НОВОСТИ
07 сентября 2021

О безопасности железнодорожного подвижного состава

В текущем году исполнилось десять лет со дня утверждения Комиссией Таможенного союза Решения о принятии технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Технические регламенты в области железнодорожного транспорта были первыми документами, устанавливающими обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции и связанным с ними процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части (всего – более 100 объектов), выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории ТС со скоростями движения до 200 км/ч включительно.

Объектами регулирования ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» являются более 140 составных частей высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Требования ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» распространяются на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. Объектом технического регулирования настоящего регламента является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:

- подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;

- составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перечень которых насчитывает 94 единицы.

Для исполнения требований каждого технического регламента производителями железнодорожного подвижного состава применяются межгосударственные стандарты (в случае их отсутствия – национальные стандарты государств-членов ЕАЭС), которые включены в перечни стандартов:

- в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011;

- содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

При этом с 2011 г. по настоящее время для обеспечения реализации требований технических регламентов в рамках технического комитета по стандартизации ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт» было разработано более 250-ти стандартов на железнодорожный подвижной состав, его составные части, а также на элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Разработка технических регламентов, а также составление перечней стандартов, обеспечивающих их исполнение, осуществлялась железнодорожными администрациями, научно-исследовательскими организациями, промышленными предприятиями при участии специалистов органов государственного управления трех стран: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Принятие регламентов способствовало углублению и ускорению интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формированию Единого экономического пространства.

Заместитель Директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Виген Енокян отметил, что переход на единые требования к продукции и правила выпуска ее в обращение в сфере железнодорожного транспорта на единой таможенной территории за прошедшие десять лет доказал свою эффективность и позволил реализовать один из фундаментальных принципов свободы, а именно свободы передвижения товаров путем реализации механизма «одно испытание – один подтверждающий документ» для пяти стран, что в свою очередь способствовало снижению издержек для производителей и бизнеса по выпуску в обращение на едином рынке государств – членов ЕАЭС продукции железнодорожного машиностроения и позволило снизить технические и административные барьеры в этой сфере. Внедрение технических регламентов, по его словам, способствовало гармонизации систем технического регулирования государств-участниц ЕАЭС, что в свою очередь позволило развивать единое технологическое пространство железных дорог евразийского региона.

За время, которое прошло с момента принятия ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, в Российской Федерации после подтверждения соответствия требованиям указанных технических регламентов было выпушено в обращение:

- 14 моделей электропоездов (в т.ч. 1 модель рельсового автобуса);
- 11 моделей пассажирских вагонов локомотивной тяги;
- 36 моделей локомотивов;
- 44 модели специального самоходного подвижного состава;
- 233 модели грузовых вагонов (в т.ч. 48 моделей полувагона, 62 модели вагона-платформы, 57 моделей вагона-цистерны, 2 модели изотермического вагона, 44 модели вагона-хоппера, 12 моделей вагона крытого, 8 моделей вагона-самосвала (думкара)).

Стоит отметить, что в настоящее время на завершающей стадии принятия находится проект изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710. Новые редакции технических регламентов ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 будут вынесены на принятие на очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии во второй декаде сентября текущего года.

ОПЖТ

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner