29 декабря 2021

Метка оставляет след

Антон Домников, руководитель пилотного проекта в Минеральных Водах, начальник отдела сертификации и лицензирования Департамента технической политики.

Проект «Учёт перемещения мерительного инструмента работниками вагонного хозяйства с применением технологии машиносчитываемой маркировки RFID» является инициативой работников вагонного депо Минеральные Воды. В ходе его реализации были детально описаны процессы «как есть» и «как будет». В описании учтён весь жизненный цикл средств измерения (СИ) – от момента закупки до выдачи на пункт технического осмотра (ПТО), увязка с внешним контуром и складским учётом.

Метрологическое обеспечение в вагонном хозяйстве – это один из основных элементов обеспечения технологического процесса. Каждый осмотрщик-ремонтник вагонов обязан выходить к поезду с индивидуальным комплектом шаблонов, которые он носит в специальной сумке. Такая технология обуславливает наличие более 150 тыс. единиц СИ в пользовании вагонников на сети – одно из наиболее ёмких в РЖД хозяйств в плане количества мерительного инструмента. Вместе с количеством возникают и все сопутствующие проблемы, связанные с организацией поверки и калибровки средств измерений, контролем наличия СИ у работников, допуском к смене работников, взаимодействием с центрами метрологии.

При этом наличие мерительного инструмента – обязательное условие выполнения качественного технического обслуживания поездов, что крайне актуально для вагонного комплекса, доля влияния которого на график и безопасность движения очень высока.

В двух словах прокомментирую процесс обеспечения мерительным инструментом в вагонном депо. На основании графика поверки и информации из АСУ «Метролог», сообщающих о необходимости поверки, работник техотдела депо организовывает сбор мерительного инструмента с участков. Как правило, это несколько сотен единиц инструмента. Далее вручную вводит в АСУ «Метролог» информацию о действиях с инструментом, отмечая в системе отправку в центр метрологии (ДЦМ). Из опыта – процесс ручной проверки и ввода данных занимает около двух недель. В ДЦМ комплект снова вручную проверяют на соответствие графику поверки и наличие документов, производят саму поверку, формируют сертификат о поверке по каждому СИ и вручную вводят информацию о поверке в АРМ. В отдельных случаях информацию о поверке вводят в депо после получения сертификатов. После этого комплект возвращается в депо, специалист распечатывает все сертификаты и рассылает на участки СИ, параллельно вручную отмечая в АРМе все операции с инструментом.

Эти процессы имеют крайне низкий уровень автоматизации и в основном контролируются самим исполнителем, что зачастую приводит к перекосам в учёте, срывам сроков графиков поверки и допуском работников с просроченными СИ. Решение проблем мы нашли во внедрении современных элементов маркировки, а именно RFID и QR, и создании уникального технического решения для устранения не только конкретной проблемы вагонников, но и иных задач, в том числе связанных с прослеживаемостью и маркировкой. Нанесена лазерная гравировка QR-кодов как элемент дублирующей маркировки на случай неисправности RFID или оборудования. Выбрано необходимое оборудование для считывания и обработки. Теперь метролог в депо включает сессию работы в АРМе (например, передача на поверку), прикладывает измерительный инструмент к считывателю, и система сама производит необходимые действия для поверки. После поступления СИ в ДЦМ там также производится считывание меток, автоматически формируются бланки протоколов поверки, сертификатов, производится запись информации на метку о результатах поверки с автоматической отработкой в системе. После получения СИ обратно в депо работник техотдела распределяет инструмент по участкам, также без ввода данных вручную, путём считывания меток. Полученные на участках СИ не требуют хранения сертификатов в бумажном виде и излишних операций по их контролю.

Подобным образом мы уже сэкономили, по сути, две недели ручного труда.

Чтобы исключить возможность допуска работника в смену с просроченным средством измерения, мы смонтировали на ПТО комплект оборудования для считывания. Также мы создали идентификационные карточки (ID-карточки) с записанной информацией о работнике и вмонтировали RFID-метки в сумки. Для обеспечения обработки и отображения данных был создан прототип информационной системы АРМ для работы с инструментом. Работник, получая комплект, прикладывает сначала свою ID-карточку, потом метку на сумке и далее поочередно все СИ. Мы получаем полную прослеживаемость процесса допуска работника, формируем электронный след всех действий. В ходе считывания система сверяет наличие данных о поверке с информацией в АСУ «Метролог». При наличии ошибок предусмотрены сигнализация и порядок отработки сигналов. После наполнения комплектом сумки система допускает работника к смене.

Наличие АРМа и формирование электронного учёта позволяют также произвести интеграцию с другими информационными системами ОАО «РЖД», что создаёт возможность автоматизированного формирования любых форм отчётности с получением в онлайн-режиме отчётов об обеспеченности средствами измерений и их использовании на всех уровнях – от руководителя участка до Центрального аппарата и Главного центра управления РЖД.

В ходе реализации проекта мы не остановились только на решении задач, связанных с метрологическим обеспечением работников. Смонтировав оборудование, мы поняли, что RFID-технологии позволяют получить неограниченный ряд дополнительных эффектов, связанных, например, с контролем выхода работника с сумкой из ПТО, подходом к поездам и фиксацией операций по техническому обслуживанию. Для решения этой задачи мы разместили считывающие антенны на выходе из ПТО и в парке станции. Оборудование позволяет считывать метки при нахождении их в зоне контроля и обрабатывать с передачей данных непосредственно в АРМ. Все случаи входа в зону контроля, время нахождения и покидания фиксируются в виде отчётов, которые можно использовать при анализе работы смены или при расследовании случаев нарушения безопасности. Таким образом, мы можем получить дополнительную систему объективного контроля за выполнением технологического процесса, что влияет на обеспечение безопасности движения поездов.

Мы создали на станции Минеральные Воды компетенцию по использованию RFID. Результаты пилотного проекта позволяют говорить о высоком потенциале подобных систем.

https://gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner