Комплексный анализ тележек грузовых вагонов
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ОСЕВОЙ НАГРУЗКОЙ 25 ТС
Саидова А.В. (ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, России), Дробжев С.М. («РМ Рейл», г. Саранск, Россия)
Статья посвящена обзору номенклатуры и комплексному анализу технического уровня эксплуатирующихся на сети железных дорог РФ тележек грузовых вагонов тип 3 ГОСТ 9246-2013 с осевой статической нагрузкой 25 тс. В исследовании приняли участие тележки моделей 18-194-1 (АО «Концерн «Уралвагонзавод»), 18-9836 и 18-9855 (разработки НПК «ОВК», выпускаются АО «ТВСЗ») и 18-9800 (разработка ОАО «ВНИКТИ», в настоящее время обновлена, находится в собственности ОАО «РЖД», выпускается АО «Алтайвагон»). Оценка технического уровня велась по различным показателям – технико-экономическим, показателям динамических качеств, воздействия на путь, надежности и ремонтопригодности. Исследование дополнено рассмотрением патентной чистоты конструкций, возможности нарушения ими прав третьих лиц и их степени защиты. В заключении по результатам проведенного анализа тележкам присвоены рейтинговые места, отражающие наиболее и наименее удачные конструкции по общему техническому уровню. Полученные результаты позволяют сформировать вектор дальнейших разработок в области проектирования новых конструкций ходовых частей грузовых вагонов с повышенными осевыми нагрузками.
В РФ максимальная статическая осевая нагрузка, реализуемая в эксплуатации, составляет 25 тс [1]. Эксплуатируются четыре модели тележек – 18-194-1 АО «Концерна «Уралвагонзавод», 18-9836 и 18-9855 НПК «ОВК», выпускаемые АО «ТВСЗ», и 18-9800 разработки АО «ВНИКТИ» (в настоящее время обновлена и находится в собственности ОАО «РЖД»), выпускается АО «Алтайвагон». Все тележки выполнены в виде традиционной трехэлементной конструкции, выпускаются в двух исполнениях – с балкой и без балки авторежима (кроме модели 18-9855 – выпускается в шестнадцати исполнениях, предусмотрена установка тележки в «легкотарных» вагонах и в качестве средней в сочлененных).
Тележки имеют множество конструктивных отличий, главные заключаются в величинах расчетного и полного статических прогибов подвешивания под вагоном с минимальной расчетной массой (в тележках моделей 18-9836 и 18-9855 они увеличены), величине коэффициента относительного трения в рессорном подвешивании (большие значения коэффициентов трения наблюдаются в моделях 18-9836 и 18-9855), применяемых типах скользунов постоянного контакта (в тележках 18-194-1 и 18-9800 – упругие полимерные, в 18-9836 и 18-9855 – пружинные), способах соединения колесных пар с боковыми рамами тележек – в тележках 18-9800 и 18-9836 применяются упругие .вставки, способствующие уменьшению воздействия на путь.
В связи с тем, что в рассматриваемых тележках равное количество осей, одинаковая статическая осевая нагрузка, конструкционная скорость движения и т.д., то сравнение технико-экономических параметров тележек велось по стоимости их изготовления и ремонта и допускаемой Распоряжением [2] скорости движения вагонов на путях Российских железных дорог. Согласно таблице 5.3 Распоряжения [2] допускаемые скорости движения четырехосных грузовых вагонов на тележках моделей 18-194-1, 18-9800, 18-9855 одинаковые и составляют от 55 до 90 км/ч в зависимости от конструкции пути. Результаты сравнения тележек по экономическим показателям приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение тележек по экономическим показателям
Наименование параметра |
Значение параметра для тележки модели * |
|||
18-194-1 |
18-9800 |
18-9836 |
18-9855 |
|
Масса одной тележки, не более, кг |
5200 |
5240 |
4930 |
5000 |
Стоимость изготовления одной тележки, в % от стоимости изготовления тележки модели 18-100 |
128 (2) |
140 (3) |
140 (3) |
118 (1) |
Стоимость планового ремонта одной тележки, в % от стоимости планового ремонта тележки модели 18-100 |
136 (2) |
150 (3) |
150 (3) |
125 (1) |
Сумма мест |
4 |
6 |
6 |
2 |
Итоговые места |
2 |
3 |
3 |
1 |
_________________ * В скобках указано присвоенное тележке место по параметру. |
Сравнение масс тележек показывает различия в их величинах до 370 кг, что может способствовать увеличению грузоподъемности вагона менее, чем на 1 %. Эта величина лежит в пределах погрешности веса вагона, поэтому существенного экономического эффекта от снижения массы тележки не наблюдается. Себестоимость изготовления тележек с осевой нагрузкой 25 тс за счет увеличения массы крупного литья и колесных пар, усовершенствования узлов на 20–40 % больше по сравнению с тележкой модели 18-100, а себестоимость планового ремонта за срок службы – на 25–50 %. Анализ экономических параметров позволил условно распределить тележки по местам: 1 – 18-9855, 2 – 18-194-1, 3 – 18-9800 и 18-9836.
Показатели динамических качеств тележек принимались из отчетных материалов по результатам ходовых динамических испытаний полувагонов, установленных на рассматриваемые тележки, проведенных в период с 2017 по 2019 г на СИП «Белореченская-Майкоп» АО «ВНИИЖТ» [3]. Сравнение осуществлялось по основным показателям в соответствие с ГОСТ 33211 [4], приведенным по скоростям движения и участкам пути (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение тележек по показателям динамических качеств
Наименование показателя |
Значение показателя* для вагона на тележках модели |
|||
18-194-1 |
18-9800 |
18-9836 |
18-9855 |
|
Приведенный показатель коэффициента динамической добавки обрессоренных частей |
0,35 (2)/ 0,21 (2) |
0,39 (3)/ 0,26 (4) |
0,34 (1)/ 0,13 (1) |
0,4 (4)/ 0,22 (3) |
Приведенный показатель коэффициента динамической добавки необрессоренных частей |
0,47 (1)/ 0,27 (2) |
0,51 (3)/ 0,30 (3) |
0,48 (2)/ 0,26 (1) |
0,53 (4)/ 0,33 (4) |
Приведенная рамная сила в долях от статической осевой нагрузки |
0,12 (1)/ 0,08 (1) |
0,22 (3)/ 0,22 (3) |
0,12 (1)/ 0,09 (2) |
0,13 (2)/ 0,09 (2) |
Приведенный показатель запаса устойчивости от схода колеса с рельса |
1,97 (2)/ 2,63 (2) |
2,23 (1)/ 2,71 (1) |
1,68 (4)/ 2,51 (3) |
1,9 (3) 2,5 (4) |
Сумма мест по показателям |
13 |
21 |
15 |
26 |
Итоговые места |
1 |
3 |
2 |
4 |
* В числителе для порожнего вагона, в знаменателе для груженого (в скобках указано присвоенное тележке место по показателю). |
Анализ результатов расчета приведенных показателей позволил условно распределить тележки по местам: 1 – 18-194-1, 2 – 18-9836, 3 – 18-9800, 4 – 18-9855.
Стоит отметить, что для тележки модели 18-9800 наблюдаются существенно повышенные (до 2,75 раз) рамные силы как при движении порожнего, так и груженого вагонов по сравнению с тележками остальных моделей, а в тележке модели 18-9836 наблюдается низкий коэффициент запаса устойчивости от схода колеса с рельса в порожнем режиме (около 1,3 при всех скоростях движения по кривым участкам пути среднего и малого радиусов).
Для сравнения воздействия тележек на путь рассматривались следующие основные показатели – боковая сила, действующая от колеса на рельс, напряжение в наружной кромке подошвы рельса, осевое напряжение в подошве рельса; в стрелочном переводе: напряжения в кромках подошвы рельса в зоне переднего вылета рамного рельса, переводной кривой и остряка [5]. Тележке 18-9800 присвоено первое место, однако оно получено на базе недостаточной выборки результатов испытаний, поэтому эта тележка не участвовала в общем сравнении. Для оставшихся моделей тележек места распределились следующим образом: 1 – 18-9855, 2 – 18-194-1, 3 – 18-9836.
В качестве общих для всех тележек показателей надежности в таблице 3 приведены их нормативные межремонтные сроки. Как видно из таблицы, наибольшие сроки между плановыми ремонтами обеспечены в тележке 18-9855, наименьшие – в 18-194-1 и 18-9800. Дополнительно в [3] оценена вероятность безотказной работы узлов и деталей тележек моделей 18-194-1 и 18-9855 в межремонтный период, что показало существенные преимущества второй.
Таблица 3 – Межремонтные сроки для тележек с осевой нагрузкой 25 тс
Показатель |
Значение показателя, тыс.км. (лет), для тележки модели |
|||
18-194-1 |
18-9800 |
18-9836 |
18-9855 |
|
Срок службы тележки |
(32) |
(32) |
(32) |
(32, 40) |
Ресурс по пробегу до первого планового ремонта |
500 (6) |
500 (6) |
800 (6) |
1000 (8) |
Ресурс по пробегу тележки от постройки до капитального ремонта |
(18) |
2000 (16) |
(16) |
(16) |
Срок службы между деповскими ремонтами |
350 (4) |
350 (4) |
800 (6) |
1000 (8) |
Рейтинг тележки |
3 |
4 |
2 |
1 |
Оценка ремонтопригодности тележек велась на основании анализа ремонтной документации на них. В таблице 4 представлены нормативы замены узлов и деталей тележек при проведении плановых видов ремонтов.
Сравнение результатов оценки тележек по ресурсу их деталей и узлов позволило условно распределить тележки по местам: 1 – 18-9855, 2 – 18-194-1, 3 – 18-9800, 4 – 18-9836.
Анализ патентной документации на тележки показал, что все рассматриваемые конструкции, детали и узлы в достаточной степени защищены. В тележке модели
18-9800 главным образом запатентованы узлы и детали, конструкция которых значительно отличается от применяемых в тележках других моделей (например, патент РФ №181833 В61F 1/06 (АО «Алтайвагон»), в котором однозначно указано число рабочих витков пружины рессорного комплекта, ее индекс, патент РФ №2342271 B61F 5/30 (ОАО «ВНИКТИ»), содержащий информацию об упругом амортизаторе, выполненном из эластомера V-образной формы и т.д.). В патентах на узлы тележки 18-194-1 довольно часто встречается защита характеристик в виде диапазонов величин (например, патент РФ №159963 B61F 5/12 (ООО «УКБВ»), который задает допускаемый диапазон суммы индексов пружин каждой двухрядной пружины под фрикционным клином и под надрессорной балкой, патент РФ №195538 В61F 5/52 (АО "НПК «Уралвагонзавод»", ООО «УКБВ»), описывающий возможную толщину полки кронштейна крепления подвесок тормозных триангелей – не менее 12 мм, но и не более толщины стенки кронштейна, длину полки – от 125 до 135 мм, ширину полки – от 117 до 127 мм, и расстояние от середины стенки до середины продольного отверстия – от 72 до 82 мм и т.п.).
Таблица 4 – Сравнение тележек по ресурсу деталей и узлов
Наименование узла |
Величина максимального заявленного ресурса (срока службы), тыс.км (лет)* |
|||
18-194-1 |
18-9800 |
18-9836 |
18-9855 |
|
Тележка целиком |
(32)-2 |
(32)-2 |
(32)-2 |
(32,40**)-1 |
Износостойкие элементы подпятника |
500 (18)-2 |
(16)-2 |
800 (8)-2 |
1000-1 |
Колпак скользуна |
850-2 |
850-2 |
800 (8)-3 |
1000-1 |
Корпус скользуна |
850-2 |
850-2 |
800 (8)-3 |
1000-1 |
Упругие элементы скользуна |
850-2 |
850-2 |
800 (8)-3 |
На весь срок-1 |
Пластина скользуна |
850-2 |
850-2 |
800 (8)-3 |
1000-1 |
Надрессорная балка |
(32)-2 |
(32)-2 |
(32)-2 |
(32,40**)-1 |
Пружины подвешивания |
(18)-2 |
(16)-3 |
На весь срок-1 |
На весь срок-1 |
Клин фрикционный |
850-2 |
850-2 |
800 (8)-3 |
1000-1 |
Неподвижная фрикционная планка |
1200 (18)-1 |
1200 (18)-1 |
800 (8)-3 |
1000-2 |
Боковая рама |
(32)-2 |
(32)-2 |
(32)-2 |
(32,40**)-1 |
Адаптер |
1200-1 |
1200-1 |
800 (8)-3 |
1000-2 |
Сумма мест |
22 |
23 |
30 |
14 |
Итоговые места |
2 |
3 |
4 |
1 |
* Через дефис указано присвоенное тележке место по параметру. ** Зависит от исполнения тележки |
Для тележки модели 18-9855 характерны наиболее обобщающие, объемные формулировки формул патентов узлов и деталей, документация охватывает большую номенклатуру элементов конструкции.
Под действующую патентную документацию на тележку 18-9855 могут попадать (нарушать права третьих лиц) тележки моделей 18-9800 и 18-194-1. Тележка модели 18-9800 попадает под действие патента RU 2248897 C2 «Тормозная рычажная передача тележки железнодорожного вагона» (патентообладатель – ФГУП «ПО Уралвагонзавод»).
По патентной чистоте конструкций тележке модели 18-9855 может быть присвоено первое место. Распределение мест между тележками остальных моделей затруднительно, и должно проводиться на основании полноценного отчета о патентном поиске на тележки и их составляющие.
В таблице 6 представлен итоговый рейтинг тележек с осевой статической нагрузкой 25 тс типа 3 ГОСТ 9246-2013, отражающий наиболее / наименее удачную конструкцию по техническому уровню в целом.
Таблица 6 – Итоговый рейтинг тележек с осевой статической нагрузкой 25 тс
Наименование показателей |
Место по показателям для тележки модели |
|||
18-194-1 |
18-9800 |
18-9836 |
18-9855 |
|
Технико-экономические показатели |
2 |
3 |
3 |
1 |
Показатели динамических качеств |
1 |
3 |
2 |
4 |
Показатели воздействия на путь |
2 |
- |
3 |
1 |
Показатели надежности |
3 |
4 |
2 |
1 |
Показатели ремонтопригодности |
2 |
3 |
4 |
1 |
Патентная чистота конструкции |
- |
- |
- |
1 |
Сумма общих мест |
8 |
13 |
11 |
7 |
Итоговые места |
2 |
4 |
3 |
1 |
Наиболее удачной по техническому уровню можно признать тележку модели 18-9855, имеющую наибольший опыт эксплуатации. Она экономически выгодна при производстве и ремонте, обеспечивает надежную эксплуатацию с наибольшими сроками между ремонтами, хотя и не позволяет наиболее полно расходовать ресурс деталей и узлов, как в тележке 18-194-1, [3], обеспечивает допустимое воздействие на путь и показатели динамических качеств, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов. Кроме того, тележка модели 18-9855 отличается от остальных возможностью использования под сочлененными вагонами в качестве средней тележки и в «легкотарных» вагонах с массой 19-21 т. Конструкция тележки и ее узлы защищены большим количеством патентов, тележка не нарушает прав третьих лиц.
К отрицательным характеристикам тележки модели 18-9855 можно отнести обеспечиваемые динамические качества (для коэффициентов динамической добавки обрессоренных и необресоренных частей наблюдаются наибольшие значения в сравнении с остальными тележками), которые в совокупности со всеми показателями не снижают ее рейтингового места в итоговом распределении.
Тележка модели 18-9800 занимает последнее место в общем рейтинге – обеспечивает худшие экономические показатели, требует наибольших затрат на изготовление и ремонт, способствует возникновению повышенных до 2,75 раз по сравнению с остальными тележками рамных сил при движении как в порожнем, так и груженом режимах. Опыт эксплуатации данной конструкции минимален по сравнению с тележками 18-9855 и 18-194-1 и недостаточен для оценки ее надежности, при этом заявляемые межремонтные пробеги наименьшие. Конструкция тележки может попадать под действие патентов третьих лиц.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)
Комментарии