22 августа 2021

Исключить необоснованную браковку

ПОДХОДЫ К УСТАНОВЛЕНИЕ НАЗНАЧЕННЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Демин К. П. (ООО «ВНИЦТТ», г. Санкт-Петербург, Россия), Орлова А. М. (ООО «ВНИЦТТ», ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия)

Предложены подходы к установлению назначенного срока службы, назначенного ресурса на составные части грузового подвижного состава.

В настоящее время основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности железнодорожного подвижного состава, является технический регламент Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [1]. Указанный документ содержит ряд требований к необходимости установления назначенного срока службы (НСС) или назначенного ресурса (НР) на объекты технического регулирования (пункт 3в статьи 4, пункт 7 статьи 4 ТР ТС 001/2011).

Анализ нормативной документации на составные части грузового подвижного состава показал, что требования к установлению показателей НСС/НР содержатся далеко не во всех документах.

При проектировании составных частей грузовых вагонов с точки зрения сопротивления усталости можно выделить два подхода:

- Модель ограниченного ресурса (срока службы) детали, когда с использованием назначенных показателей подтверждают расчетами и/или испытаниями с коэффициентом запаса непосредственно ресурс или коэффициент запаса сопротивления усталости.

-Модель неограниченного ресурса (срока службы) детали, когда расчетами и/или испытаниями подтверждают предел выносливости, установленный таким образом, чтобы амплитуды динамических напряжений в процессе эксплуатации не превышали предел выносливости.

Для деталей с ограниченным ресурсом с целью предотвращения достижения критического предельного состояния НСС/НР, как правило, назначают из условия не превышения расчетного ресурса по условию сопротивления усталости.

Детали с неограниченным ресурсом, как правило, выводятся из эксплуатации по предельным состояниям, носящим деградационный характер (механические износы, повреждения, коррозия). Установление для таких деталей недостаточного НСС/НР может привести к выводу из эксплуатации вполне годных деталей, а значит неоправданным потерям собственников подвижного состава.

Кроме того, существуют составные части, представляющие собой сборочные единицы, все детали которых могут быть заменены в процессе ремонта, что обеспечивает практически бесконечный срок службы.

Однако требования к установлению НСС/НР в техническом регламенте ТР ТС 001/2011 не учитывают данных особенностей эксплуатации отдельных составных частей и распространяются на все без исключения детали и узлы, включенные в технический регламент. Таким образом актуальной становится задача выработки единых подходов к установлению НСС/НР для составных частей грузовых вагонов с разными моделями достижения предельного состояния в эксплуатации.

Для решения этой задачи предлагается все составные части грузового подвижного состава, подлежащие обязательному подтверждению соответствия разделить на три группы:

I группа: детали, спроектированные с использованием модели неограниченного ресурса, либо ресурса, находящегося за пределами реального срока эксплуатации;

II группа: детали, проектирование которых выполнено с использованием модели ограниченного ресурса;

III группа: сборочные единицы, в которых составные части подлежат замене в процессе ремонтов и/или эксплуатации.

Для деталей I группы предлагается установление НСС/НР за пределами реального срока эксплуатации, определяемого на основе статистических данных. При этом в конструкторской документации должны быть описаны предельные состояния, при достижении которых эксплуатация детали должна быть прекращена, деталь должна быть отремонтирована или списана. Пример реализации такого подхода применительно к оси чистовой приведен в [2].

Для деталей II группы НСС/НР должен устанавливаться из условия не превышения ресурса детали по условию сопротивления усталости, определяемого расчетом и/или испытаниями. При этом в конструкторской документации также должны быть установлены предельные состояния, при достижении которых эксплуатация должна быть прекращена.

Для деталей III группы НСС/НР предлагается устанавливать по той детали, по которой производится идентификация сборочной единицы.

В случае если известна только дата производства детали, но отсутствует возможность контроля ее наработки в процессе эксплуатации, для такой детали следует устанавливать назначенный срок службы. В случае, если контроль наработки детали в эксплуатации возможен, целесообразнее устанавливать для детали назначенный ресурс.

Предлагаемое распределение составных частей грузовых вагонов по группам приведено в таблице.

I группа

II группа

III группа

колеса цельнокатаные

корпус автосцепки

тележки для грузовых вагонов

оси чистовые

тяговый хомут автосцепки

сцепка, включая автосцепку

колодки тормозные

клин тягового хомута автосцепки

колесные пары вагонные

чеки тормозных колодок для вагонов

передний и задний упоры автосцепки

воздухораспределители

башмаки тормозных колодок

резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог

подшипники качения для буксовых узлов

 

рукава соединительные

поглощающий аппарат автосцепки

 

триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов

авторежим

 

пружины рессорного подвешивания

авторегулятор

 

рама боковая

 

 

балка надрессорная

 

Заключение

Предложен единый подход к установлению назначенных показателей (назначенного срока службы, назначенного ресурса), позволяющий выполнить требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/20011 и при этом исключить необоснованный вывод из эксплуатации годных составных частей грузового вагона.

__________________________________________________________________________________________

Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner