НОВОСТИ
23 августа 2021

Конкретизировать подходы и сроки

НАПРАВЛЕНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ДО 2030 ГОДА

Семенов Е.Ю., Васильев А.В., Еремин А.В. (Союз «Объединение вагоностроителей», г. Москва, Россия), Орлова А.М. (ПАО «НПК «ОВК», ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Москва, г. Санкт-Пертербург, Россия)

В докладе представлены направления актуализации Стратегии транспортного машиностроения на период до 2035 года, учитывающие достигнутый в вагоностроении уровень техники, а также перспективы развития в кризисной ситуации значительного спада производства.

Стратегия развития транспортного машиностроения (далее – Стратегия) – один из основополагающих документов, определяющих основные векторы повышения эффективности подвижного состава, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации [1] (от 17 августа 2017 г. № 1756-р) более 4х лет назад. Принятие Стратегии обеспечило государственную поддержку вагоностроения при создании и внедрении в перевозки инновационных грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс и увеличенными межремонтными периодами, обеспечивающих повышение объемов перевозки при пониженном воздействии на инфраструктуру [2].

За время действия Стратегии приняты, либо находятся в подготовке, ряд отраслевых документов, непосредственно влияющих на нее. В частности, Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р, установлено новое целевое значение объемов производства грузовых вагонов до 2035 года. Профильными министерствами подготовлены проекты Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утверждена Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Указанными документами устанавливаются целевые параметры развития железнодорожной, погрузочной и выгрузочной инфраструктуры, полигонов обращения тяжеловесных и скоростных грузовых поездов, приоритеты товарных рынков и используемых технологий, экологические и экономические аспекты развития сектора производства.

Новые стратегические параметры напрямую влияют как на технико-экономические характеристики грузовых вагонов, уже освоенных в производстве отечественными вагоностроителями, находящихся в разработке, постановке на производство и подконтрольной эксплуатации, так и на перспективный облик парка грузовых вагонов, развитие вагоностроительных мощностей, испытательной базы, внедрение инноваций. Кроме того, в условиях макроэкономического кризиса, связанного с пандемией новой короновирусной инфекции, долгосрочного спада на рынке потребления продукции грузового вагоностроения, роста цен на металлопрокат и комплектующие, а также меняющейся конъюнктуры транспортного рынка, перед отечественным вагоностроением поставлены новые задачи, вызовы и проблемы, решение которых требует системных подходов и согласованных с государством действий. Вышеуказанные факторы и изменения сформулированные Союзом «Объединение вагоностроителей» при непосредственном участии ведущих российских вагоностроителей предлагается учесть при актуализации Стратегии с расширением горизонта планирования до 2035 года.

При разработке предложений по актуализации Стратегии основное внимание сосредоточено на необходимости обновлении парка вагонами перспективных конструкций с улучшенными техническими характеристиками.

К перспективной продукции отнесены грузовые вагоны для тяжеловесного движения (сочлененного типа либо многоосные) с осевой нагрузкой 25 тс и повышенной погонной нагрузкой, обеспечивающие повышение полезной массы поезда до 40%, вагоны для перевозки контейнеров и сменных кузовов различных типов, разработанных для перевозки широкой номенклатуры грузов, рефрижераторный подвижной состав, а также подвижной состав для организации скоростного движения, в том числе на перспективных направлениях транзитных перевозок грузов в графике пассажирских поездов.

Большое внимание уделено вопросам снижения эксплуатационных затрат за счет увеличения сервисных интервалов и повышения общего уровня безопасности железнодорожного движения. Для этого предлагается полностью перейти на применение подшипников кассетного типа при выпуске новых вагонов и ввести запрет на выпуск морально устаревших моделей тележек, сдерживающих скорость доставки грузов и попадающих в ТОР свыше 1 млн. раз за год.

Существует необходимость снятия ограничений для беспрепятственного курсирования инновационной продукции в межгосударственном сообщении на «пространстве колеи 1520» Также предлагается указать на системные проблемы развития сегмента контейнерных перевозок при отсутствии массового производства контейнеров на территории РФ, действии внутренних регуляторных барьеров для производства контейнеров внутри страны.

Обращено внимание на развитие поставок скоропортящихся грузов в мульти- и интермодальных схемах с участием железнодорожного транспорта и развитие перевозок на направлении «Восток - Запад» рефрижераторным подвижным составом и рефрижераторными контейнерами.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие отрасли вагоностроения в текущих условиях, отмечена недостаточная согласованность долгосрочных параметров спроса и предложения на рынке продукции вагоностроения, неконтролируемый рост цен со стороны поставщиков металлопродукции и комплектующих, отсутствие регуляторных мер, стимулирующих собственников замещать старый низкоэффективный подвижной состав на вагоны инновационных моделей с улучшенными характеристиками, а также административные барьеры допуска новой продукции на инфраструктуру железных дорог.

С учетом проблем вагоностроения в Плане мероприятий (приложении к Стратегии) предлагается конкретизировать подходы и сроки по их решению на период до 2035 года, определить практические перспективные шаги, обеспечивающие создание стабильного и долгосрочного спроса на инновационную продукцию в отрасли, а также сохранение производственного и кадрового потенциала.

_________________________________________________________________________________________________

Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner