07 сентября 2021

Предиктивная стратегия

Обеспечение безопасности требует комплексных решений. В ОАО «РЖД» демонстрируют в этом направлении намерение применять лучшие практики риск-менеджмента и предиктивной аналитики. Однако и нагрузки на сеть растут. Готовы ли к этому в холдинге?

Сходы и столкновения

Если проанализировать характер сходов и столкновений подвижного состава на путях общего пользования, то, согласно статистике Госжелдорнадзора, в 2021 году в первую группу по частоте причин инцидентов войдут нарушения в технологии содержания пути и маневровой работы. Их суммарная доля окажется в списке причин свыше 9/10 от общего количества аварий. Эти два фактора отнесены к зоне повышенного риска. Причем если сравнивать с прошлым годом, то доля нарушений в текущем содержании пути увеличилась

Во вторую группу причин включены нарушения в технологии погрузки/выгрузки, ремонта подвижного состава и изломы рельсов. Их доля в целом невелика. И аварий из-за ремонта подвижного состава стало меньше, чем в прошлом году.

Третью группу факторов, которые привели к сходам и столкновениям, составили нарушения в технологии поездной работы и наезды на посторонний предмет. Их доля совсем незначительна. Тем не менее если сравнивать с прошлым годом, то нарушений в технологии поездной работы на сети стало больше.

В целом это означает, что ситуация в зоне ответственности операторов, связанной с техническим состоянием вагонов, несколько улучшилась. Но вот что касается содержания магистральной инфраструктуры, то тут положение дел вызывает озабоченность. Причем не столько из-за числа инцидентов, сколько из-за наметившейся негативной динамики.

На нее обратили внимание и представители прокуратуры. В частности, начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте СевероЗападной транспортной прокуратуры Ирина Смирнова сообщила о том, что на железных дорогах выявлены случаи нарушения технологии ремонта. И это стало, например, причиной схода вагонов в мае текущего года на ОЖД. Увеличилась доля сходов и при маневрах.

Такие настроения со стороны представителей надзорных органов стали видны

в рамках сессии «Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта». Они вызывали озабоченность в части состояния плетей и подошв рельсов, электроконтактов и содержания устройств СЦБ.

Трудности контроля

Правда, это настроение не очень-то разделяли представители ОАО «РЖД», поскольку общее количество сходов и столкновений на сети остается, согласно методикам, используемым в риск-менеджменте, в зоне допустимой степени риска. Соответственно все тревожные звоночки в холдинге держат на контроле, результаты анализа в рамках обеспечения функциональной безопасности позволяют разрабатывать меры по улучшению ситуации и вырабатывать шаги, блокирующие развитие негативных явлений, сообщил первый заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Дмитрий Кореньков.

В последнее время в рамках развития цифровизации холдингу удалось усилить мониторинг за индикаторами состояния инфраструктуры и подвижного состава, упорядочить категорирование контроля по зонам рисков, снизить долю в эксплуатации продукции со сниженным уровнем надежности. Также был ужесточен контроль за перевозками опасных грузов, допуском на сеть подвижного состава и исполнением ранее принятых контрольно-надзорных мер.

Сейчас в зоне допустимого уровня риска функционирует 48% подразделений от всех структурных единиц холдинга. В зоне нежелательного риска остаются 24%. Для них разработана программа профилактических мер и предусмотрены регулярные аудиты бизнес-процессов. При этом в зоне недопустимого уровня риска находится 28% подразделений. В этом сегменте ужесточены проверки и меры ревизорского реагирования. Благодаря такому подходу доля подразделений первой из перечисленных трех групп риска за последние годы увеличилась, а третьей, наоборот, сократилась.

В зонах риска ведется также факторный анализ на основе лучших практик в сфере риск-менеджмента, уточнил заместитель начальника центра по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля – структурного подразделения ОАО «РЖД» Даниил Корнев. Благодаря такому подходу в холдинге поэтапно снижают долю объектов, состояние которых имеет несоответствия требованиям правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог РФ. Доля таких объектов в 2020 году по сравнению с 2016-м сократилась с 32 до 25%. А целевой показатель на ближайший период – 20%.

В сфере обеспечения функциональной безопасности на 2021 год целевым показателем поставлено достижение на сети не более 0,496 негативного события на 1 млн поездо-км. Принятые меры, в частности, предполагают дальнейшую цифровую трансформацию системы менеджмента безопасности, повышение уровня культуры безопасности участников перевозочного процесса, развитие концепции нулевой смертности от травматизма в зоне движения поездов, продвижение цифровых продуктов и сервисов для всего этого.

Куда движемся дальше?

Правда, в ОАО «РЖД» не поясняют, как и где именно собираются расшивать узкие места – участки, имеющие из-за сниженного уровня надежности ограничения по весу проходящих по ним поездов, скорости и интенсивности их движения. Не раскрывают и других нюансов, связанных с принятой в холдинге доктриной предиктивной аналитики в сфере обеспечения безопасности движения.

Известно только одно: нынешнее состояние инфраструктуры позволяет поддерживать достигнутые к 2021 году параметры движения по сети. В частности, недавно в ОАО «РЖД» была создана рабочая группа, которая должна была уточнить, насколько безопасно на Восточном полигоне использование вагонов увеличенной грузоподъемности (с нагрузкой на ось до 25 тс), – в связи с тем, что возникли подозрения в том, что такой подвижной состав оказывает негативное воздействие на путевую инфраструктуру. В частности, они основывались на слишком частых резонансных авариях со сходом вагонов с углем, которые произошли в I полугодии. Это коснулось и инновационных вагонов, возможно, потому, что именно их часто используют на маршрутах в сторону российских морских портов Дальневосточного бассейна.

Как выяснилось, негативное воздействие есть, но оно укладывается в допустимые параметры риска. По сути, это означает, что вагоны увеличенной грузоподъемности безопасны для использования на Восточном полигоне, как подтвердил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Михаил Сапетов.

Правда, по его словам, при этом остаются вопросы, связанные с повышением качества их ремонта. И предстоит дополнительно исследовать влияние интенсивности перевозок в вагонах увеличенной грузоподъемности на износ инфраструктуры.

Тем не менее выводы, к которым пришли в ОАО «РЖД», обнадежили вагоностроителей. И в холдинге вновь зафиксировали смещение интереса операторов при обновлении подвижного состава в сторону вагонов с нагрузкой на ось 25 тс. Речь идет о 295 тыс. вагонов, которым в ближайшее время предстоит выбытие в связи с окончанием сроков эксплуатации. Если учесть, что им на замену идет весомое количество вагонов повышенной грузоподъемности, то объемы перевозок в восточном направлении могут увеличиться. К этому, как уверяют в ОАО «РЖД», предстоит подготовиться. Вместе с тем характер сделанных выводов намекает на то, что поступление в массовую эксплуатацию вагонов следующего поколения (с нагрузкой на ось 27 тс), как и предполагали эксперты (см. Когда путь не выдерживает вагон // РЖД-Партнер. 2021. № 9–10 (445–446)), отодвинуто на отдаленную перспективу. Между тем в начале текущего года у вагоностроителей были надежды на продвижение своей линейки вагонов следующего поколения на сеть – согласно обещаниям ОАО «РЖД» подготовить для них маршруты. Но, увы, этим надеждам пока не суждено сбыться. И операторам придется, по-видимому, еще довольно долго довольствоваться нынешним поколением подвижного состава. Вагоны с нагрузкой на ось 27 тс, судя по всему, сеть сейчас явно не вынесет.

Нельзя сказать, что ОАО «РЖД» не заботится об обеспечении безопасности движения. В этом плане контрольно-ревизорским аппаратом службы предпринимаются заметные усилия. Однако в целом сеть пока скорее консервирует свое нынешнее состояние, чем наращивает возможности для перехода на новое качество предоставления услуг.

https://szugzdn.tu.rostransnadzor.gov.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner