синара ГТР Таганрог» заключила с Муниципальным образованием «Город Таганрог» концессионное соглашение о создании трамвайной сети и закупке нового подвижного состава для Таганрога. Городом предполагается заказ на 60 трамваев, создание современного трамвайного депо, модернизацию 45 км путей и 8 тяговых подстанций. Проект осуществляется в два этапа. Первая фаза была завершена в сентябре 2021 года, к тому моменту в город поступило 10 трамваев УКВЗ серии 71-628, проложено 10,6 км трамвайных путей. Завершение всех работ запланировано на конец 2022 года. В то же время «Синара ГТР Уфа» (структура совместного предприятия СТМ и «Региональных концессионных компаний») Минэкономразвития России и правительство Башкортостана подписали соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Совокупный объем планируемых инвестиций в проект комплексной модернизации трамвайной сети города Уфы в 2022-2024 годах составляет 27,6 млрд рублей. Проект включает обновление подвижного состава, реконструкцию путевого и энергетического хозяйства трамваев, существующих депо, создание трамвайной линии и др. Также компания «Верхнепышминский трамвай» (входит в «Мовиста Регионы») заключила концессионное соглашение о трамвайном сообщении между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Для проекта, который предполагает 1,9 млрд руб. инвестиций с привлечением средств ВЭБ.РФ., должны быть приобретены 11 односекционных низкопольных трамваев. Кроме этого, инвестор обязан построить депо и 10 лет эксплуатировать маршрут

10. Российские производители присоединяются к устойчивому финансированию

В последние несколько лет в мире отмечается бурный рост активности на рынке устойчивого финансирования, который, в частности, затронул и производителей подвижного состава. В этом году к этому тренду присоединились российские компании, работающие в сфере железнодорожного машиностроения.

Так, в июле 2021 года «Синара – Транспортные Машины» разместила на Московской бирже дебютный выпуск «зеленых» облигаций объемом 10 млрд руб. для финансирования проектов производства грузовых электровозов и пассажирских электропоездов, которые будут эксплуатироваться РЖД. Ранее в СТМ указывали, что полученное финансирование может быть направлено по двум сценариям:

А) производство не менее 38 грузовых электровозов (2ЭС6, 2ЭС6А, 2ЭС7, 2ЭС10) и 6 пассажирских электропоездов (ЭС2Г);

Б) не менее 60 грузовых электровозов (2ЭС6, 2ЭС6А, 2ЭС7, 2ЭС10).

Согласно оценкам производителя, которые были верифицированы Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА), реализация указанных в сценариях проектов может позволить обеспечить ежегодное снижение выбросов парниковых газов на уровне не менее 64 тыс. тонн CO2.

Также в прошлом году 28 российскими компаниями, включая ТМХ, был образован Национальный ESG-Альянс. Он создан как площадка для разработки и продвижения новых норм и стандартов в области экологически безопасного, социального и корпоративного управления ESG. 

TELEGRAM

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner