19 февраля 2021

СУГ - рынок сужается

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) — один из видов грузов, перевозимых в танк-контейнерах. На сегодняшний день этот сегмент в России сформирован, но на его серьезное расширение операторам рассчитывать не стоит — рост перерабатывающих мощностей уже сейчас приводит к значительному сокращению свободных объемов СУГ на внутреннем рынке, и в дальнейшем эта тенденция продолжится.

Из-за роста переработки будут ограничены и объемы СУГ, направляемые на экспорт. Вместе с тем начавшаяся диверсификация структуры экспортных поставок дает шанс на рост поставок по отдельным экспортным каналам, в первую очередь речь идет о поставках в Китай.

Мировой рынок: временное замедление роста

Тенденции развития мирового рынка СУГ, влияние пандемии, а также текущее состояние и перспективы российского рынка обсудили участники конференции «LPG-2020: СНГ и глобальные рынки», которая была организована агентством Argus и прошла 19 ноября 2020 года в онлайн-формате.

Среди особенностей развития мирового рынка СУГ была названа высокая динамичность торговых потоков, а также высокий уровень конкуренции между крупнейшими поставщиками сырья на мировой рынок. «Этот рынок быстро ассимилирует и аккумулирует любые перемены. Примером может служить превращение США в крупнейшего мирового экспортера СУГ в короткие сроки, —отметил Дэвид Апплтон, руководитель по развитию бизнеса Argus. Если еще несколько лет назад США импортировали и экспортировали по 4 млн тонн СУГ, уходя в нулевой баланс, то в 2019 году экспорт составил около 40 млн тонн, а импорт около 6 млн тонн. Новые центры поставок формируются на побережье Мексиканского залива, на восточном побережье США. По прогнозам Argus, в дальнейшем США будут продолжать активно наращивать экспорт газа в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), Северо-Западную Европу и Средиземноморье. Одновременно происходит снижение поставок СУГ на мировой рынок из стран Ближнего Востока.

По словам Дэвида Апплтона, сегмент СУГ — один из немногих в мировой экономике, который почти не пострадал во время пандемии. Вместе с тем изменения не обошли его стороной: из-за снижения объемов переработки замедлился рост спроса на СУГ, вследствие «локдауна» упали объемы реализации транспортных топлив, а потребление в коммунально-бытовом секторе, напротив, выросло.

Эксперты рассчитывают, что уже в 2021 году спрос в сегменте потребления восстановится, а в дальнейшем не исключено возникновение дефицита этого ресурса. «Спрос будет расти в основном за счет реализации инфраструктурных проектов, пик придется на 2022–2023 годы», — отметил Д. Апплтон.

Рост потребления СУГ на мировом рынке связан в первую очередь с Китаем. «Китай серьезно вложился в технологию дегидрогенизации пропана, которая отличается высокой рентабельностью», — сказал Тед Янг, финансовый директор Dorian LPG (США). По его мнению, этот сегмент в ближайшие годы будет расти, как и потребление СУГ в Китае. Также рост потребления СУГ в мире связан с сегментом морского топлива, который характеризуется низким уровнем выбросов, что соответствует растущим экологическим требованиям.

«СИБУР»: меньше СУГ на свободный рынок

Главным событием 2020 года для «СИБУРа», одного из крупнейших производителей СУГ в России, стал запуск «ЗапСибНефтехима», самого мощного в стране завода по производству полимеров. В результате производственные мощности холдинга по выпуску полимеров выросли втрое и снизилась его зависимость от экспорта СУГ. «Вместо поиска реализации этих объемов СУГ с приемлемой маржой “СИБУР” получил возможность снять эти объемы с рынка в пользу производства гораздо более маржинальных полимеров, что соответствует стратегии превращения компании из преимущественно газоперерабатывающей в нефтегазохимическую», — сказал Алексей Марков, директор бизнес-направления углеводородного сырья «СИБУР».

По его словам, «СИБУР» переходит от мономеров к полимерам и становится кэптивным производителем СУГ, что означает меньше экспорта и меньше поставок на внутренний рынок. Спикер также обратил внимание, что СУГ относятся к категории опасных грузов, что удорожает и усложняет их транспортировку, тогда как «полимеры перевозить намного проще».
В Амурской области «СИБУР» ведет строительство Амурского газохимического комплекса (АГХК), который для производства полиэтилена и полипропилена будет использовать СУГ с Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома». Но, несмотря на то что АГХК будет запущен позже АГПЗ, на объемы СУГ для свободной продажи в «промежуточный» период также рассчитывать не стоит. «Продажа свободных объемов СУГ будет невозможна прежде всего из-за отсутствия инфраструктуры», — пояснил А. Марков (интересно при этом, что заявленный компанией «Прайм» проект строительства терминала в порту Ванино ориентирован как раз на отгрузки на экспорт СУГ с АГПЗ). По словам спикера, АГХК не планирует принимать на переработку сторонний СУГ, так как на Дальнем Востоке рынок представлен достаточно скромными объемами, а транспортировать СУГ на большие расстояния для переработки невыгодно.

В целом в России вместе с ростом мощностей по производству СУГ будут опережающими темпами расти объемы СУГ, направляемые в нефтехимию. По оценке «СИБУРа», в случае реализации всех заявленных проектов производство СУГ в России к 2028 году превысит 22,8 млн тонн, при этом внутри страны будет перерабатываться 8,2 млн тонн, то есть 35% против сегодняшних 25% (рис. 1).

Экспорт: снижение и трансформация

«Раньше казалось, что единственным значимым событием 2020 года будет запуск “ЗапСибНефтехима”, но таким событием оказалась и пандемия», — отметила Светлана Новолодская, старший редактор Argus. По ее словам, пик влияния коронавирусных ограничений на российский рынок СУГ пришелся на апрель, когда внутреннее потребление резко сжалось и одновременно произошел всплеск экспортных поставок. Но уже летом производители адаптировались к новой реальности, стал восстанавливаться спрос со стороны транспортной отрасли, в какой-то момент спрос даже не был полностью обеспечен предложением, что способствовало росту цен.

В целом по итогам 10 месяцев 2020 года экспорт СУГ сократился на 1,6 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (для сравнения, в 2019 году сокращение составило 680 тыс. тонн по отношению к 2018 году). Основное сокращение в 2020 году пришлось на перевалку через порты Балтийского моря, в первую очередь Усть-Лугу, снизились также экспортные потоки через Белоруссию (в основном это транзит в Польшу или на Украину), Польшу, порты Черного моря. При этом, по данным Argus, в 2020 году был отмечен рост экспортных поставок на Украину, в Китай, Грузию, Азербайджан, Киргизию и Сербию (рис. 2).

Заметной тенденцией трансформации российского экспорта СУГ в 2020 году эксперты называют рост объемов отправки в Китай. Так, в апреле российские производители подали заявки на отгрузку в КНР через российско-китайский погранпереход Забайкальск-Манчжурия 120 тыс. тонн, тогда как со стороны РЖД согласованный объем составил 78 тыс. тонн.
За последние годы было анонсировано порядка 10 крупных проектов по производству СУГ, так или иначе ориентированных на экспортные поставки в Китай, самые крупные из них реализуют «Роснефть», «ИНК», «Газпром» совместно с «Русгаздобычей» и т.д. При этом за последние годы был построен только один железнодорожный вариант поставки этого груза в Китай — упомянутый выше терминал Забайкальск-Манчжурия ГК «Авестра», введенный в эксплуатацию в августе 2019 года. Мощность терминала составит 3 млн тонн, в том числе 1,8 млн тонн — первая очередь и 1,2 млн тонн — вторая очередь.
По словам Ильи Займенцева, директора по развитию AVESTRA Group, через терминал «Авестры» за последние 12 месяцев прошло около 108 тыс. тонн СУГ. «Сегодня мы готовы наращивать экспортные объемы и увеличивать эффективность поставок и для этого предлагаем диалог с китайской стороной», — отметил И. Займенцев.

По его словам, Китай выступает крупнейшим в мире импортером СУГ, и в ближайшие годы потребности в этом виде сырья будут расти, поскольку в стране планируется наращивать нефтехимическое производство и потребление, а также быстрыми темпами будет расти рынок автогаза.

Таким образом, даже в условиях ставки на рост потребления СУГ в качестве сырья для нефтегазохимии внутри России расширение и диверсификация его экспорта остаются актуальной задачей.

https://tankcontainerworld.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner