Исключить необоснованную браковку
ПОДХОДЫ К УСТАНОВЛЕНИЕ НАЗНАЧЕННЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Демин К. П. (ООО «ВНИЦТТ», г. Санкт-Петербург, Россия), Орлова А. М. (ООО «ВНИЦТТ», ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия)
Предложены подходы к установлению назначенного срока службы, назначенного ресурса на составные части грузового подвижного состава.
В настоящее время основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности железнодорожного подвижного состава, является технический регламент Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [1]. Указанный документ содержит ряд требований к необходимости установления назначенного срока службы (НСС) или назначенного ресурса (НР) на объекты технического регулирования (пункт 3в статьи 4, пункт 7 статьи 4 ТР ТС 001/2011).
Анализ нормативной документации на составные части грузового подвижного состава показал, что требования к установлению показателей НСС/НР содержатся далеко не во всех документах.
При проектировании составных частей грузовых вагонов с точки зрения сопротивления усталости можно выделить два подхода:
- Модель ограниченного ресурса (срока службы) детали, когда с использованием назначенных показателей подтверждают расчетами и/или испытаниями с коэффициентом запаса непосредственно ресурс или коэффициент запаса сопротивления усталости.
-Модель неограниченного ресурса (срока службы) детали, когда расчетами и/или испытаниями подтверждают предел выносливости, установленный таким образом, чтобы амплитуды динамических напряжений в процессе эксплуатации не превышали предел выносливости.
Для деталей с ограниченным ресурсом с целью предотвращения достижения критического предельного состояния НСС/НР, как правило, назначают из условия не превышения расчетного ресурса по условию сопротивления усталости.
Детали с неограниченным ресурсом, как правило, выводятся из эксплуатации по предельным состояниям, носящим деградационный характер (механические износы, повреждения, коррозия). Установление для таких деталей недостаточного НСС/НР может привести к выводу из эксплуатации вполне годных деталей, а значит неоправданным потерям собственников подвижного состава.
Кроме того, существуют составные части, представляющие собой сборочные единицы, все детали которых могут быть заменены в процессе ремонта, что обеспечивает практически бесконечный срок службы.
Однако требования к установлению НСС/НР в техническом регламенте ТР ТС 001/2011 не учитывают данных особенностей эксплуатации отдельных составных частей и распространяются на все без исключения детали и узлы, включенные в технический регламент. Таким образом актуальной становится задача выработки единых подходов к установлению НСС/НР для составных частей грузовых вагонов с разными моделями достижения предельного состояния в эксплуатации.
Для решения этой задачи предлагается все составные части грузового подвижного состава, подлежащие обязательному подтверждению соответствия разделить на три группы:
I группа: детали, спроектированные с использованием модели неограниченного ресурса, либо ресурса, находящегося за пределами реального срока эксплуатации;
II группа: детали, проектирование которых выполнено с использованием модели ограниченного ресурса;
III группа: сборочные единицы, в которых составные части подлежат замене в процессе ремонтов и/или эксплуатации.
Для деталей I группы предлагается установление НСС/НР за пределами реального срока эксплуатации, определяемого на основе статистических данных. При этом в конструкторской документации должны быть описаны предельные состояния, при достижении которых эксплуатация детали должна быть прекращена, деталь должна быть отремонтирована или списана. Пример реализации такого подхода применительно к оси чистовой приведен в [2].
Для деталей II группы НСС/НР должен устанавливаться из условия не превышения ресурса детали по условию сопротивления усталости, определяемого расчетом и/или испытаниями. При этом в конструкторской документации также должны быть установлены предельные состояния, при достижении которых эксплуатация должна быть прекращена.
Для деталей III группы НСС/НР предлагается устанавливать по той детали, по которой производится идентификация сборочной единицы.
В случае если известна только дата производства детали, но отсутствует возможность контроля ее наработки в процессе эксплуатации, для такой детали следует устанавливать назначенный срок службы. В случае, если контроль наработки детали в эксплуатации возможен, целесообразнее устанавливать для детали назначенный ресурс.
Предлагаемое распределение составных частей грузовых вагонов по группам приведено в таблице.
I группа |
II группа |
III группа |
---|---|---|
колеса цельнокатаные |
корпус автосцепки |
тележки для грузовых вагонов |
оси чистовые |
тяговый хомут автосцепки |
сцепка, включая автосцепку |
колодки тормозные |
клин тягового хомута автосцепки |
колесные пары вагонные |
чеки тормозных колодок для вагонов |
передний и задний упоры автосцепки |
воздухораспределители |
башмаки тормозных колодок |
резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог |
подшипники качения для буксовых узлов |
|
рукава соединительные |
поглощающий аппарат автосцепки |
|
триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов |
авторежим |
|
пружины рессорного подвешивания |
авторегулятор |
|
рама боковая |
|
|
балка надрессорная |
|
Заключение
Предложен единый подход к установлению назначенных показателей (назначенного срока службы, назначенного ресурса), позволяющий выполнить требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/20011 и при этом исключить необоснованный вывод из эксплуатации годных составных частей грузового вагона.
__________________________________________________________________________________________
Из материалов XV Международной научно-технической конференции «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ XXI ВЕКА (ИДЕИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ)
Комментарии