Требования к проектам модернизации грузовых вагонов
ПРОДЛЕНИЕ НАЗНАЧЕННОГО СРОКА СЛУЖБЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Бейн Д.Г. (АО «НВЦ «Вагоны», г. Санкт-Петербург, Россия), Цыганская Л.В. (АО «НВЦ «Вагоны», ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия), Бондаренко А.И. (АО «НВЦ «Вагоны», г. Санкт-Петербург, Россия)
Рассмотрены актуальные требования к проектам модернизации грузовых вагонов с продлением назначенного срока службы и к проектам переоборудования грузовых вагонов.
В настоящее время требования к проектам модернизации грузовых вагонов с продлением назначенного срока службы и к проектам переоборудования грузовых вагонов регулируются следующими документами:
- Технический регламент Таможенного союза 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [1];
- приказ Минтранса N 382 от 25 декабря 2015 года [2];
- положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении [3];
- ГОСТ 15.902 [4], ГОСТ 33211 [5], ГОСТ 33788 [6].
Перечисленные документы формируют полный пакет требований к проектам модернизации вагонов, их испытаниям и постановке на производство.
Обобщая требования указанных документов, можно выделить следующие основные блоки работ проектно-испытательного направления:
- разработка рабочей конструкторской документации (РКД), программ и методик испытаний, анализ патентной чистоты;
- проведение испытаний;
- согласования РКД, получение технических заключений сторонних организаций, авторский надзор и комиссии.
Указанный набор блоков формирует финансово-временные затраты на разработку проекта и на его постановку на производство, не считая затрат Заказчика на изготовление опытного образца.
Из опыта переговоров с Заказчиками, основные вопросы, влияющие на решение о проведении проектов, следующие:
− необходимость установки под модернизированный вагон сертифицированных ремонтных тележек, которые на данный момент представлены только тележками модели 18-9841;
− необходимость проведения ходовых испытаний;
− необходимость проведения испытаний на ресурс при продлении назначенного срока службы до двойного или при переоборудовании длиннобазных вагонов-платформ;
−утилизация опытного образца вагона, проходившего ресурсные испытания.
На рисунке 1 приведено сравнение финансовых затрат на разработку конструкторской документации, на её согласование, на проведение испытаний (стационарных, ходовых и ресурсных).
На рисунке 2 приведено сравнение финансовых затрат на отдельные типы испытаний (стационарные, ходовые и ресурсные) между собой.
Из актуальных запросов рынка, подавляющее большинство поступивших в АО «НВЦ «Вагоны» запросов за период 2020−2021 гг. касается проектов продления срока службы изотермического подвижного состава.
Рисунок 1 Сравнение финансовых затрат на разработку конструкторской документации, на её согласование и на проведение испытаний
Рисунок 2 Сравнение финансовых затрат на отдельные типы испытаний при продлении назначенного срока
В частности, наиболее востребованы проекты продления назначенного срока службы вагонов моделей 16-3000-03, 16‑3002-03, 16‑380-03, 16‑382-03, МК4-424-01, МК4-424-02, ЦБ5-651-04, ЦБ5-659-04, ТН-4-201.
Следует отметить, что на отдельные модели вагонов из вышеприведенного перечня различными организациями уже разработаны проекты модернизации с продлением назначенного срока службы. Однако, из-за вопросов правовой принадлежности конструкторской документации и результатов испытаний, отдельным собственникам подвижного состава приходится идти по пути разработки и постановки на производство новых проектов.
Касаемо проектов модернизации без продления назначенного срока службы (переоборудование вагонов):
− для собственников малых парков вагонов затраты на полный комплекс испытаний сводят экономический эффект от постановки на производство проектов модернизаций фактически к нулю;
− высокая стоимость и длительные сроки работ по постановке на производство привели к значительному снижению запросов на переоборудование подвижного состава, в настоящее время такие запросы единичны.
_______________________________________________________________
Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)
Комментарии