25 марта 2021

Холод из Китая

В России никогда не существовало рынка промышленного производства рефрижераторных контейнеров – появлялись опытные образцы, которые в серию не выходили. Наряду с зарубежными компаниями российские операторы покупают тару в Китае. Однако участники перевозочного процесса считают, что необходимо создание полноценного производства рефконтейнеров на территории нашей страны. Это поможет как минимум упростить и снизить стоимость обслуживания и ремонта рефрижераторных установок.

Сейчас в России никто не производит рефконтейнеры в промышленных масштабах. Заявил о своих планах «Омсктрансмаш» (входит в Уралвагонзавод, УВЗ), но у предприятия пока выпущено шесть контейнеров первой опытной модели, и в полевых условиях они не эксплуатировались.

При этом на «Омсктрансмаше» организован выпуск только корпусов контейнеров, а рефрижераторная установка поставляется из-за рубежа. «Установки для рефконтейнеров в мире делают сейчас четыре ведущих вендора (Carrier, Thermo King, Daikin, Sabroe. – Ред.), их бизнес развивается уже несколько десятилетий. Рефрижераторная установка в контейнере является самой наукоёмкой и трудоёмкой частью. Помимо этого для нормальной эксплуатации установки в разных частях страны, на разных видах транспорта должна быть сформирована сервисная сеть. Поэтому разработкой установок с нуля обычно никто не занимается – их заказывают у одного из глобальных вендоров», – пояснил «Гудку» член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Андрей Гречкин.

В 2019 году 40-футовый рефконтейнер с установкой собственной разработки, которая позволяет перевозить скоропортящиеся продукты в течение 30 суток, представил Донской механический завод, а в мае 2020-го он впервые отправился из России в китайскую провинцию Сычуань, в город Ченду. Предприятие может обеспечить производство 500 таких рефконтейнеров в год, однако пока серийное производство так и не налажено.

Также в начале марта ТАСС сообщал, что в России может появиться новый завод по производству инновационных рефрижераторных контейнеров с преимущественным использованием российских комплектующих, вопрос о создании которого прорабатывается Министерством рыбного хозяйства Камчатского края.

Наряду с зарубежными операторами российские покупают рефконтейнеры в Китае. Однако доля нашего рынка в китайских заказах ничтожно мала. Согласно статистике производства, на заводах КНР для всего мира за 10 месяцев 2020 года в общей сложности построено 116 тыс. рефов.

При этом на рынке перевозок скоропортящейся продукции всего около 5,5 тыс. рефрижераторных контейнеров, пояснил «Гудку» президент транспортно-экспедиторской компании, ООО «Таскор-21», которая занимается перевозкой промышленных и скоропортящихся грузов, Виталий Момот.

По расчётам АСОРПС, общий спрос на рефконтейнеры среди операторов не превышает 500–600 единиц в год. Это программа «спокойного» обновления парка и небольшого роста. «Рефконтейнеры выбывают по сроку службы (10–12 лет), или же ломаются, или получают механические повреждения во время погрузки и выгрузки. Пополнение контейнеров будет продолжаться из Китая», – отметил Виталий Момот.

Назвать среднюю стоимость российских рефконтейнеров пока очень сложно. «Омсктрансмаш» озвучивает вилку цен от 2,4 до 2,6 млн руб. с НДС. Стартовая цена ДМЗ – 1,5 млн руб. Китайский контейнер с расходами на таможню и НДС можно купить за 1,8–1,9 млн руб.

По мнению участников рынка, производство рефрижераторных контейнеров в РФ не развивается по причине отсутствия необходимости – спрос на рефперевозки на протяжении последних 10 лет сезонный и очень нестабильный. «Парк, укомплектованный операторами в 2010–2013 годах, до сих пор профицитный. Небольшие закупки рефконтейнеров, которые делают российские компании, призваны лишь обновить парк, – сказал Андрей Гречкин. – При этом сами контейнеры сильно устарели и требуют обновления. Однако кривая спроса и предложения не позволяет операторам смотреть далеко вперёд и иметь в тарифе для клиентов инвестиционную составляющую, чтобы покупать новое оборудование. Вплоть до 2018 года перевозчики несли колоссальные убытки. Только в последние два года ситуация начала немного выравниваться».

Андрей Гречкин считает, что создание полноценного производства рефконтейнеров на территории России однозначно необходимо. «Это хеджирует риски, потому что у тех же китайских заводов может поменяться политика производства и вырасти цена», – сказал он.

Кроме того, рост спроса на перевозку скоропорта может в ближайшей перспективе потребовать увеличения потребности в рефконтейнерах. А при создании полноценного производства будет сформирована и сервисная сеть, которая упростит и снизит стоимость обслуживания и ремонта рефрижераторных установок.

Для создания полноценного производства рефконтейнеров в РФ участники рынка предлагают применить механизмы государственной поддержки, к примеру программу субсидированного лизинга на 5–10 лет прямо с завода. «Оператор, получивший контейнер в лизинг с посуточной платой в рублях, сравнимой по размеру с лизингом иностранной продукции в долларах, защищён от колебаний курса, что особенно актуально на длинном периоде. Программа с субсидированными процентами может перекрыть первоначальную более высокую стоимость контейнера. Таким образом, появится хороший инструмент для загрузки заказами российского завода», – резюмировал Андрей Гречкин.

УВЗ и ДМЗ на момент публикации на вопросы «Гудка» не ответили.

https://gudok.ru/

 

 

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner