15 апреля 2021

Термосы получат отсрочку

Министерство транспорта РФ предложило продлить срок, который отводится операторам рефрижераторного подвижного состава на обязательную сертификацию парка, до 1 сентября 2023 года. По действующему законодательству вся используемая изотермическая техника должна пройти освидетельствование на соответствие нормам Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов до 2022 года. Операторы признают, что сертификация грозит списанием значительной части парка.

Введение обязательной сертификации для изотермических транспортных средств предусмотрено Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, которые Минтранс утвердил в 2019 году. Этот документ обязывает операторов, использующих рефрижераторные вагоны, рефконтейнеры и вагоны-термосы, до 1 января 2022 года получить свидетельства, подтверждающие, что вся их техника соответствует требованиям Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов (СПС), в том числе нормам по теплопроводности. Однако теперь Минтранс готов дать перевозчикам отсрочку до 1 сентября 2023 года. Проект приказа размещён ведомством на официальном портале нормативно-правовой информации и доступен для общественного обсуждения до 16 апреля.

Руководитель пресс-службы Минтранса Александр Волков не смог ответить на вопрос «Гудка», почему пришлось переносить сроки сертификации более чем на полтора года. Как следует из сопроводительных документов, доступных на сайте regulation.gov.ru, причина отсрочки в том, что Минтрансу нужно ещё разработать дополнительные проекты приказов, чтобы обеспечить соответствие требованиям СПС.

Впрочем, по мнению самих операторов, дело не в отсутствии каких-то нормативных актов, а в том, что до сих пор не решён вопрос с созданием специализированных лабораторий для проведения испытаний изотермической техники, используемой для железнодорожных перевозок скоропорта. По словам президента транспортно-экспедиторской компании «Таскор-21» Виталия Момота, до сих пор не определён источник финансирования для создания таких лабораторий, в частности приобретения необходимого оборудования и обучения персонала.

«В нашей стране нет камеры для освидетельствования вагонов, и её строительство бизнесу невыгодно, а государство уже два года решает вопрос с выделением средств для её постройки», – отмечает президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синёв.

Напомним, на прошлой неделе Правительство РФ утвердило постановление, где определило полномочия федеральных органов исполнительной власти по организации контроля изотермических транспортных средств. Полномочия по контролю за перевозками автомобильным транспортом возложили на Минтранс, а железнодорожным – на Росжелдор. Согласно правительственному постановлению именно Росжелдор будет отвечать за назначение экспертов и аккредитацию испытательных станций для непосредственного контроля изотермических свойств, а также за выдачу свидетельства об их соответствии нормам, установленным соглашением. Однако информацию о создании специализированных лабораторий на железнодорожном транспорте в ведомстве не раскрывают.

При этом, как замечает Виталий Момот, потребуется создать сеть из испытательных лабораторий с учётом того объёма парка, который требуется сертифицировать.

Как пояснил «Гудку» Михаил Синёв, в России ни один специализированный вагон и контейнер ранее не был освидетельствован по нормам СПС, а значит, потребуется провести испытания каждого из них. «Это дорого, по нашим подсчётам, на проведение испытаний понадобится более 1 млрд руб. И к тому же долго – одни испытания длятся несколько дней, а транспортных единиц, которым требуется освидетельствование, сейчас более 10 тыс.», – уточнил Михаил Синёв.

Сами операторы признают, что состояние рефрижераторного подвижного состава оставляет желать лучшего. Со временем, примерно через пять – семь лет, изоляционный материал, который обеспечивает сохранение температурного режима, выходит из строя, замечает Виталий Момот.

По словам Михаила Синёва, наиболее сложная ситуация сегодня по рефрижераторным вагонам: они старые, их кузова много раз переоборудовались и состояние изоляции не поддаётся экспертной оценке. Виталий Момот считает, что по итогам сертификации их в основной массе придётся списать. Ситуация по контейнерному парку намного лучше: средний срок службы контейнеров меньше, чем вагонов, и на них имеются свидетельства с первоначальной теплотехнической характеристикой, полученной при освидетельствовании по нормам ИСО, схожих с нормами СПС.

В АСОРПС полагают, что перенос срока сертификации не сыграет особой роли. «Если же Минтранс для существующих вагонов и контейнеров вводит особый порядок освидетельствования, тогда это уже другой вопрос и проект, который нам необходимо увидеть», – отмечает Михаил Синёв.

ГУДОК

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner