19 января 2021

Если платформа, то тихвинская

Приоритетным вектором развития экспортного направления для ОВК выступает Европа. После получения статуса поставщика Deutsche Bahn к российскому холдингу пришли и другие европейские клиенты. Одним из постоянных заказчиков стала польская компания Laude Smart Intermodal S.A.

Объединенная Вагонная Компания первой в России освоила серийное производство европейских вагонов. По мере распространения информации о качестве тихвинской продукции и надежности ОВК как поставщика спрос на подвижной состав компании растет.

Особенностью железнодорожного рынка Европы является большая доля вагонов-платформ для контейнерных перевозок в общем объеме парка – свыше 30%. При этом глобальный процесс контейнеризации грузов может и далее увеличить спрос на интермодальные платформы. Учитывая эти факторы, ОВК в качестве базового продукта для европейского потребителя предлагает именно вагоны-платформы.

Laude Smart Intermodal S.A. динамично развивается, поставив перед собой цель стать лидером по продажам логистических услуг в Центральной и Восточной Европе, поэтому активно работает над развитием своего парка. «Привлекая новый подвижной состав, мы выбираем только самых лучших поставщиков и продуктовые решения, – отмечает Марчин Витчак, генеральный директор компании. – Платформы ОВК полностью соответствуют нашим высоким стандартам качества, а производственные возможности российского партнера позволяют оперативно построить требуемый объем поставки».

Как все начиналось

В 2018 году ОВК выиграла международный тендер на поставку в адрес Laude Smart Intermodal S.A. 200 вагонов-платформ модели 13‑6851-01 (40 футов) для перевозки крупнотоннажных контейнеров в транспортном коридоре «Россия – Польша – Россия». 

40-футовая платформа ОВК отличается повышенной до 80 т грузоподъемностью, что в сочетании со сниженной до 20 т массой тары позволяет перевозить всю номенклатуру крупнотоннажных контейнеров длиной от 20 до 45 футов. Вагон оборудован рамой и фитинговыми упорами усиленной конструкции, что обеспечивает возможность транспортировки крупнотоннажных контейнеров с массой брутто до 40 т. Такая особенность выгодно отличает модель ОВК от аналогов, находящихся в эксплуатации на пространстве 1520. А ее ключевым преимуществом является ходовая часть: тележка с осевой нагрузкой 25 тс обладает увеличенной эксплуатационной надежностью благодаря улучшенной конструкции несущих литых деталей и системе рессорного подвешивания с износостойкими элементами.

В настоящее время в парке польского оператора уже более 600 вагонов для широкой колеи.

Дальше – больше

Успешный опыт эксплуатации платформ тихвинского производства для колеи 1520 мм позволил Laude Smart Intermodal S.A. принять решение о закупке у ОВК 200 вагонов уже для колеи 1435 мм. Четырехосная платформа типа Sgmmns принципиально отличается от европейских аналогов: имеет сниженную до 15,5 т массу тары, в то время как в массово распространенных моделях – 16 т и выше.

«Платформа типа Sgmmns, как и другие вагоны для европейского рынка колеи 1435 мм, значительно отличается от серийных вагонов колеи 1520 мм, – рассказывает Сергей Конник, начальник цеха изготовления вагонов малых серий «ТихвинСпецМаша ». – К примеру, основным несущим элементом вместо хребтовой балки выступают боковые балки и консоли. За счет этого значительно снижен вес рамы и всего вагона. А чем легче вагон, тем выше его грузоподъемность, а значит, и эффективность перевозок».

Платформа Sgmmns имеет грузоподъемность 74,5 т, длину 40 футов и тележку модели Y25 с осевой нагрузкой 22,5 тс. Также она снабжена высокопрочными фитинговыми упорами, предназначенными для предотвращения опрокидывания контейнера при ветровых нагрузках. Платформа обеспечивает размещение и безопасную перевозку крупнотоннажных контейнеров: двух 20-футовых массой брутто 37,25 т каждый, одного 40-футового стандартного контейнера массой брутто 40 т или специализированного 40-футового контейнера массой брутто 74,5 т. Последний вариант контейнера предназначен для перевозки рулонной стали, имеет усиленную конструкцию рамы и восемь фитингов вместо стандартных четырех.

В феврале 2020 года первые опытные образцы Sgmmns подверглись комплексу сертификационных испытаний на соответствие требованиям TSI (Technical Specifications for Interoperability). Весь процесс был организован чешским Институтом исследований на железнодорожном транспорте VUZ – уполномоченным органом по сертификации, аккредитованным Европейским железнодорожным агентством (The European Union Agency for Railways). К осени вагоны прошли проверку на прочность при статическом нагружении и соударении, стационарные и ходовые тормозные испытания, ходовые динамические прочностные испытания, а также тестирование на шумовое воздействие. 

Получение сертификата TSI позволило начать серийное производство. Осенью была отгружена первая партия из 18 вагонов. Остальные планируется направить заказчику до конца I квартала 2021 года.

Высокая планка

Европейские требования к подвижному составу сильно отличаются от российских и даже американских. «Так, раму и все ее несущие элементы (боковые, шкворневые, поперечные и концевые балки) необходимо изготавливать из листового и сортового проката стали по стандарту EN 10025-2:2004, то есть требования по материалу и сварке аналогичны производимым сочлененным платформам типа Sggrs для Deutsche Bahn, – уточняет Абдулкадир Гафуров, технический директор Технической дирекции Тихвинского вагоностроительного завода. – Все поставщики материалов и ключевых компонентов должны иметь сертификат 3.1 по EN 10204:2004. Подготовка сварных конструкций под сварку, процесс выполнения работ, применяемые материалы, методы сварки и контроля соединений обязаны соответствовать нормам EN 15085-4:2008. Персонал, выполняющий сварочные работы, а также сама сварочная технология формирования сварных швов должны быть аттестованы».

В ходе реализации проекта разработчики ВНИЦТТ и заводские специалисты столкнулись с высокими требованиями европейских стандартов и не менее высокими (зачастую даже их превосходящими) требованиями заказчика к размерной точности, качеству обработки деталей, сварочных работ и лакокрасочного покрытия, а также к качеству поставляемых комплектующих. «Для выполнения данных требований приложены значительные усилия со стороны всех участников проекта платформы Sgmmns40’ от холдинга «ОВК», – вспоминает Александр Кононенко, руководитель отдела «Платформы» ВНИЦТТ. – В результате слаженной работы и проведения необходимых мероприятий достигнуто качество продукции, полностью соответствующее европейскому уровню». При этом применен ряд нестандартных решений, имеющих существенные преимущества перед традиционными для Европы конструкциями. В основном это связано с улучшением характеристик прочности и усталости конструкции рамы при одновременном упрощении технологии ее изготовления. Для достижения результата использованы наработки научно-исследовательской дирекции ВНИЦТТ, обладающей современными расчетными методиками и опытом в оптимизации конструкций.

«В процессе подготовки к серийному производству платформ Sgmmns были разработаны и переданы в проектирование 17 технических заданий на сборочно-сварочную оснастку, ложементы для транспортировки вагонов, оснастку и инструмент заготовительного и механообрабатывающего производства», – добавляет Абдулкадир Гафуров

На тихвинской Промплощадке специально под новый продукт сделана переналадка производственных линий, закуплены новые сборочные стенды. Над изготовлением польской платформы работают высококвалифицированные специалисты. Электрогазосварщики проходят обязательную аттестацию по международным стандартам.

Все этапы – от заготовки до финальной сборки – сопровождают специалисты отдела технического контроля. Они тщательно проверяют каждый параметр качества. Стендам сборки тоже уделяется особое внимание, раз в две недели заводские метрологи заново их калибруют и настраивают.

По оценке Андрея Кривченкова, исполнительного директора Торгового дома «ОВК», польский проект потребовал абсолютно новых технических и конструкторских решений, которые удалось реализовать благодаря широким компетенциям как нашего инжинирингового центра, так и производственной базы.

Кстати, представители Laude Smart Intermodal S.A. еще до пандемии лично посетили тихвинскую Промплощадку и убедились в соблюдении всех требований к организации процесса производства. «Мы были впечатлены масштабами и технической оснащенностью промышленной площадки в Тихвине, – подчеркнул Марчин Витчак. – Не каждый европейский производитель может показать такой высокий уровень технологий, компетенции и качества работ, как ОВК».

Продолжение следует

Сейчас для европейских вагонов ОВК использует импортные компоненты ходовых частей, тормозного и сцепного оборудования, выбранные заказчиком. Параллельно ведется работа по освоению некоторых компонентов в Тихвине. Уже освоено производство европейских колесных пар. В дальнейшем есть планы по изготовлению тележек модели Y25.

Тем временем сотрудничество с Laude Smart Intermodal S.A. продолжает развиваться. В сентябре 2020 года подписан контракт на разработку и поставку 1 000 вагонов-платформ модели 13‑6724 для перевозки контейнеров в транспортном коридоре «Россия – Польша – Россия». Это первая на пространстве колеи 1520 мм платформа погрузочной длиной 46 футов и грузоподъемностью 80 т.

Отличительной особенностью вагона является возможность перевозки широкой номенклатуры контейнеров, в том числе двух нестандартных специализированных контейнеров с увеличенной до 7 010 мм длиной. Максимальная масса брутто контейнеров всех типов составляет 40 т. Платформа оборудована тележками модели 18‑9855 с осевой нагрузкой 25 тс с применением кассетного подшипника, конструкция которых обеспечивает снижение частоты отцепочных ремонтов в четыре раза по сравнению с типовым вагоном на тележках 18-100 и их аналогах с осевой нагрузкой 23,5 тс. Планируется оборудовать платформу и фитинговыми упорами с защитой от опрокидывания контейнеров, что повысит безопасность эксплуатации.

Поставка всей партии вагонов намечена на конец 2021 года. В Тихвине уже изготовлено два опытных образца. До конца текущего года запланировано проведение полного комплекса стационарных, ресурсных и ходовых испытаний, после которых последует процедура получения сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

С учетом нового договора количество законтрактованных тихвинских вагонов в парке Laude Smart Intermodal S.A. составит свыше 1,8 тыс. единиц. В среднесрочной перспективе есть планы довести этот показатель до 3–5 тыс. единиц.

«Тихвинская продукция готова конкурировать с европейскими производителями, а учитывая приобретение реального опыта разработки, сертификации и изготовления европейских вагонов, можно с уверенностью сказать, что холдинг «ОВК» становится весьма серьезным конкурентом», – считает Александр Кононенко.

Но, несмотря на явные конкурентные преимущества, для более успешного продвижения российской продукции за рубежом очень важна государственная поддержка в виде субсидирования расходов на НИОКР, сертификацию и омологацию, предэкспортного финансирования и компенсации транспортных расходов. «ОВК взаимодействует с Российским экспортным центром, страховым агентством «ЭКСАР» и Росэксимбанком уже более 5 лет, – рассказывает Андрей Кривченков. – Эти организации оказывают ощутимую помощь в реализации проектов не только в Европе, но и по всему миру, что повышает конкурентоспособность тихвинской продукции за рубежом. Например, транспортные расходы субсидируются до 80%, что серьезно приближает нас к рынкам сбыта».

Недавно Росэксимбанк профинансировал поставку в Польшу 273 специализированных платформ тихвинского производства для Laude Smart Intermodal S.A. Страховое покрытие сделки обеспечено «ЭКСАР». «Это один из примеров эффективного выстраивания глобальной цепочки добавленной стоимости и многосторонней кооперации»1, – отмечает Азер Талыбов, председатель Правления АО «Росэксимбанк». «Реализация данной сделки обеспечивает рост не только экспорта российского железнодорожного машиностроения, но обеспечивает развитие транспортной отрасли и трансграничной торговли, создавая соответствующий мультипликативный эффект, что особенно важно с учетом сложившейся ситуации из-за пандемии COVID-19»1, – комментирует Никита Гусаков, старший вице-президент Российского экспортного центра и генеральный директор АО «ЭКСАР».

По прогнозу Андрея Кривченкова, благодаря росту евро-азиатского транзита и увеличению доли железнодорожных перевозок на фоне роста стоимости авиа- и автомобильной доставки на горизонте 3–5 лет ожидается стабильный спрос на высокотехнологичные платформы в Европе. А это значит, что есть предпосылки того, что на пространстве колеи 1435 мм будет все больше тихвинских вагонов. В настоящее время на разных стадиях находится еще несколько интересных разработок. 

«ВРЕМЯ ОВК»

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner