НОВОСТИ
26 октября 2020

О долгосрочном профиците грузовых вагонов в России

Ожидая долгосрочного профицита грузовых вагонов в России, операторы предлагают ОАО РЖД изменить правила их «парковки» на длительный срок. По их мнению, следует дифференцировать плату за отстой вагонов в зависимости от того, насколько близко они расположены к регионам погрузки. За гарантированный отстой операторы просят скидку. В ОАО РЖД, резко возражавшем против обнуления платы за отстой, к компромиссу относятся положительно, хотя и предпочли бы сосредоточить простаивающие вагоны не на общих путях, а на подъездных к предприятиям.

Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. - «Если вы хотите стоять где-то неподалеку от основных регионов погрузки, стоимость должна быть выше, а если есть возможность уехать на более дальнее расстояние — ниже»

Вопрос, уточнил он, требует проработки, потому что снижение доходов ОАО РЖД и увеличение их у операторов должны быть сбалансированы. Но в целом, уверен господин Дружинин, такое решение даст стимулы убирать с сети ненужные сейчас вагоны.

Также, добавляет Алексей Дружинин, есть предложение ввести понижающие коэффициенты на вагоны, которые следуют в долгосрочный отстой: «Если вагон, допустим, уезжает более чем на два месяца в отстой, возможны какие-то скидки. А если его возвращают раньше, идет доначисление». Он предложил также создать интерактивную карту возможностей сети по отстою.

Общий парк на сети на конец августа, по данным ИПЕМ, составил 1,189 млн единиц, что на 11% выше уровня 2016 года. На середину октября, уточняет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, простаивающий под погрузкой-выгрузкой более пяти дней парк превысил 200 тыс. вагонов, в том числе 103 тыс. полувагонов и 76 тыс. цистерн. Есть и парк, простаивающий в пути («брошенные поезда»). Ситуация с ними улучшилась, отмечает господин Бурмистров: сейчас речь идет максимум о 40 тыс. вагонах, тогда как на 1 июня было более 110 тыс.

Часть профицита перетекает в категорию неисправного парка — сейчас в ней 32 тыс. полувагонов, тогда как на начало года было вдвое меньше. Стоящий парк занимает пути, что невыгодно и ОАО РЖД. В ФПК, дочернем операторе монополии, ожидают сохранения устойчивого профицита вагонов до 2030 года.

Отстой на путях общего пользования — платный, цена — 118–227 руб. за вагон в сутки. В пандемию операторы попросили отменить или снизить эту плату до символического уровня. Но в ОАО РЖД возражали, говоря о необходимости компенсации потери доходов и риске резкого притока на пути общего пользования простаивающих вагонов (см. “Ъ” от 17 апреля).

Заместитель гендиректора — начальник Центральной дирекции управления движением (ЦД) ОАО РЖД Рашид Сайбаталов сказал, что предложения «интересные и имеют право на обсуждение», отметив, правда, что перемещение вагонов на станции отстоя не должно быть бесплатным. По его словам, вопрос нужно «решить совместно до декабря». Заместитель гендиректора — глава Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило подчеркнул, что ОАО РЖД не боится потери доходов от дифференциации ставки, но для отстоя предпочтительно использовать пути необщего пользования. В тоже время в монополии готовы предоставить «отдельные незадействованные участки общей сети».

Поддержали топ-менеджеры ОАО РЖД и идею интерактивной карты. Рашид Сайбаталов предложил указывать на ней в режиме онлайн расценки, а господин Шило добавил, что такой сервис уже разрабатывается в монополии и готовится к внедрению на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП).

По мнению Михаила Бурмистрова, для ОАО РЖД реализация предложений операторов позволит снизить нагрузку на инфраструктуру и создаст предпосылки для сокращения оборота вагона, что выгодно грузоотправителям, а у операторов сократятся расходы. Для всех сторон, поясняет эксперт, самая дорогостоящая проблема — парк, который то ли нужен, то ли нет, а льготный долгосрочный отстой и скидки могут сделать ситуацию более прозрачной и управляемой.

КОММЕРСАНТ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner