Рынок в поисках тары
Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО)
– В ОАО «РЖД» зафиксировали рост перевозок в контейнерах типа open top. С учётом текущего спроса в компании рассчитывают в 2021 году доставить в такой таре 1 млн тонн угля, впервые преодолев эту отметку. Алексей Николаевич, что перевозят в контейнерах open top и с чем связан такой интерес к ним на рынке?
– Рост спроса на перевозки в специализированных контейнерах обусловлен заинтересованностью потребителей – не грузоотправителей, а именно грузополучателей – в доставке небольших партий угля без дополнительной перевалки. Хотя тариф на перевозку угля в контейнерах по сети ОАО «РЖД» выше, чем в полувагонах, именно такая схема оказывается более выгодной для клиентов. Дело в том, что при перевозке в полувагонах груз необходимо перегрузить на границе для дальнейшей отправки, что увеличивает цену доставки, а при транспортировке в контейнере этого не требуется (контейнер можно просто перегрузить с помощью ричстакера с одной платформы на другую. – Ред.), соответственно и цена будет другая.
По данным на 1 августа текущего года, по сети ОАО «РЖД» перевезено около 20 тыс. контейнеров open top с навалочными грузами. Большая часть отправок – это уголь. В январе – июле по сети в специализированной таре перевезено 700 тыс. тонн угля. Если тенденция сохранится, можем говорить об увеличении объёмов до 1 млн тонн.
– Насколько российский рынок подвижного состава готов к повышенному спросу на специализированные контейнеры?
– Сегодня наблюдается нехватка контейнеров типа open top. Решением сложившейся ситуации является либо покупка специализированного подвижного состава за рубежом, либо организация производства в России. При этом на текущий момент отечественные производители не могут конкурировать с китайскими по цене, а поставка купленных контейнеров у зарубежных компаний займёт более девяти месяцев. Даже при заключении контракта сегодня доставить подвижной состав до получателя в лучшем случае получится в I квартале 2022 года. Поэтому сейчас ОАО «РЖД» прорабатывает с российскими производителями вопрос, как сделать производство специализированного подвижного состава дешевле. В моём понимании будущее именно за такими перевозками.
– Какие ещё специализированные контейнеры, по вашей оценке, востребованы на рынке?
– Типов контейнеров становится всё больше. Например, есть интерес к контейнерам типа open side (контейнеры с боковой загрузкой. – Ред.). В адрес ОАО «РЖД» и дочерних обществ поступает много обращений с запросом организовать сервис, при котором разгрузка происходила бы без снятия контейнера с вагона. Как при доставке почтово-багажным вагоном: открыл двери, посылки достал, положил, закрыл и поехал дальше. Такая технология работы становится интересна всё большему количеству грузоотправителей. Партии грузов становятся меньше, а требования к скорости доставки выше.
При этом контейнеров open side в стране очень мало – как и open top, их надо либо покупать за рубежом, либо организовывать производство у нас.
– А в каких сегментах рынка подвижного состава сохраняется профицит?
– Несмотря на летние ремонтные работы на сети и сезонное снижение оборота, сохраняется профицит полувагонов и цистерн. После завершения ремонтной программы в IV квартале текущего года избыток этих видов подвижного состава будет ещё больше.
Комментарии