НОВОСТИ
19 сентября 2021

Комплексный анализ тележек грузовых вагонов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ОСЕВОЙ НАГРУЗКОЙ 25 ТС

Саидова А.В. (ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, России), Дробжев С.М. («РМ Рейл», г. Саранск, Россия)

Статья посвящена обзору номенклатуры и комплексному анализу технического уровня эксплуатирующихся на сети железных дорог РФ тележек грузовых вагонов тип 3 ГОСТ 9246-2013 с осевой статической нагрузкой 25 тс. В исследовании приняли участие тележки моделей 18-194-1 (АО «Концерн «Уралвагонзавод»), 18-9836 и 18-9855 (разработки НПК «ОВК», выпускаются АО «ТВСЗ») и 18-9800 (разработка ОАО «ВНИКТИ», в настоящее время обновлена, находится в собственности ОАО «РЖД», выпускается АО «Алтайвагон»). Оценка технического уровня велась по различным показателям – технико-экономическим, показателям динамических качеств, воздействия на путь, надежности и ремонтопригодности. Исследование дополнено рассмотрением патентной чистоты конструкций, возможности нарушения ими прав третьих лиц и их степени защиты. В заключении по результатам проведенного анализа тележкам присвоены рейтинговые места, отражающие наиболее и наименее удачные конструкции по общему техническому уровню. Полученные результаты позволяют сформировать вектор дальнейших разработок в области проектирования новых конструкций ходовых частей грузовых вагонов с повышенными осевыми нагрузками.

В РФ максимальная статическая осевая нагрузка, реализуемая в эксплуатации, составляет 25 тс [1]. Эксплуатируются четыре модели тележек – 18-194-1 АО «Концерна «Уралвагонзавод», 18-9836 и 18-9855 НПК «ОВК», выпускаемые АО «ТВСЗ», и 18-9800 разработки АО «ВНИКТИ» (в настоящее время обновлена и находится в собственности ОАО «РЖД»), выпускается АО «Алтайвагон». Все тележки выполнены в виде традиционной трехэлементной конструкции, выпускаются в двух исполнениях – с балкой и без балки авторежима (кроме модели 18-9855 – выпускается в шестнадцати исполнениях, предусмотрена установка тележки в «легкотарных» вагонах и в качестве средней в сочлененных).

Тележки имеют множество конструктивных отличий, главные заключаются в величинах расчетного и полного статических прогибов подвешивания под вагоном с минимальной расчетной массой (в тележках моделей 18-9836 и 18-9855 они увеличены), величине коэффициента относительного трения в рессорном подвешивании (большие значения коэффициентов трения наблюдаются в моделях 18-9836 и 18-9855), применяемых типах скользунов постоянного контакта (в тележках 18-194-1 и 18-9800 – упругие полимерные, в 18-9836 и 18-9855 – пружинные), способах соединения колесных пар с боковыми рамами тележек – в тележках 18-9800 и 18-9836 применяются упругие .вставки, способствующие уменьшению воздействия на путь.

В связи с тем, что в рассматриваемых тележках равное количество осей, одинаковая статическая осевая нагрузка, конструкционная скорость движения и т.д., то сравнение технико-экономических параметров тележек велось по стоимости их изготовления и ремонта и допускаемой Распоряжением [2] скорости движения вагонов на путях Российских железных дорог. Согласно таблице 5.3 Распоряжения [2] допускаемые скорости движения четырехосных грузовых вагонов на тележках моделей 18-194-1, 18-9800, 18-9855 одинаковые и составляют от 55 до 90 км/ч в зависимости от конструкции пути. Результаты сравнения тележек по экономическим показателям приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнение тележек по экономическим показателям

Наименование параметра

Значение параметра для тележки модели *

18-194-1

18-9800

18-9836

18-9855

Масса одной тележки, не более, кг

5200

5240

4930

5000

Стоимость изготовления одной тележки, в % от стоимости изготовления тележки модели 18-100

128 (2)

140 (3)

140 (3)

118 (1)

Стоимость планового ремонта одной тележки, в % от стоимости планового ремонта тележки модели 18-100

136 (2)

150 (3)

150 (3)

125 (1)

Сумма мест

4

6

6

2

Итоговые места

2

3

3

1

_________________

* В скобках указано присвоенное тележке место по параметру.

 

Сравнение масс тележек показывает различия в их величинах до 370 кг, что может способствовать увеличению грузоподъемности вагона менее, чем на 1 %. Эта величина лежит в пределах погрешности веса вагона, поэтому существенного экономического эффекта от снижения массы тележки не наблюдается. Себестоимость изготовления тележек с осевой нагрузкой 25 тс за счет увеличения массы крупного литья и колесных пар, усовершенствования узлов на 20–40 % больше по сравнению с тележкой модели 18-100, а себестоимость планового ремонта за срок службы – на 25–50 %. Анализ экономических параметров позволил условно распределить тележки по местам: 1 – 18-9855, 2 – 18-194-1, 3 – 18-9800 и 18-9836.

Показатели динамических качеств тележек принимались из отчетных материалов по результатам ходовых динамических испытаний полувагонов, установленных на рассматриваемые тележки, проведенных в период с 2017 по 2019 г на СИП «Белореченская-Майкоп» АО «ВНИИЖТ» [3]. Сравнение осуществлялось по основным показателям в соответствие с ГОСТ 33211 [4], приведенным по скоростям движения и участкам пути (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнение тележек по показателям динамических качеств

Наименование показателя

Значение показателя* для вагона на тележках модели

18-194-1

18-9800

18-9836

18-9855

Приведенный показатель коэффициента динамической добавки обрессоренных частей

0,35 (2)/

0,21 (2)

0,39 (3)/

0,26 (4)

0,34 (1)/

0,13 (1)

0,4 (4)/

0,22 (3)

Приведенный показатель коэффициента динамической добавки необрессоренных частей

0,47 (1)/

0,27 (2)

0,51 (3)/

0,30 (3)

0,48 (2)/

0,26 (1)

0,53 (4)/

0,33 (4)

Приведенная рамная сила в долях от статической осевой нагрузки

0,12 (1)/

0,08 (1)

0,22 (3)/

0,22 (3)

0,12 (1)/

0,09 (2)

0,13 (2)/

0,09 (2)

Приведенный показатель запаса устойчивости от схода колеса с рельса

1,97 (2)/

2,63 (2)

2,23 (1)/

2,71 (1)

1,68 (4)/

2,51 (3)

1,9 (3)

2,5 (4)

Сумма мест по показателям

13

21

15

26

Итоговые места

1

3

2

4

* В числителе для порожнего вагона, в знаменателе для груженого (в скобках указано присвоенное тележке место по показателю).

 

Анализ результатов расчета приведенных показателей позволил условно распределить тележки по местам: 1 – 18-194-1, 2 – 18-9836, 3 – 18-9800, 4 – 18-9855.

Стоит отметить, что для тележки модели 18-9800 наблюдаются существенно повышенные (до 2,75 раз) рамные силы как при движении порожнего, так и груженого вагонов по сравнению с тележками остальных моделей, а в тележке модели 18-9836 наблюдается низкий коэффициент запаса устойчивости от схода колеса с рельса в порожнем режиме (около 1,3 при всех скоростях движения по кривым участкам пути среднего и малого радиусов).

Для сравнения воздействия тележек на путь рассматривались следующие основные показатели – боковая сила, действующая от колеса на рельс, напряжение в наружной кромке подошвы рельса, осевое напряжение в подошве рельса; в стрелочном переводе: напряжения в кромках подошвы рельса в зоне переднего вылета рамного рельса, переводной кривой и остряка [5]. Тележке 18-9800 присвоено первое место, однако оно получено на базе недостаточной выборки результатов испытаний, поэтому эта тележка не участвовала в общем сравнении. Для оставшихся моделей тележек места распределились следующим образом: 1 – 18-9855, 2 – 18-194-1, 3 – 18-9836.

В качестве общих для всех тележек показателей надежности в таблице 3 приведены их нормативные межремонтные сроки. Как видно из таблицы, наибольшие сроки между плановыми ремонтами обеспечены в тележке 18-9855, наименьшие – в 18-194-1 и 18-9800. Дополнительно в [3] оценена вероятность безотказной работы узлов и деталей тележек моделей 18-194-1 и 18-9855 в межремонтный период, что показало существенные преимущества второй.

Таблица 3 – Межремонтные сроки для тележек с осевой нагрузкой 25 тс

Показатель

Значение показателя, тыс.км. (лет), для тележки модели

18-194-1

18-9800

18-9836

18-9855

Срок службы тележки

(32)

(32)

(32)

(32, 40)

Ресурс по пробегу до первого планового ремонта

500 (6)

500 (6)

800 (6)

1000 (8)

Ресурс по пробегу тележки от постройки до капитального ремонта

(18)

2000 (16)

(16)

(16)

Срок службы между деповскими ремонтами

350 (4)

350 (4)

800 (6)

1000 (8)

Рейтинг тележки

3

4

2

1

 

Оценка ремонтопригодности тележек велась на основании анализа ремонтной документации на них. В таблице 4 представлены нормативы замены узлов и деталей тележек при проведении плановых видов ремонтов.

Сравнение результатов оценки тележек по ресурсу их деталей и узлов позволило условно распределить тележки по местам: 1 – 18-9855, 2 – 18-194-1, 3 – 18-9800, 4 – 18-9836.

Анализ патентной документации на тележки показал, что все рассматриваемые конструкции, детали и узлы в достаточной степени защищены. В тележке модели
18-9800 главным образом запатентованы узлы и детали, конструкция которых значительно отличается от применяемых в тележках других моделей (например, патент РФ №181833 В61F 1/06 (АО «Алтайвагон»), в котором однозначно указано число рабочих витков пружины рессорного комплекта, ее индекс, патент РФ №2342271 B61F 5/30 (ОАО «ВНИКТИ»), содержащий информацию об упругом амортизаторе, выполненном из эластомера V-образной формы и т.д.). В патентах на узлы тележки 18-194-1 довольно часто встречается защита характеристик в виде диапазонов величин (например, патент РФ №159963 B61F 5/12 (ООО «УКБВ»), который задает допускаемый диапазон суммы индексов пружин каждой двухрядной пружины под фрикционным клином и под надрессорной балкой, патент РФ №195538 В61F 5/52 (АО "НПК «Уралвагонзавод»", ООО «УКБВ»), описывающий возможную толщину полки кронштейна крепления подвесок тормозных триангелей – не менее 12 мм, но и не более толщины стенки кронштейна, длину полки – от 125 до 135 мм, ширину полки – от 117 до 127 мм, и расстояние от середины стенки до середины продольного отверстия – от 72 до 82 мм и т.п.).

Таблица 4 – Сравнение тележек по ресурсу деталей и узлов

Наименование узла

Величина максимального заявленного ресурса (срока службы), тыс.км (лет)*

18-194-1

18-9800

18-9836

18-9855

Тележка целиком

(32)-2

(32)-2

(32)-2

(32,40**)-1

Износостойкие элементы подпятника

500 (18)-2

(16)-2

800 (8)-2

1000-1

Колпак скользуна

850-2

850-2

800 (8)-3

1000-1

Корпус скользуна

850-2

850-2

800 (8)-3

1000-1

Упругие элементы скользуна

850-2

850-2

800 (8)-3

На весь срок-1

Пластина скользуна

850-2

850-2

800 (8)-3

1000-1

Надрессорная балка

(32)-2

(32)-2

(32)-2

(32,40**)-1

Пружины подвешивания

(18)-2

(16)-3

На весь срок-1

На весь срок-1

Клин фрикционный

850-2

850-2

800 (8)-3

1000-1

Неподвижная фрикционная планка

1200 (18)-1

1200 (18)-1

800 (8)-3

1000-2

Боковая рама

(32)-2

(32)-2

(32)-2

(32,40**)-1

Адаптер

1200-1

1200-1

800 (8)-3

1000-2

Сумма мест

22

23

30

14

Итоговые места

2

3

4

1

* Через дефис указано присвоенное тележке место по параметру.

** Зависит от исполнения тележки

Для тележки модели 18-9855 характерны наиболее обобщающие, объемные формулировки формул патентов узлов и деталей, документация охватывает большую номенклатуру элементов конструкции.

Под действующую патентную документацию на тележку 18-9855 могут попадать (нарушать права третьих лиц) тележки моделей 18-9800 и 18-194-1. Тележка модели 18-9800 попадает под действие патента RU 2248897 C2 «Тормозная рычажная передача тележки железнодорожного вагона» (патентообладатель – ФГУП «ПО Уралвагонзавод»).

По патентной чистоте конструкций тележке модели 18-9855 может быть присвоено первое место. Распределение мест между тележками остальных моделей затруднительно, и должно проводиться на основании полноценного отчета о патентном поиске на тележки и их составляющие.

В таблице 6 представлен итоговый рейтинг тележек с осевой статической нагрузкой 25 тс типа 3 ГОСТ 9246-2013, отражающий наиболее / наименее удачную конструкцию по техническому уровню в целом.

Таблица 6 – Итоговый рейтинг тележек с осевой статической нагрузкой 25 тс

Наименование показателей

Место по показателям для тележки модели

18-194-1

18-9800

18-9836

18-9855

Технико-экономические показатели

2

3

3

1

Показатели динамических качеств

1

3

2

4

Показатели воздействия на путь

2

-

3

1

Показатели надежности

3

4

2

1

Показатели ремонтопригодности

2

3

4

1

Патентная чистота конструкции

-

-

-

1

Сумма общих мест

8

13

11

7

Итоговые места

2

4

3

1

Наиболее удачной по техническому уровню можно признать тележку модели 18-9855, имеющую наибольший опыт эксплуатации. Она экономически выгодна при производстве и ремонте, обеспечивает надежную эксплуатацию с наибольшими сроками между ремонтами, хотя и не позволяет наиболее полно расходовать ресурс деталей и узлов, как в тележке 18-194-1, [3], обеспечивает допустимое воздействие на путь и показатели динамических качеств, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов. Кроме того, тележка модели 18-9855 отличается от остальных возможностью использования под сочлененными вагонами в качестве средней тележки и в «легкотарных» вагонах с массой 19-21 т. Конструкция тележки и ее узлы защищены большим количеством патентов, тележка не нарушает прав третьих лиц.

К отрицательным характеристикам тележки модели 18-9855 можно отнести обеспечиваемые динамические качества (для коэффициентов динамической добавки обрессоренных и необресоренных частей наблюдаются наибольшие значения в сравнении с остальными тележками), которые в совокупности со всеми показателями не снижают ее рейтингового места в итоговом распределении.

Тележка модели 18-9800 занимает последнее место в общем рейтинге – обеспечивает худшие экономические показатели, требует наибольших затрат на изготовление и ремонт, способствует возникновению повышенных до 2,75 раз по сравнению с остальными тележками рамных сил при движении как в порожнем, так и груженом режимах. Опыт эксплуатации данной конструкции минимален по сравнению с тележками 18-9855 и 18-194-1 и недостаточен для оценки ее надежности, при этом заявляемые межремонтные пробеги наименьшие. Конструкция тележки может попадать под действие патентов третьих лиц.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner