НОВОСТИ
31 октября 2021

Уровень цен продолжает оставаться на критическом уровне

Одним из ключевых вызовов для масштабирования применения водородного топлива является его транспортировка. О перспективах спроса на подвижной состав для перевозок водорода и других криопродуктов, динамике цен на металл и сотрудничестве с МИГ «КТЗ» в интервью «Технике железных дорог» рассказал замгендиректора концерна «Уралвагонзавод» по гражданской продукции Борис Мягков.

Борис Анатольевич, в середине августа (интервью состоялось в конце августа на салоне «PRO//Движение.Экспо». – Прим. ред.) СМИ со ссылкой на металлургические компании сообщали о снижении цен на сталь и другую металлопродукцию. Ощущает ли УВЗ уже такую динамику?

Действительно, со стороны металлургов после введения государством экспортной пошлины начались определенные подвижки по ценам, однако они нас пока не до конца устраивают и до возвращения тех ценовых условий, которые были до наблюдавшегося в последнее время скачкообразного роста, пока еще далеко.

Уровень цен продолжает оставаться на критическом уровне?

Уровень очень тяжелый. Напомню, что в последнее время мы работали в направлении повышения загрузки мощностей до объемов, которые позволяют вести деятельность хотя бы в нормальном ритмичном режиме. Мы нашли заказчиков, которые заинтересованы долгосрочно обновлять парк инновационными вагонами, заключили контракты. А потом начался резкий рост цен на металл.

Входящий в УВЗ «Уралкриомаш» еще несколько лет назад выпускал цистерны для перевозки водорода. Видите ли потенциал возобновления спроса на них с учетом национальных и глобальных планов по развитию водородной энергетики?

Начну с того, что «Уралкриомаш» является уникальным в своем роде предприятием, которое производит очень сложную и узкопрофильную продукцию для отраслей, на которые не сильно влияет общеэкономическая ситуация. Если таким заказчикам нужны соответствующие технологии и компетенции, то рост цен на металл и саму конечную продукцию «Уралкриомаша» для них не является ограничивающим фактором. Есть целые программы развития отраслей промышленности – это, прежде всего, федеральная космическая программа, а также утвержденная Правительством РФ долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа и концепция развития водородной энергетики. Необходимость заказа у «Уралкриомаша» встроена прямо в них.

Если говорить о перевозках водорода, то, действительно, наработаны существенные компетенции, однако это очень сложная продукция: криогенная цистерна, состоящая из внутреннего сосуда и оболочки, между которыми экранно-порошково-вакуумная теплоизоляция.

При разговоре о транспортировке водорода нужно понимать, что такое водородная среда. Жидкий водород чрезвычайно взрывоопасен и пожароопасен, температура кипения водорода лишь на 20 градусов выше абсолютного нуля, что требует применения в емкости суперизоляции. Соответственно, для перевозки водорода предъявляются очень строгие требования к технике: маркам металла и арматуре.

Конечно, с учетом мировых тенденций, развития производства водородных топливных элементов будет возникать спрос на перевозки водорода, но они будут носить локальный характер в местах, где сконцентрированы производство топлива, соответствующая инфраструктура, потребление. Там будет требоваться тара для внутризаводских перевозок, доставки до заправок. Вряд ли спрос будет превышать мелкосерийные объемы, а востребован будет скорее не вагон-цистерна, а танк-контейнер.

Однако эти перспективы носят достаточно отдаленный характер. Гораздо активнее сегодня развивается направление перевозок сжиженного природного газа (СПГ). Перспективы спроса существенные: у нас целые регионы не имеют газоснабжения и организовать туда доставку газа достаточно легко. В ГК «Ростех» создан целый блок предприятий, включая УВЗ и «Уралкриомаш», перед ним поставлена задача собрать полную технологическую цепь по СПГ. Уже реализуются инвестиционные проекты, которые направлены на увеличение производственных мощностей «Уралкриомаша» и создание соответствующей тары: на салоне «PRO//Движение.Экспо» мы представили как раз вагон-цистерну для транспортировки и хранения СПГ модели 15-5106-01, оснащенную криогенным насосом. Сегодня «Уралкриомаш» является единственным разработчиком и производителем данной техники на пространстве «колеи 1520».

Какие компетенции «Уралкриомаша» сейчас востребованы?

Из-за пандемии COVID-19 в больницах и госпиталях выросла потребность в медицинском кислороде для обеспечения работы реанимационных отделений. «Уралкриомаш» выпускает цистерны, которые позволяют перевозить кислород в жидком состоянии.

В период особо острой потребности мы совместно с Минпромторгом те цистерны, которые уже были в эксплуатации и недавно отгружены, достаточно быстро переориентировали на перевозку кислорода из точек его производства на Урале к медицинским учреждениям в других регионах страны.

Может ли с учетом опыта пандемии возникнуть спрос на такую цистерну за рубежом?

На вагон – нет, все-таки много нюансов сертификации, допусков и так далее. А вот созданные на базе этих технологий танк-контейнеры действительно могут быть востребованы, однако, повторюсь, это все достаточно узкие и мелкосерийные поставки.

В рамках выставки INNOPROM УВЗ и концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) подписали соглашение о создании совместного предприятия для развития городского рельсового транспорта. В чем будет заключаться его деятельность?

Мы будем совместно идти в концессионные проекты. В России более 80 городов с трамвайным движением. Совместное предприятие, с нашей точки зрения, будет востребовано, так как жителям нужен комфортный, безопасный и быстрый транспорт, а интерес муниципалитетов – разгрузить автодороги. Также со стороны городов есть интерес отдавать транспортное обслуживание в концессию «под ключ»: когда концессионер обслуживает транспортную систему, поставляет подвижной состав, ориентирован на максимальный экономический эффект. В рамках совместного предприятия мы планируем обеспечить синергетический эффект: распределить работу исходя из того, у кого есть более сильные компетенции по конечному продукту, по компонентам, и сформировать наиболее оптимальные решения для конкретных городов.

С КТЗ у нас давно налажено тесное сотрудничество, у них сильные производственные мощности и технические возможности. Развиваем производство компонентов и внутри УВЗ: так, в НПО «Электромашина» недавно освоили производство новых электродвигателей, которые установлены в наших ретротрамваях 71-415Р. Создание качественных гражданских продуктов – один из основных наших приоритетов сегодня.

Если говорить про ретромодель – Санкт-Петербург планирует для центра города закупить 85 трамваев в ретродизайне. Будете ли участвовать в конкурсе?

Конечно, планируем. Трамвай в стиле «ретро» уже украсил центр Нижнего Новгорода, куда 11 машин 71-415Р поставляются в лизинг.

Отмечу, что у нас еще есть одна идея в работе, – проект свадебного трамвая.

С одной стороны, это может выглядеть экзотикой, но с другой – будет красиво, а по комфорту при соответствующем качестве инфраструктуры не будет уступать лимузину.

TELEGRAM

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner