НОВОСТИ
27 сентября 2021

Призрак стального дефицита

Европейский аналитический центр Horvath провел опрос среди европейских производителей железнодорожной техники о прогнозах темпов производства. Промышленники ждут повышения цен на сталь и опасаются, что затраты на производство не будут покрыты выручкой от текущих контрактов.

Согласно исследованию Horvath, рост цен на сырье наблюдался с 2020 года. По словам эксперта по ценообразованию аналитического центра Данило Затта, в среднем с осени 2020 года цены выросли на 30%, а с начала 2021 года – еще на 20%. Например, на вторичное металлическое сырье пиковое значение повышения цен составило 65%.
«Каждые два-три дня цены на сырьевые товары повышаются. Производители не ожидают, что рост цен в среднесрочной перспективе прекратится. Напротив, для таких сырьевых групп, как сталь и пластмасса, рынок производства прогнозирует дальнейшее повышение цен в двукратном размере», – пояснил Данило Затта.

Западная Европа является вторым регионом мира по числу производственных площадок, занимает 1-е место по числу производственных площадок в сфере пассажирского подвижного состава и 2-е место – в сфере локомотивов. Концентрация большого числа крупных компаний-производителей на рынке обусловливает наличие высокого уровня конкуренции. В целом Западная Европа является крупнейшим регионом потребления электропоездов (4,78 млрд евро, 51,8% мирового рынка), легкорельсового транспорта (0,81 млрд евро, 37,9%) и дизель-поездов (0,61 млрд евро, 40,5%).

В I квартале 2021 года мировые цены на сталь выросли в среднем на 25–30%. Эксперты ожидают дальнейшее повышение стоимости еще на столько же. Среди причин таких скачков аналитики выделяют в первую очередь сокращение объемов производства стали в Китае из-за национальной экологической программы. Страна снизила темпы производства для снижения выбросов. Вторая причина – эпидемиологические ограничения в Европе.

По словам управляющего директора Molinari Rail GmbH Яна Хардера, производители подвижного состава находятся в уязвимом положении, поскольку увеличение затрат не может быть покрыто выручкой от текущих проектов. «Компании могут согласовать определенную вариативность цен или продление сроков поставки. Важно помнить, что дело не только в ценах, но и в доступности сырья и компонентов. В свою очередь органы власти могут предоставить дополнительную поддержку путем проведения антимонопольных расследований по факту возможных сговоров поставщиков», – заключил управляющий директор.

Опасения экспертов подтверждают и производители подвижного состава. Как рассказал «Гудку» менеджер по связям со СМИ Siemens Саймон Фридле, предприятие ожидает повышение цен на сырье в ближайшие месяцы. По подсчетам компании, оно вызовет серьезные препятствия для осуществления деятельности, поскольку не может быть полностью компенсировано хеджированием и повышением цен на выпускаемую продукцию.

Согласно данным статистического ведомства Германии, цены немецких промышленных производителей в июле 2021 года выросли на 10,4% по отношению к июлю прошлого года. Это самый высокий зафиксированный месячный рост с 1975 года, когда цены увеличились на 10,5%. Повышение цен стало причиной возникновения проблем с поставками сырья и комплектующих, они наблюдаются у 83% немецких предприятий. Из них только 20% ожидают улучшения ситуации до конца года, 50% респондентов рассчитывают на стабилизацию цен в 2022 году. Дефицит комплектующих спровоцировал повышение цен на продукцию.

Однако некоторые компании настроены позитивно. Заместитель генерального директора Lietuvos geležinkeliai («Литовские железные дороги», ЛЖД) Мантас Дубаускас считает, что после разработки новых технологических процессов к 2030 году компании группы могут произвести около 5 тыс. вагонов. «Насколько нам известно, в настоящее время в ЕС нет компаний, производящих вагоны для колеи шириной 1520 мм. Детали для производства будем закупать у различных компаний. Согласно расчетам, стоимость наших вагонов соответствует рыночной цене», – заявил Мантас Дубаускас.

Российский рынок машиностроения также отмечает негативные последствия роста цен. По словам исполнительного директора союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, увеличение стоимости металлопродукции в I квартале 2021 года спровоцировало существенный рост себестоимости грузовых вагонов и вывело их производство на многих площадках за пределы рентабельности. «С учетом того, что такую ситуацию невозможно назвать нормальной, а рост цен на металл продолжается, нельзя исключать возможность пересмотра или разрыва существующих контрактов на поставки вагонов со стороны покупателей в случае вынужденного повышения цен на вагоны», – пояснил Евгений Семенов.

В свою очередь агентство Fitch повысило свой краткосрочный прогноз средних мировых цен на сталь – до $800 за тонну с ожидаемых ранее $660 за тонну. Причем цены начнут стабилизироваться к концу 2021 года. В следующем году аналитики ожидают снижения котировок в среднем до $600 за тонну. Стоит отметить, что в 2020 году средний уровень цен на сталь в мире составил $582 за тонну.
«Это даже не восстановление после экономического кризиса, это перезапуск после пандемии, после которого баланс спроса и предложения на сталь должен, я предполагаю, нормализоваться очень быстро, – считает аналитик Concorde Capital Дмитрий Хорошун. – Не так быстро, как могло показаться еще недавно, но вряд ли цены будут такими высокими, как во II квартале 2021 года, на протяжении нескольких лет. Возможно, несколько месяцев, от силы пару кварталов».

Ключевым фактором роста цен является дефицит металлопродукции. По оценкам ассоциации Eurometal, дефицит стальной продукции на европейском рынке (около 3 млн тонн) может сохраниться по меньшей мере до конца текущего года.

https://gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner