НОВОСТИ
28 октября 2021

Решить с помощью регулирования тарифов

Проблему металлургической отрасли с нехваткой лома снова пытаются решить с помощью регулирования тарифов. Минпромторг начал обсуждать с отраслью новое повышение экспортной пошлины на лом черных металлов. Ломозаготовители традиционно против повышения, говоря, что от роста пошлин падает ломосбор. Металлурги же, хотя и испытывают проблемы с формированием запасов лома на зиму, не выступают единым фронтом за повышение пошлины и отмечают проблему с нехваткой вагонов, которые, по данным ОАО РЖД, перекупили угольщики.

Минпромторг разослал крупным металлургическим компаниям письмо с просьбой предоставить и сопроводить аргументами позиции о необходимости увеличения ставки вывозной таможенной пошлины. Письмо от 19 октября есть у “Ъ”. Также Минпромторг попросил сообщить о проблемах в формировании запасов лома на зиму с учетом ограничений в обеспечении железнодорожными вагонами. В министерстве отказались от комментариев.

В августе пошлины на экспорт лома были увеличены с €45 до 5%, но не менее €70 за тонну. Минпромторг предлагает более радикальный вариант с €90 (см. “Ъ” от 20 мая). В сентябре заместитель министра промышленности Виктор Евтухов говорил ТАСС, что не исключается как дальнейший рост пошлин, так и ввод квотирования. «Новая высокая пошлина на экспорт пока не принесла каких-то ощутимых плодов»,— пояснял он. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин солидарен с ним: экспортные пошлины, судя по ценам, значительного эффекта на рынок не оказали. В сентябре цены находились на уровнях 26–26,5 тыс. руб. за тонну, что ненамного ниже июльского пика цен, говорит он.

Эта работа ведется в условиях ухудшения оборота вагонов ОАО РЖД и квотирования экспорта лома Казахстаном. Кроме того, сейчас на экспортных рынках цены находятся на высоком уровне, что делает поставки туда более интересными для ломозаготовителей, добавил он “Ъ”. Но вице-президент ПМХ Сергей Фролов заявил “Ъ”, что компания против любых экспортных пошлин в черной металлургии, а введение пошлины на лом вместо повышения его доступности и снижения цены привело к сокращению ломосбора и его дефициту на внутреннем рынке. «Эта мера действительно оказывает эффект снижения цены, но его действие очень краткосрочно и связано с наличием запасов уже собранного лома в момент установления пошлины,— полагает он.— Как только запас исчезает, возникает дефицит, связанный с нежеланием заготавливать лом по новой цене».

Зато ломозаготовители выступают категорически против увеличения ставок из-за отрицательного влияния на ломосбор, заявил “Ъ” директор ассоциации НСРО «Руслом.ком» Виктор Ковшевный. «Еще в мае мы представили расчеты, что предельный уровень пошлины не может превышать €49 при уровне экспортных цен на лом $505–520 за тонну, иначе будет падение ломосбора,— напомнил он.— Тогда было принято решение о росте пошлины до €70, хотя мировые цены пошли вниз и вскоре упали до $415–430». По его словам, в августе произошло падение ломосбора на 25% к июлю, что является самым низким показателем за последние пять лет. Гендиректор «Транслома» Сергей Астахов говорит, что в совокупности факторов, влияющих на рынок конечной продукции, наиболее важной является проблема с железнодорожным подвижным составом для перевозки лома.

В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что с их стороны никаких ограничений нет. «Вагонного парка также достаточно,— заверили в монополии.— Всего на сети железных дорог более 580 тыс. полувагонов. Из них порядка 10% сейчас не задействованы в перевозке». При этом в монополии отмечают ажиотаж на рынке предоставления подвижного состава, связанный с ростом спроса на полувагоны со стороны угольных компаний, с избытком резервирующих вагоны, что приводит к переориентации операторов на предоставление вагонов под экспортный уголь.

«Эффективность введения экспортных пошлин на лом довольно низка, а металлурги, которые в этом году сами столкнулись с экспортными пошлинами, вряд ли будут сильно настаивать на ужесточении этих мер»,— считает эксперт. По мнению Сергея Фролова, успешный пример госрегулирования рынка лома — это введение импортной пошлины в Китае: оно позволило местным ломозаготовительным компаниям нарастить инвестиции для повышения глубины извлечения сырья, что привело к увеличению ломосбора.

КОММЕРСАНТ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner