НОВОСТИ
02 июня 2021

Ужесточается ли контроль за действием условных номеров клеймения?

Одной из ключевых задач при выводе подвижного состава и комплектующих на рынок «пространства 1520» является проведение испытаний и подтверждение их соответствия требованиям ГОСТов и техрегламентов ТР ТС, получение условных номеров клеймения. В свою очередь, для ремонтных предприятий среди важнейших процедур, подтверждающих качество их работы, – прохождение аттестации производственных участков. О результатах такой работы в 2020 году, направлениях ее цифровизации и трендах в сфере сертификации и испытаний «Технике железных дорог» рассказал руководитель ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (РС ФЖТ) Александр Комиссаров.

Александр Федорович, вы были назначены руководителем РС ФЖТ в августе 2020 года. Какие задачи поставлены перед вами и что уже удалось реализовать?
Задачи все определены уставом РС ФЖТ, их и надо максимально эффективно выполнять. Это выполнение работ по обязательному подтверждению соответствия подвижного состава, комплектующих и другой продукции железнодорожного транспорта, добровольному подтверждению соответствия продукции, а также различных процессов, связанных с ее жизненным циклом (производство, эксплуатация и др.), работ и услуг, систем менеджмента и так далее, и проведение сертификационных испытаний. Также РС ФЖТ наделено Росжелдором полномочиями по работе с условными номерами клеймения подвижного состава и его составных частей (присвоение, контроль применения, приостановление, возобновление и так далее) и аттестации производственных участков.

Главное по 2020 году – то, что, несмотря на всю сложную эпидемиологическую ситуацию, за счет внедрения различных инструментов дистанционной работы и цифрового взаимодействия удалось не только удержать планку предыдущих периодов, но и в отдельных случаях поднять ее. При этом речь идет не только об органе по сертификации, но и о проведении сертификационных испытаний.

Так, мы выдали 348 сертификатов соответствия требованиям ТР ТС: это на 21% больше, чем в 2019 году, однако надо учитывать, что у многих закончилось действие предыдущих сертификатов.
В то же время с сертификатом Александр соответствия в 2020 году на рынок вышли несколько новых моделей подвижного состава: электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С, маневровые тепловозы ТЭМ14М, ТЭМ10, ТГМК2, рельсовые автобусы РА-3, ряд новых моделей грузовых вагонов и другие.
Также в 2020 году РС ФЖТ зарегистрировано 211 деклараций на соответствие требованиям ТР ТС, выдано 111 сертификатов в добровольной сфере, оформлено 168 протоколов испытаний, а также выдано 374 удостоверения об аттестации производственных участков и 651 свидетельство о присвоении условных номеров клеймения.

Как РС ФЖТ участвует в совершенствовании системы сертификации и взаимодействует с производителями?
Мы все-таки работаем в соответствии с конкретными нормативными документами – техническими регламентами ТС, ГОСТами, правилами системы добровольной сертификации, документами, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, – и вольностей в трактовках, а также создания собственных правил такая деятельность не предполагает.
В то же время мы наравне с производителями участвуем в разработке проектов изменений в документы, в работе по стандартизации и имеем четкую обратную связь от производителей. Например, сейчас мы являемся активными участниками еженедельных совещаний рабочей группы НП «ОПЖТ» по беспилотному движению.

Вы упомянули цифровые технологии как помощника преодоления условий работы в пандемию. На каком уровне в целом сейчас находится цифровизация деятельности по сертификации?
РС ФЖТ работает в рамках установленных правил и в то же время поддерживает высокую планку по цифровизации. Уже сегодня все сведения о выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии оцифровываются и передаются органом по сертификации в Федеральную службу по аккредитации для последующего размещения в открытом доступе на порталах Росаккредитации и Евразийской экономической комиссии.
Также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.10.2020 № 704 орган по сертификации и испытательный центр РС ФЖТ посредством ФГИС Росаккредитации передают сведения о работниках, проведенных в целях выдачи сертификатов соответствия исследованиях (испытаниях) и измерениях, зарегистрированных заявлениях на выдачу сертификатов соответствия и на регистрацию деклараций о соответствии, а также другие сведения о результатах деятельности.
Отдельно отмечу, что пандемия в очередной раз подтвердила востребованность нашего внутреннего корпоративного портала, где организована работа с электронными документами.
В то же время есть и дальнейшие направления работы. Так, мы совершенствуем наш портал, в том числе в части защиты электронных документов и применения электронной подписи.
Уже сейчас большинство испытательных центров подписывают протоколы испытаний электронной подписью, что существенно сокращает время их передачи.
Также после внесения изменений в договор о ЕАЭС РС ФЖТ перейдет на выдачу электронных сертификатов соответствия. С введением в действие новой редакции ТР ТС в области железнодорожного транспорта все документы заявитель сможет представлять в орган по сертификации в электронном виде.
Здесь, как и ранее, отмечу и работу в рамках создаваемой НП «ОПЖТ» цифровой экосистемы управления требованиями к продукции железнодорожного назначения на основе машиночитаемой нормативной и нормативно-технической документации. Она направлена на создание единой цифровой среды управления всем жизненным циклом продукции, а также обеспечение наличия в рамках него всех необходимых нормативных документов в актуализированном машиночитаемом формате.


Машиностроители сегодня активно продвигают предложение по принятию цифровых результатов испытаний в зачет натурных, аргументируя это возможностями сокращения времени на реагирование на запросы рынка. Как вы относитесь к данной инициативе?
У нас нет принципиальных возражений. Цифровые испытания действительно имеют большой потенциал, так как позволят существенно сэкономить ресурсы, сократить время на проектирование, изготовление и испытание продукции. Однако для такого перехода нужно пройти еще большой путь от разработки соответствующего программного обеспечения, методов моделирования, системы аттестации таких методов, проведения сличительных испытаний с натурными испытаниями до внесения соответствующих изменений в нормативную базу – стандарты, регламенты и тому подобное. С большим интересом следим за этим процессом.


Одним из важнейших вопросов для развития экспорта российского подвижного состава в страны дальнего зарубежья является признание результатов испытаний, проведенных в России. Какая работа ведется в этом направлении?
В этом направлении уже сделаны первые шаги. Так, Росаккредитация является полноправным членом Международной организации по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC). Это означает, что все испытательные лаборатории, аккредитованные уполномоченными органами стран–членов ILAC, работают в соответствии со стандартом ISO/IEC 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Однако присутствие в ILAC не означает автоматического появления возможности свободного обращения товаров, поскольку требования к продукции и методам ее исследования могут существенно различаться у разных стран.
Реальное признание результатов испытаний может быть обеспечено либо в пределах региональных объединений стран, таких как ЕАЭС, где принятая единообразная процедура аккредитация подкреплена еще и эквивалентными требованиями в других сферах, либо за счет заключения межправительственных соглашений со странами–торговыми партнерами России.

Вы взаимодействуете с более чем 40 испытательными центрами и лабораториями. Как контролируете качество их работы?
Компетентность и независимость испытательных лабораторий подтверждает Росаккредитация, они должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». У РС ФЖТ нет полномочий на такую оценку в соответствии с нормативно-правовыми актами в области технического регулирования. При этом в рамках выполнения субподрядных работ по договорам, которые заключает РС ФЖТ с лабораториями на проведение испытаний, мы отслеживаем их обязательства по своевременному и качественному исполнению технического задания.


РС ФЖТ аттестует и вагоноремонтные участки. В прошлом году после перехода ВРК-2 и ВРК-3 от РЖД во владение соответственно НВРК и ОМК структура этого рынка существенно изменилась. Как это сказалось на качественных характеристиках ремонтных предприятий?
Существенных изменений нет, но и 2020 год не очень показателен, так как была пандемия – мы проводили удаленные оценки. Еще должно пройти время. Мы руководствуемся принципами беспристрастности и объективности вне зависимости от принадлежности проверяемого предприятия: если ему выданы свидетельство о присвоении условного номера клеймения и удостоверения об аттестации производственных участков, то, значит, предприятие отвечает всем предъявляемым к нему требованиям. Отмечу, что при проведении аттестации производственных участков представители также проверяют легитимность используемых запасных частей и комплектующих: сертификаты соответствия (декларации), необходимую маркировку, клейма, документы на поставку и сопроводительные документы.
Замечания, которые есть к производственным участкам, отражаются в актах проверки, и у предприятий есть 60 дней для устранения несоответствий.

 

Насколько часты случаи наличия несоответствий?
В 2020 году в рамках работ по присвоению условных номеров клеймения и аттестации производственных участков РС ФЖТ проверил 551 предприятие, из которых у 247 было выявлено 661 несоответствие по разным причинам. Также 15 предприятиям было отказано в присвоении или расширении области применения условного номера клеймения в связи с неустранением выявленных несоответствий. Из этих пятнадцати 8 предприятий повторно прошли процедуру и по результатам получили положительное заключение. Если говорить про 1-й квартал этого года, то только одному предприятию было отказано в присвоении условного номера клеймения.

Как проходят аттестацию частные предприятия по ремонту маневровых локомотивов?
Участки по ремонту локомотивов и их составных частей не подлежат аттестации, за исключением участков по ремонту автосцепного устройства в соответствии с положением Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Они проходят только процедуру получения условного номера клеймения.

 

Ужесточается ли контроль за действием условных номеров клеймения?
Нет, работы проводятся так же, как и ранее. На сайте РС ФЖТ размещен и постоянно актуализируется реестр присвоенных условных номеров, выданных свидетельств, в связи с чем повышается уровень доступности. В соответствии с правилами технической эксплуатации владелец инфраструктуры допускает подвижной состав на инфраструктуру и, соответственно, пользуется информацией о наличии условного номера. Также эта информация используется органами надзора и потребителями продукции железнодорожного транспорта.
Для выполнения требований технической документации, при соответствии которой выдается условный номер, предприятие должно обладать технологическим и испытательным оборудованием, средствами измерения, иметь компетентный и обученный персонал. Бывают случаи, когда предприятие заявляется на выполнение сложных видов работ, таких как средние или капитальные ремонты подвижного состава. При этом мы видим, что по оснащенности оно может выполнять только текущие ремонты. Это касается в основном частных предприятий по ремонту маневровых локомотивов. В таких случаях область применения условного номера сокращается.

Участвует ли РС ФЖТ в проекте АС «Электронный инспектор»? Как оцениваете его потенциал?
Мы, как орган по сертификации, подтверждаем соответствие продукции до ее выпуска в обращение, а «Электронный инспектор», в свою очередь, распространяется на стадию эксплуатации. Вместе с тем информация, размещенная на этом сервисе, могла бы быть нам полезна при проведении плановых ежегодных инспекционных контролей. В будущем АС «Электронный инспектор» может стать дополнительным инструментом для установления соответствия продукции заданным требованиям ТР ТС, подтвержденным при сертификации.

https://wagon-cargo.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner