О безопасности железнодорожного подвижного состава
В текущем году исполнилось десять лет со дня утверждения Комиссией Таможенного союза Решения о принятии технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».
Технические регламенты в области железнодорожного транспорта были первыми документами, устанавливающими обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции и связанным с ними процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части (всего – более 100 объектов), выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории ТС со скоростями движения до 200 км/ч включительно.
Объектами регулирования ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» являются более 140 составных частей высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Требования ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» распространяются на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. Объектом технического регулирования настоящего регламента является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:
- подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;
- составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перечень которых насчитывает 94 единицы.
Для исполнения требований каждого технического регламента производителями железнодорожного подвижного состава применяются межгосударственные стандарты (в случае их отсутствия – национальные стандарты государств-членов ЕАЭС), которые включены в перечни стандартов:
- в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011;
- содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
При этом с 2011 г. по настоящее время для обеспечения реализации требований технических регламентов в рамках технического комитета по стандартизации ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт» было разработано более 250-ти стандартов на железнодорожный подвижной состав, его составные части, а также на элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Разработка технических регламентов, а также составление перечней стандартов, обеспечивающих их исполнение, осуществлялась железнодорожными администрациями, научно-исследовательскими организациями, промышленными предприятиями при участии специалистов органов государственного управления трех стран: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Принятие регламентов способствовало углублению и ускорению интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формированию Единого экономического пространства.
Заместитель Директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Виген Енокян отметил, что переход на единые требования к продукции и правила выпуска ее в обращение в сфере железнодорожного транспорта на единой таможенной территории за прошедшие десять лет доказал свою эффективность и позволил реализовать один из фундаментальных принципов свободы, а именно свободы передвижения товаров путем реализации механизма «одно испытание – один подтверждающий документ» для пяти стран, что в свою очередь способствовало снижению издержек для производителей и бизнеса по выпуску в обращение на едином рынке государств – членов ЕАЭС продукции железнодорожного машиностроения и позволило снизить технические и административные барьеры в этой сфере. Внедрение технических регламентов, по его словам, способствовало гармонизации систем технического регулирования государств-участниц ЕАЭС, что в свою очередь позволило развивать единое технологическое пространство железных дорог евразийского региона.
За время, которое прошло с момента принятия ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, в Российской Федерации после подтверждения соответствия требованиям указанных технических регламентов было выпушено в обращение:
- 14 моделей электропоездов (в т.ч. 1 модель рельсового автобуса);
- 11 моделей пассажирских вагонов локомотивной тяги;
- 36 моделей локомотивов;
- 44 модели специального самоходного подвижного состава;
- 233 модели грузовых вагонов (в т.ч. 48 моделей полувагона, 62 модели вагона-платформы, 57 моделей вагона-цистерны, 2 модели изотермического вагона, 44 модели вагона-хоппера, 12 моделей вагона крытого, 8 моделей вагона-самосвала (думкара)).
Стоит отметить, что в настоящее время на завершающей стадии принятия находится проект изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710. Новые редакции технических регламентов ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 будут вынесены на принятие на очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии во второй декаде сентября текущего года.
Комментарии