НОВОСТИ
08 апреля 2021

Контейнеры vs полувагоны: кто кого?

С развитием глобальной торговли контейнеры становятся самым востребованным видом подвижного состава. Основным драйвером рынка контейнерных перевозок является Китай, который поставляет огромное количество своих товаров в США и Европу. По прогнозам экспертов, доля контейнеров скоро будет составлять, в среднем, 10% на мировом рынке. Значит ли это, что полувагонам придется существенно потесниться? Спросили мнения разных экспертов в нашей компании, и вот, что нам удалось узнать.

Контейнер шагает по планете

Контейнеры сегодня в дефиците. Стоимость доставки в этом виде подвижного состава в мире выросла в 3 раза. Спрос со стороны США и Европы на товары из Китая, доставляемые в контейнерах, достаточно большой. В КНР же, напротив, есть потребность отправлять продукцию, потому что экономика страны восстанавливается быстрее многих мировых лидеров, но не закупать на Западе. В результате контейнеры с товаром уходят и надолго застревают в пути. Этот факт лишь усугубляет ситуацию с контейнерами, используемыми для транспортировки грузов.

В России интерес к контейнерам тоже большой, рынок развивающийся и перспективный. Он привлекает стабильностью, мультимодальностью, технической развитостью. Кроме того, с его помощью легко можно встроиться в отработанные годами международные логистические цепочки. Пару лет назад на них обратил внимание президент – Владимир Путин распорядился обеспечить четырёхкратное увеличение контейнерного грузопотока. Участники рынка смело заявляют о том, что в контейнерах можно возить все. За ними будущее в транзитных перевозках, импорте и экспорте многих видов продукции. Это связано как с широкими возможностями по их транспортировке, так и со спецификой законодательства в разных странах. Именно поэтому контейнеры – это лакомый кусок для многих железнодорожных операторов.

За полувагоны замолвите слово

На другой чаше весов находятся полувагоны. Снижение погрузки угля на 5%, до 353,3 млн тонн, по итогам 2020 года больно ударило по этому сегменту. По итогам прошлого года профицит этого вида подвижного состава на сети существенно вырос (+36 тыс. единиц к 2019 году). Причина, прежде всего, в снижении потребления угольной продукции со стороны Европы из-за перехода на более экологичные виды топлива. Отечественные производители нашли новых партнеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, однако доставка осложнилась инфраструктурными ограничениями Восточного полигона. Проблема остается актуальной и в 2021 году.

Тем не менее, полувагоны – это один из самых массовых родов подвижного состава на сети. В 2020 году было произведено более 21,5 тыс. единиц новых полувагонов. Операторы заинтересованы в том, чтобы компенсировать эти инвестиции, а также хотят задействовать уже имеющийся парк. Потому они активно предлагают доставку именно в этом роде подвижного состава. В противном случае рынок железнодорожных перевозок начнет терять деньги и ведущих игроков.

Есть куда расти

Есть ряд грузов, например, уголь и инертно-строительная продукция, которые возить в контейнерах сложно из-за того, что погрузо-разгрузочные фронты у крупных производителей и в портах заточены именно под полувагоны. Они оборудованы специальными опрокидывателями, которые обеспечивают выгрузку за считанные секунды. Это дорогостоящее оборудование, его обслуживает большое количество людей. Приведем в пример строящийся «Портово-индустриальный парк ОТЭКО». Его инфраструктура по перевалке сыпучих грузов предназначена под разгрузку полувагонов.

Чтобы переоборудовать станции погрузки и выгрузки, собственные фронты производителей, нужны колоссальные инвестиции. Это не выгодно. В том числе и поэтому речь о полном или даже значимом замещении полувагонов контейнерами на платформах в горизонте 5 лет не идет. Есть и другие ограничения, которые будут еще долгое время оказывать влияние на рынок перевозки грузов в контейнерах по железной дороге. Прежде всего, это огромные инвестиции в парк платформ и контейнеров, которые должны будут понести операторы.

На рынке с 2020 года активно обсуждается идея о перевозке контейнеров в полувагонах. Ее поддержал Олег Белозеров. Ранее представители РЖД отмечали, что есть направления, например, Транссибирская магистраль, где доставка в контейнерах нерентабельна. Их перевозка в полувагонах могла бы дать синергетический эффект.

Полувагон контейнером погоняет

О транспортировке контейнеров в полувагонах начали говорить в прошлом году и активно обсуждают сейчас. Операторы полувагонов заинтересованы за счет попутной загрузки контейнерами с Дальнего Востока передислоцировать подвижной состав в места массовой погрузки угля – в Сибирский регион. Потоки фитинговых платформ в сторону Восточного полигона и обратно не всегда сбалансированы, а об ограничениях на этом направлении рынку известно. Такой подход позволяет удовлетворить спрос на фитинговые платформы, которых часто не хватает.

В международном сообщении перевозить контейнеры в полувагонах можно, а вот в России с 2014 года действует запрет на такой тип транспортировки. Противники метода говорят о том, что он не технологичный, поскольку контейнерный поезд из полувагонов формируется в 5 раз дольше, чем из фитинговых платформ, да и в целом тормозит контейнеризацию грузов не только для операторов, но и для стивидоров.

Тем не менее, дискуссия на рынке продолжается. В РЖД даже приступили к тестированию подобных перевозок. Например, в газете «Гудок» в начале этого года вышла заметка о том, что с универсального городского терминала Санкт-Петербург-Финляндский на станцию Тальца Востояно-Сибирской железной дороги отправился поезд, в состав которого вошли полувагоны с контейнерами, зафиксированными по новой технологии – с использованием пневмооболочек. Это такая «воздушная подушка» из полипропилена или бумаги, предназначенная для заполнения пустот в контейнерах и фиксации грузов внутри них. Она обеспечивает сохранность не только контейнера или груза, но и подвижного состава. Эксперимент завершился успешно, но окончательное решение примет специальная комиссия после повторной перевозки.

И тем не менее, большинство участников рынка сходятся во мнении, что места на сети хватит всем, нужно лишь тщательно проверить и закрепить технологии погрузки одного вида подвижного состава в другой, а также выделить маршруты, по которым такой способ доставки груза будет целесообразен.

ПГК

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner