НОВОСТИ
03 марта 2021

Сфокусированы на развитии своих компетенции

Что сейчас происходит на рынке железнодорожных перевозок, как отрасль справляется с пандемией и какие у нее перспективы. Об этом «Лента.ру» поговорила с владельцем группы компаний «Максимум» Николаем Фалиным.

О компании, пандемии и отрасли

«Лента.ру»: Для экономики России железнодорожные перевозки всегда имели стратегическое значение, но бизнес этот сложный. Ваша компания давно работает в отрасли, расскажите о ней, текущих проектах, объемах и загрузке.

Фалин: Группа компаний «Максимум» работает в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Мы владеем и управляем примерно 10 тысячами единиц подвижного состава различных типов, нашими заказчиками являются российские и зарубежные промышленные предприятия, торговые компании и потребители перевозимой продукции.

Предприятия, входящие в ГК «Максимум», работают по всей России. Это операторы подвижного состава, экспедиторские компании, грузовые терминалы. Мы активно инвестируем в покупку парка подвижного состава, создаем новые объекты транспортной инфраструктуры.

А каковы успехи компании с точки зрения финансовых результатов?

Консолидированная выручка компании составляет около 10 миллиардов рублей в год. Мы не стремимся стать крупнейшими, но хорошо делаем свою работу в рамках выбранных направлений и специализации.

Мы развиваемся не так быстро, как хотелось бы, потому что внимательно следим за уровнем своей долговой нагрузки. ГК «Максимум» имеет хорошую кредитную историю практически во всех крупных российских банках, и мы очень дорожим своей репутацией надежного заемщика.

Как пандемия и связанные с ней ограничения повлияли на вашу компанию и отрасль?

В целом погрузка на сети РЖД за 2020 год снизилась на 2,7 процента. Это весьма ощутимое падение. Однако в традиционных для нас сегментах операторского рынка тенденции были разнонаправленными. Например, объемы перевозок контейнерных грузов за этот непростой 2020 год на сети РЖД выросли аж на 16,5 процента! Еще больше выросли перевозки зерновых грузов — на невероятные 28,7 процента.
В то же время заметно (на 3 процента) упала погрузка пиломатериалов в лесные и универсальные платформы. Это вызвано торможением спроса в странах, которые традиционно импортируют российский лес: Китай, Азербайджан, Узбекистан и некоторые другие.

Но с каждым месяцем негативные тенденции ослабевают. Наша компания с оптимизмом смотрит в 2021 год, подтверждая это своей инвестиционной программой.

Каков прогноз на результаты ГК «Максимум» в ближайший год?

Безусловно, мы ожидаем роста, восстановления экономики и всей страны, и компании в частности. В планах нарастить численность подвижного состава в нашей собственности и в управлении на 10-15 процентов. Мы рассчитываем на 20-процентный рост консолидированной выручки, а показатели рентабельности, я надеюсь, вернутся к комфортным значениям «допандемийного» 2019 года.

К сожалению, события 2019-2020 годов несколько сбили нас с привычного темпа развития. Последние полтора года нам пришлось заниматься не столько развитием бизнеса и созданием новых рабочих мест, сколько борьбой с рейдерами и защитой собственных прав в нескольких юрисдикциях.

________________________________________________________________________________________________________________

О планах на будущее
Оглядываясь на эту ситуацию и конфликт, каковы ваши дальнейшие планы по развитию компании?

ГК «Максимум» всегда развивалась поступательно, ежегодно увеличивая свой операционный парк на 10-20 процентов в год. Корпоративный конфликт уж позади, поэтому в ближайшие годы мы будем придерживаться этой же стратегии.

Традиционно, мы избегаем самых массовых секторов операторского бизнеса, таких как управление парками полувагонов и цистерн. Там много сильных конкурентов, а коммерческая маржа невысокая. Мы сфокусированы на развитии своих компетенции в управлении парками зерновозов, лесовозов, контейнерных и универсальных платформ. Это ограниченные и непростые рынки, но наша компания чувствует себя в них весьма уверенно.

Вы не смотрите в сторону диверсификации портфеля и бизнеса в целом?

Одним из приоритетов нашей инвестиционной программы является создание новых грузовых терминалов, которые осуществляют погрузку на железнодорожный транспорт контейнеров и продукции лесоперерабатывающей промышленности. Мы стараемся быть ближе к клиенту и предлагаем ему не только перевозку по сети РЖД, но и дополнительные услуги в начале и в конце перевозочного процесса.

В периметр ГК «Максимум» уже входят терминалы, расположенные в Перми и Красноярском крае, в Подмосковье и на Дальнем Востоке. Это новые транспортные объекты, новые рабочие места для указанных регионов. В 2021-2022 годах мы запланировали построить еще два аналогичных терминала в Сибири, идут проектные работы. Также мы ищем площадку для строительства современного склада класса А в Московском регионе.

Планируете ли вы в ближайшее время модернизировать вагонный парк?

Этот процесс уже идет. Прямо сейчас мы получаем инновационные зерновозы и лесовозы с Тихвинского ВСЗ, а на днях готовимся подписать сделку по приобретению новых контейнерных платформ.

В целом мы наметили на 2021 год приобретение 1-1,3 тысячи единиц нового подвижного состава в традиционных для нас сегментах операторского бизнеса. Финансовыми партнерами выступают лизинговые компании, входящие в периметр банковских групп ВТБ и «Открытие», а также наши давние банки-партнеры: Банк Финсервис, ЮниКредит Банк и другие.

На рынке говорят о международных планах ГК «Максимум». Поделитесь?

Да, это не секрет. Сегодня перед топ-менеджментом стоит задача зарубежной экспансии. Одна из компаний — «МаксКонтейнер» — успешно работает на китайском рынке. Там у нас стабильно растет портфель заказов на перевозку контейнеров из Китая в Россию, а также транзитом в страны ЕС. Пришло время аналогичным образом представить себя на логистическом рынке Евросоюза.

Кстати, рассуждая про рынки, что нового в плане трендов и новаций в грузоперевозках можно ожидать сейчас?

Железная дорога в целом, как и операторский бизнес в частности, — это давно устоявшая экономическая система. В ней сложились понятные правила игры и традиции. Эта система довольно консервативна, инновации внедряются не так часто, как хотелось бы.

Но есть и яркое исключение — рынок контейнерных перевозок. На протяжении последних трех лет объемы контейнерных перевозок на сети РЖД растут с темпом примерно 15 процентов в год. Пандемия на нем практически не сказалась, а дальнейшие прогнозы вполне позитивные.

Именно поэтому контейнерный бизнес привлекает всеобщее внимание. Появляются новые амбициозные игроки, происходят громкие сделки (например, приватизация «ТрансКонтейнера»), разворачиваются интриги, активно внедряются новые транспортные технологии. Убежден, что в 2021 году рынок контейнерных перевозок даст нам всем много новых тем для обсуждения!

LENTA.RU

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner