НОВОСТИ
21 сентября 2021

К вопросу о трудоемкости текущего отцепочного ремонта

К ВОПРОСУ О ТРУДОЕМКОСТИ ТЕКУЩЕГО ОТЦЕПОЧНОГО РЕМОНТА

Мойкин Д.А. (ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия)

В настоящее время активно производится внедрение современных технологий в процессы эксплуатации грузовых вагонов и в первую очередь это конечно  системы диагностики вагонов в пути следования. Однако процессы текущих отцепочных ремонтов (ТОР) грузовых вагонов современные технологии обходят стороной, несмотря на то, что именно к текущим ремонтам у собственников подвижного состава возникает немало вопросов. Это и высокая, постоянно растущая стоимость текущего ремонта грузовых вагонов, и их длительный простой в ожидании запасных частей, и претензии к качеству и обоснованности ремонта, и вопросы договорных отношений. Многие из имеющихся проблем могут быть решены административными путями, но снижение себестоимости ремонта и повышение его качества возможно лишь за счет повышения технологичности, в том числе снижения трудоемкости и повышения качества путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных технологий.

Для определения путей снижения себестоимости и трудоемкости ТОР, был произведен поиск проблем, наиболее сильно влияющих на общую трудоемкость текущего ремонта. Для этого были проанализированы причины отцепок вагонов в ТОР. В результате анализа было выявлено, что львиная доля отцепок (80−90%) происходит из-за неисправностей колесных пар, что дает основания  сфокусировать внимание именно на операциях по смене колесных пар.

В дальнейшем была проанализирована трудоемкость операций, выполняемых при смене колесных пар. Согласно норм времени на текущий отцепочный ремонт, на смену колесной пары выделяется 0,24 нормо часа. С учетом времени на подготовительно-заключительные операции и прочие вспомогательные  составляющие технологического процесса время на смену одной колесной пары в грузовом вагоне составляет около 19 минут. Для проведения анализа были выделены двенадцать основных операций, а их параметры приведены в в таблице 1. В данной таблице выделены ячейки, содержащие  в себе информацию о высокой трудоемкости и наличии грузоподъёмных работ. Как видно из таблицы, из двенадцати операций по смене колесной пары, пять операций имеют трудоемкость в среднем по 6 чел. минут на каждую. Причем высокая трудоемкость по этим операциям вызвана, даже не сложностью работ, а необходимостью  выполнения их  силами нескольких человек. Речь идет об операциях связанных с подъемкой вагона, выкаткой и подкаткой тележки и колесной пары. Несколько меньшую трудоемкость имеют операции связанные с выдачей и складированием колесных пар. Важно акцентировать внимание на то, что из двенадцати основных операций половина связана с использованием грузоподъемных механизмов, а, как известно, наличие крановых операций весьма негативно сказываются на технологичности всего процесса.

Таблица 1 – Ориентировочная трудоемкость операций при смене КП

№ опер

Наименование операции

Грузоподъёмные устройства

Время операции, мин

Кол-во задействованных работников

Трудоемкость, чел*мин

1.

Позиционирование и закрепление вагона

 

2

2

4

2.

Отсоединение  ТРП

 

0,5

1

0,5

3.

Подъемка вагона

домкраты

2

3

6

4.

Выкатка тележки

 

2

3

6

5.

Измерение диаметра колес

 

1

1

1

6.

Подъем тележки и выкатка КП

Кран (консоль)

2

2

4

7.

Складирование дефектной КП

Кран (Консоль)

2

2

4

8.

Подача исправной КП

Кран (Консоль)

2

2

4

9

Подкатка исправной КП

Кран (Консоль)

2

3

6

10

Подкатка тележки

 

2

3

6

11

Опускание вагона

Домкрат

2

3

6

12

Соединение ТРП

 

0,5

1

0,5

 

 

ИТОГО

19

 

48

Выше изложенные результаты дают основания сделать вывод о необходимости разработки технологии смены колесной пары без операций по подъемке кузова, а также о необходимости снижения или автоматизации крановых операций. На сегодняшний день уже существуют технологии бесподъемочной смены колесных пар. В качестве примера, можно вспомнить технологию смены КП при техническом обслуживании поезда Siemens Velaro, однако такая технология для обслуживания грузовых вагонов в условиях участков текущего отцепочного ремонта требует серьезной переработки. Что касается автоматизации крановых операций, то на сегодняшний день уже существует достаточное количество различных манипуляторов и систем автоматики для них, включая системы технического зрения. Поэтому конструирование автоматического манипулятора для выдачи складирования колесных пар является всего лишь инженерной задачей.

Создание и внедрение технологии бесподъемочной смены колеснызх пар позволит снизить трудоемкость всего процесса почти в три раза за счет снижения количества рабочих. В таблице 2 приведена трудоемкость смены КП при внедрении такой технологии.

Таблица 2 – Ориентировочная трудоемкость операций при смене КП при безподъемочной технологии

№ опер

Наименование операции

Грузоподъёмные устройства

Время операции, мин

Кол-во задействованных работников

Трудоемкость, чел*мин

1.

Позиционирование и закрепление вагона

 

2

1

2

2.

Отсоединение  ТРП и фиксация рам тележки

 

1

1

1

3.

Опускание КП

Специализированный подъемник

2

1

2

4

Измерение диаметра колес

 

1

1

1

5

Складирование дефектной КП

Автоматическая система складирования КП

0,5

1

0,5

6.

Подача исправной КП

Автоматическая система складирования КП

0,5

1

0,5

7

Подъем исправной КП

Специализированный подъемник

2

1

2

8

Соединение ТРП и расфиксация боковин тележек

 

1

1

1

 

 

ИТОГО

10

 

10

Как видно из таблицы, применение безподъемочной технологии позволяет достичь снижения времени всего процесса почти в два раза, а снижение трудоемкости в четыре раза.

Вместе с тем, сегодня все участки ТОР оснащены стационарным парком колесных пар, что приводит к необходимости крановых операций при направлении дефектных КП на освидетельствование и при заполнении парка исправными колесными парами. Применение мобильных складов колесных пар, например, на базе фитинговых платформ, позволило бы исключить потери  на таких вспомогательных операциях.

Планировка участка по смене колесных пар, реализующего технологию безподъемочной смены КП может иметь вид, представленный на рисунке 1. 

Рисунок 1 Схема участка безподъемочной смены колесных пар

Участок должен иметь двухуровневую конфигурацию. В верхнем уровне располагаются два железнодорожных пути. Первый путь оборудован подъемником колесных пар и по нему перемещается сцеп из забракованных вагонов по дефектам КП. Второй путь предназначен для размещения мобильного склада КП. Этот путь находится  в зоне действия автоматического манипулятора козлового или мостового типа. В нижнем уровне расположены два пути, предназначенные для подачи исправных и уборки неисправных колесных пар, также находящиеся в зоне действия манипулятора. Кроме того в нижнем уровне расположен подъемник с позицией смены колесной пары.

Резюмирую все вышеизложенное, можно сказать, что для достижения существенного снижения трудоемкости операций по смене колесных пар, на крупных  участках текущего отцепочного ремонта необходимо производить комплексную реконструкцию с разработкой и внедрением  технологии безподъемочной смены колесных пар, а в процессе проектирования весьма важно проработать логистику маршрута  колесных пар на освидетельствование и обратно.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)

Комментарии

ВЧДр 23 сентября 2021

Все долго не от того, что долго поднимают, а от того что долго колесо ждут и вопросы с собственником решают, а потом еще и маневровой работы по обработке ТОРа 1 раз в смену. Все это имело смысл , когда колесо было у одного собственника (МПС, на край - РЖД), а сейчас в эпоху бизнеса на ж.д. все эти слова про реконструкции "по системе "Y" , без мостов" хороши для курсового проекта на 4 курсе, ну или для диплома на выпуск на 5-м, красиво, но на этом всё.


Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner