НОВОСТИ
26 декабря 2021

«Вагоны-самосвалы - Требования к прочности качествам»

Межгосударственный стандарт, разработанный ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ») в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на вагоны-самосвалы, эксплуатируемые на железнодорожных путях общего и необщего пользования и эксплуатируемые только на путях необщего пользования с возможностью транспортирования по железнодорожным путям общего пользования в порожнем состоянии железных дорог колеи 1520 мм, предназначенные для механизированной погрузки, разгрузки и перевозки сыпучих и кусковых грузов.

При разработке стандарта использовались «Нормы для расчета и проектирования новых вагонов-самосвалов (думпкаров) колеи 1520 мм» (ВНИИВ, М., 1986, далее – Нормы).

Основные положения Норм были заложены в 1970-1980 гг., когда применения вычислительной техники находилось на начальной стадии. Соответствующие подходы были ориентированы на применение при расчетах аналитических приближенных уравнений, в настоящее время замененных численными методами (методами конечных элементов при расчетах прочности и численного интегрирования уравнений движения вагона для определения его показателей динамических качеств). Аналитические расчеты сдерживают внедрение современных методов расчета и ограничивают проведение научных исследований. В определенной мере наличие примитивных аналитических формул не требует от проектировщика высокого уровня квалификации, что может привести к серьезным ошибкам на первых этапах создания вагона.

Следует также отметить, что при создании новых конструкций Нормы не позволяют учитывать преимущества инновационных ходовых частей в части динамических качеств и снижения нагруженности кузова.
Вводимый в действие ГОСТ 34764-2021 позволяет решить следующие задачи:

- учесть современные подходы к испытаниям (измерение динамических сил) и расчетам (моделирование движения вагона на основе уравнений динамики, метод конечных элементов для расчета прочности);

- снять ограничения по улучшению технико-экономических параметров вагонов;

- снять ограничения по использованию в вагоностроении новых материалов;

- унифицировать требования, предъявляемые к вагонам при расчетах и испытаниях.

В стандарте установлены требования к прочности и динамическим качествам при выполнении расчетов и оценке результатов испытаний по ГОСТ 33788-2016 «Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества» для несущей конструкции нижней рамы и кузова вагона, крепления подвесного оборудования вагона, несущей конструкции и крепления подвесного оборудования тележек, составных частей тормозной рычажной передачи, а также требования к автоматическому сцеплению вагонов и проходу сцепленными вагонами кривых участков пути, требования по воздействию на путь.

В ГОСТ 34764-2021 установлены 13 новых терминов и их определений: база вагона, вагон-самосвал с двусторонней разгрузкой, вагон-самосвал с односторонней разгрузкой, конструкционная скорость, кузов (вагона-самосвала), несущая конструкция нижней рамы и кузова (вагона-самосвала), несущая конструкция тележки, нижняя рама (вагона-самосвала), расчетный ресурс составной части несущей конструкции вагона, подвесное оборудование вагона (тележки), статический прогиб несущей конструкции вагона, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования.

Применение стандарта, в том числе, будет направлено на обеспечение исполнения требований технических регламентов ЕАЭС в области железнодорожного транспорта.

Ожидаемый эффект от введения в действие ГОСТ 34764-2021 на железнодорожном транспорте выразится в:

- повышении надежности подвижного состава и безопасности движения;

- сокращении объемов работ по техническому содержанию и плановым видам ремонта;

- уменьшении эксплуатационных затрат;

- замене морально устаревших конструкций вагонов-самосвалов и их составных частей на конструкции с улучшенными техническими характеристиками;

- повышении эффективности перевозок и снижении воздействия на инфраструктуру.

ГОСТ 34764-2021 разрабатывался с 2019 года. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило около ста двадцати замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «УКБВ», АО «ПГК», АО «НИИАС», АО «Трансмашхолдинг», ООО «ТМХинжиниринг», АО «ВНИИЖТ», а также от других организаций-членов НП «ОПЖТ» и ТК 045.

Протоколом от 26 августа 2021 г. № 142-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия и Узбекистан.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2021 г. № 1065-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34764-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2022 г. с правом досрочного применения.

С текстом ГОСТ 34764-2021 можно ознакомиться на сайте Росстандарта. Приобрести официальное издание стандарта можно на сайте ФГБУ «Российский институт стандартизации». Также доступ к официальному тексту документа можно получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы «Техэксперт» компании «Кодекс».

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner