08 июня 2021

Блог ПГК. Вагон под контролем

Прошли те времена, когда осмотр вагонов осуществлялся исключительно вручную. Опытные специалисты всегда в цене, однако на железной дороге уже появились их электронные помощники. В статье расскажем про современные технические средства контроля коммерческого состояния подвижного состава и состояния груза.

Запустить щупальца в вагон

Комплект технических средств «Спрут» 5327Т упрощает осмотрщикам проверку верхней части вагона, куда не так-то просто дотянуться. Прибор состоит из диэлектрической телескопической штанги, камеры с подсветкой, которую можно настраивать дистанционно, комплекта насадок, и монитора. Его удобно носить на спине, закрепляется он ремнями и лямками. Высота штанги, угол наклона камеры регулируются вручную. Изображение передается на монитор по wi-fi, поэтому осмотрщик видит и фиксирует любые неисправности в режиме реального времени. С помощью устройства он может видеть груз внутри вагона, способы его крепления и размещения, оценить пломбировку и маркировку. Это позволяет определять состояние крыши крытого подвижного состава и контейнеров, проверять наличие ЗПУ, находить посторонние предметы и многое другое.

Комплект уже прошел тестирование на сети и успешно используется. Одно из его неоспоримых преимуществ – диапазон рабочих температур. Он составляет от -35 до +50 градусов, что немаловажно в российских климатических условиях. Расстояние от осмотрщика до вагона за счет регулируемой длины штанги может составлять от 0,5 до 4 метров. Штатный комплект аккумуляторных батарей обеспечивает непрерывную работу до 8 часов.

Сквозь рамку

Несомненно, такие «ворота» встречал любой человек, который хотя бы раз в жизни ездил по железной дороге. Но для чего они? Оказывается, они тоже помогают контролировать состояние грузов и вагонов.

У этой рамки есть название — интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях, а если коротко, то ППСС. Оборудование нужно для того, чтобы автоматизировать процесс технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.

ППСС состоит из нескольких подсистем, которые могут оценить техническое состояние вагона и состояние груза, считать номер вагона, а также другие знаки и надписи, не нанесённые на вагон. С их помощью можно контролировать важнейшие параметры подвижного состава: нарушения габарита, весовые отклонения, неравномерность погрузки, повреждения кузова, неисправности ходовой части, тормозных систем и так далее. Вся информация поступает на автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора станции. Он информирует профильных специалистов о существующих проблемах.

Таким образом время обработки составов сокращается, а уровень контроля и безопасности, напротив, растет. При этом уменьшаются эксплуатационные расходы, повышается эффективность работы самой сортировочной станции. В 2020-2021 году на сети железных дорог России создается целая система ППСС. Конструкции располагаются на ключевых сортировочных станциях по всей стране.

Вагоны с отметкой

Наверняка вам уже приходилось слышать про технологию RFID. Это метод автоматической идентификации и регистрации объектов при помощи радиочастотного канала связи. Информация в виде уникального цифрового кода загружается в память специальной микросхемы — транспондера, ее можно считать. Устройства для считывания информации располагаются на контрольных точках вдоль путей.

Сама технология родом из Финляндии. Здесь ее интегрировали с системой для контроля состояния осей и колес проезжающих железнодорожных вагонов. С ее помощью отслеживают подвижной состав, который требует техобслуживания. Кроме того, RFID используется для мониторинга железнодорожных перевозок.

Эксперты высоко оценивают эффективность RFID-технологии, но сходятся во мнении, что важно ее широкое распространение по сети железных дорог. В пределах одной магистрали или станции она вряд ли будет полезна. Это связано как с высокой стоимостью, так и с узкой базой данных, которая не даст вести полноценное наблюдение за вагонами.

В России технология также получила распространение. Сейчас RFID чаще всего используется в составе индикаторных электронных пломб. Это механические пломбы с RFID-меткой или микрочипом. Они подают сигнал «вскрыто»/«не вскрыто» на специальный считыватель. RFID-метка содержит информацию, с помощью которой можно формировать базы данных запчастей, отслеживать их жизненный цикл и защищать себя от контрафакта, можно фиксировать информацию о состоянии и ремонте вагонов, планировать закупки и многое другое. Дальность считывания может достигать 300 метров. С её помощью специалисты оперативно получают информацию о подвижном составе и заранее могут спланировать все необходимые действия.

Осмотри вагон сам

Решения, которые помогают осматривать вагоны, появляются не только для профессионалов, но и для грузоотправителей/грузополучателей. По этому пути пошли в Первой грузовой компании. Приложение для смартфонов и планшетов «Мобильный репортер» позволяет фотографировать повреждения, добавлять описание в анкете и отправлять сообщение причастным специалистам. Как только сотрудники ПГК получают информацию о неудовлетворительном состоянии вагона, они оперативно связываются с партнером, отправляют подвижной состав в ремонт и предоставляют замену.

Сейчас «Мобильный репортер ПГК» используют почти 1,5 тыс. пользователей, представляющих более 500 компаний-партнеров оператора.

Сервис значительно упрощает взаимодействие между оператором, грузоотправителем и РЖД, позволяет ПГК своевременно проводить и планировать ремонты, а также подавать клиентам более качественные вагоны.

Недавно в приложение были добавлены элементы геймификации для того, чтобы пользователям было интересно работать в нем. В рамках внедренной бонусной системы инспекторы «Мобильного репортера ПГК» получают баллы за проведенные осмотры и полноту инспекций (наличие фото и комментариев в анкете). В зависимости от активности пользователи объединяются в лиги: «Новички», «Бывалые», «Опытные», «Профи» и «Легенды». В каждой из лиг присваиваются звания, начиная с «Нового инспектора» и «Специалиста по качеству» до «Виртуоза оценки» и «Всевидящего ока». Всего в дорожной карте достижений предусмотрено 15 уровней. Лидеры, набравшие максимальное количество баллов, в будущем будут получать призы от ПГК.

Приложение «Мобильный репортер» было запущено в апреле 2019 года. Пока оно рассчитано только на крытые вагоны. За этот период проведено свыше 30 тыс. инспекций, собрано более 280 тыс. фотографий. В настоящее время оцифровано 80% парка крытых вагонов ПГК. В ближайших планах – масштабировать работу приложения на другие виды подвижного состава.

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner