Требуется повышение клиентоориентированности
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СБОРНЫХ ГРУЗОВ
Цыганская Л.В. (АО «НВЦ «Вагоны», ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия), Бейн Д.Г. (АО «НВЦ «Вагоны», г. Санкт-Петербург, Россия), Кондратенко В.С. (ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы», г. Санкт-Петербург, Россия)
Приведены результаты предварительного выбора и сравнение технических параметров: крытого вагона для сборных грузов (с учетом результатов маркетингового исследования и составленного портрета потребителя); сменного кузова длиной 40 футов для сборных грузов (с возможностью установки на стандартные упоры для крепления контейнеров фитинговых вагонов-платформ, находящихся в эксплуатации).
Известно, что железнодорожный транспорт является вторым по популярности после автомобильного транспорта и доставка им сборных грузов обладает следующими конкурентными преимуществами: безопасностью движения; сохранностью груза; экологичностью перевозки; относительно низкой стоимостью, поскольку клиент не арендует целый вагон/контейнер; высокой вместимостью и грузоподъемностью подвижного состава по сравнению с автомобильным; независимостью от погодных условий; точным соблюдением сроков по установленным ниткам графика и по расписанию [1–4].
Перевозки сборных грузов железнодорожным транспортом становятся все более популярными, поскольку они позволяют осуществить доставку небольшой партии товара за короткое время с минимальными затратами.
Очевидно, что дальнейшее развитие технологии перевозки сборных грузов объективно требует не только эволюции технических решений в вагоностроении, но и повышения клиентоориентированности дополнительных технических опций и инноваций в организации внутреннего пространства подвижного состава в целом.
Исходя из наблюдаемой положительной динамики объема перевозок сборных грузов железнодорожным транспортом за 2020 г., специалисты ПГУПС совместно с АО «НВЦ «Вагоны» по заказу ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы» выполнили маркетинговое исследование, одной из целей которого было привести перечень технических требований к вагону, потенциальных маршрутов, дополнительных опций и услуг по перевозке сборных грузов в вагоне-паллетовозе, на основании чего дать оценку возможных вариантов технических решений [5]. Одной из задач исследования было сформулировать рекомендации по возможным вариантам конструкции подвижного состава для сборных грузов [5].
По итогам проведенного в [5] исследования рекомендованы решения по крытому вагону и сменному кузову, предложенные специалистами АО «НВЦ «Вагоны».
Генеральная концепция: крытый вагон с кузовом большого объема и увеличенной длиной погрузочно-разгрузочного фронта, в одноэтажном исполнении, в следующих вариантах (рисунок 1).
Вариант 1 (базовый) – с подъемными боковыми стенками (для обеспечения единовременного доступа ко всему пространству кузова вагона и удобства выполнения грузовых операций) и сдвижными внутренними перегородками (для обеспечения сохранности и фиксации грузов).
Вариант 2 (опциональный расширенный) – то же, что и вариант 1 + съемные легковесные телескопические полки для регулирования внутреннего пространства кузова вагона (мобильное опционное оборудование по желанию клиента-заказчика перевозки).
Технические параметры вагона по вариантам 1 и 2: осевая нагрузка 23,5 т, внутренняя ширина кузова вагона 3,2 м (габарит Тпр), скорость 90 км/ч (грузовые тележки тип 2 ГОСТ 9246-2013).
Вариант 3 (скоростной) – то же, что и вариант 1, с увеличенной скоростью движения на путях ОАО «РЖД» до 140 км/ч; вариант 4 (скоростной расширенный) – то же, что и вариант 2, с увеличенной скоростью движения на путях ОАО «РЖД» до 140 км/ч.
Рисунок 1 Вариант размещения груза в крытом вагоне для сборных грузов (с использованием съемных легковесных телескопических полок для регулирования внутреннего пространства)
В части конструкции сменного кузова, по результатам маркетинговых исследований [5] предложен следующий вариант – съемный кузов длиной 40 футов грузоподъемностью 30-36 тонн, тара 4-6 тонн. Технология перевозки: съемный кузов заполняется паллетами, может подниматься в груженом состоянии на вагон-платформу.
Сменные кузова для сборных грузов на вагоне-платформе длиной 80 футов показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 Сменные кузова для сборных грузов на вагоне-платформе длиной 80 футов
По результатам сравнения параметров типового крытого вагона с осевой нагрузкой 23,5 т/ось и предлагаемых вариантов подвижного состава можно сделать следующие выводы:
− показатели полезного объема предлагаемого крытого вагона на 33,5% превышают полезный объем типового крытого вагона;
− два сменных кузова уступают предлагаемому крытому вагону по полезному объему на 25%, при этом полезный объем сменных кузовов возможно увеличить при условии использования верхнего габарита, в случае отказа от подъема спредерными устройствами за верхние фитинги;
− грузоподъемность предлагаемых вариантов подвижного состава на 10% уступает типовому крытому вагону, при этом увеличение данного параметра нецелесообразно, так как при перевозке сборных грузов подвижной состав недоиспользует грузоподъемность;
− сменный кузов является наиболее дешевым в изготовлении;
− по скорости погрузки, предлагаемые варианты подвижного состава имеют преимущество перед типовым крытым вагоном за счет увеличенной длины погрузочно-разгрузочного фронта.
Результаты проведенного исследования могут применяться при выходе на рынок в части установления опциональных линеек исполнения подвижного состава и его стоимости. Исследование выполнено АО «НВЦ «Вагоны» по заказу ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы» в 2020 г.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)
Комментарии