21 сентября 2020

За спадом всегда следует рост

Деловая активность начала постепенно восстанавливаться, но рыночные настроения до сих пор осторожные. В случае с вагоностроением пандемия совпала с ожидаемым спадом потребления, тем самым усугубив общую картину. О производстве в новых условиях и мерах противодействия внешним факторам, будь то отраслевой кризис или вирус, мы поговорили с Геннадием Веселовым, заместителем генерального директора ПАО «НПК ОВК» – управляющим директором вагоностроительных предприятий тихвинской Промплощадки.

Элемент непредсказуемости

Геннадий Юрьевич, сейчас непростой период для всей экономики. Вагоностроение, как и многие отрасли промышленности, столкнулось со снижением спроса. Как тихвинская Промплощадка проходит этот этап?

Честно сказать, сложно проходит, но это характерно в целом для отрасли. Произошло снижение объемов потребления вагонов, которое и прогнозировалось. Но дополнительно наложилась пандемия коронавирусной инфекции. По этой причине первое полугодие стало для нас достаточно серьезным испытанием.

Мы заранее готовились к сокращению спроса, поэтому предусмотрели определенные мероприятия по повышению эффективности работы и снижению издержек. Но что мы (как, впрочем, и весь мир) точно не планировали, так это спад производственной деятельности, вызванный карантинными мерами. Период с марта по май был сложным. Из-за риска распространения инфекции государство объявило нерабочие дни. На неделю мы полностью прекратили деятельность, кроме оперативного управления непрерывными процессами для обеспечения безаварийного состояния и безопасности производственных объектов.

Какие меры были предприняты в текущей эпидемиологической обстановке?

На наших заводах введен обязательный масочный режим. На проходных организована термометрия, контроль температуры также проводится в течение рабочей смены. Мы ввели контроль социальной дистанции в столовых и других общественных местах. Установили специальные аппараты для дезинфекции рук. Организовали круглосуточное дежурство для контроля за соблюдением санитарных норм. Все эти меры были введены оперативно и носили массовый характер, что позволило держать ситуацию с распространением инфекции под контролем.

Каковы текущие производственные итоги?

В апреле загрузка на наших предприятиях в Тихвине не превышала 30%. Начиная с середины мая мы приступили к возобновлению производства. И в следующие месяцы уже работали при полной загрузке. Объем выпуска за период с января по август превысил 10 тыс. вагонов. Ключевую долю в производстве заняли полувагоны и хопперы.

Как повлияла общая ситуация на железной дороге на отгрузку продукции вашего производства?

В марте из-за снижения объемов железнодорожных перевозок наблюдался избыток парка на сети, прежде всего скопление было заметно на Западно-Сибирском направлении. Чтобы не создавать коллапс и не останавливать движение на железной дороге, какую-то часть вагонов нам пришлось выдерживать на площадях завода, в местах отстоя. Сейчас эта ситуация стабилизировалась. Повторюсь, что весенние трудности были связаны не столько со снижением рыночной активности, сколько с неопределенностью из-за пандемии.

Со стороны ваших поставщиков в весенний период допускались срывы?

В условиях пандемии было введено государственное регулирование, определен перечень системообразующих предприятий, в который вошли как холдинг «ОВК», так и наши ключевые поставщики. Они практически не прекращали работу. В отношении некоторого количества компаний меньшего масштаба мы готовили подтверждение, что они являются нашими поставщиками, и это позволило им в определенный промежуток времени сохранить производственную деятельность. В целом у нас был сформирован запас товарно-материальных ценностей, поскольку цикличность производства такова, что размещение заказов осуществляется на месяцы вперед. Так что серьезных рисков обеспечения мы не увидели. Сейчас восстановление поставок показывает, что практически все наши партнеры ситуацию пережили.

Продолжаются ли программы по модернизации производства в текущих условиях?

Любое освоение нового продукта требует определенной модернизации. Но в нашем случае речь не идет о глобальной перестройке. У нас производство технологичное и налаженное, оно уже не требует серьезных вложений. Мы точечно усиливаем отдельные направления, в процесс производства вносим локальные изменения, направленные в первую очередь на повышение эффективности.

Европейский вызов

Как сказалось закрытие границ на развитии вашего европейского проекта? В этом году ваше предприятие должно начать отгрузку серийных платформ в Германию.

Задачу освоения европейского рынка мы рассматриваем как приоритетную в экспортном направлении. Европейский потребитель достаточно интересен с точки зрения объема закупок и выстраивания долгосрочных отношений. На период пандемии в Германии у нас как раз пришелся первый инспекционный контроль шестиосных платформ сочлененного типа. К сожалению, на этом этапе мы не смогли присутствовать, что вызвало определенные потери в коммуникациях, потому что видеосвязь не заменит очного общения. Ограничения, связанные с COVID-19, сказались на темпах реализации этого проекта. Но благодаря неоценимой организационной поддержке торгового представительства России в Германии нам все-таки удалось отправить группу специалистов на площадку Deutsche Bahn. В результате мы успешно провели техническую приемку и передачу DB первых серийных сочлененных платформ.

Кроме DB, кто-то еще из европейских компаний проявляет интерес к таким платформам?

Да, у нас есть заказы от других европейских компаний на производство аналогичной продукции. Это закономерное развитие ситуации. По мере распространения информации о надежности тихвинских вагонов и ОВК как поставщика спрос на нашу продукцию растет. Для нас это, безусловно, вызов: европейские требования к подвижному составу сильно отличаются от российских и даже американских. И мы этот вызов принимаем, выстраивая эффективное взаимодействие с клиентами в Европе.

«Заводская конституция»

В какой мере кризис и пандемия затронули производственный персонал тихвинской Промплощадки?

Затронули в первую очередь в части усиления контроля издержек и повышения уровня оптимизации затрат. К примеру, мы отказались от ряда услуг сторонних организаций и провели работы по переводу части комплектующих на собственное изготовление, что увеличило интенсивность работ на предприятии. Также ввели временные меры по переводу работников из одного подразделения в другое и провели ряд других организационных мероприятий.

Нам важно сохранить кадровый потенциал и стабильный доход для работников

Сегодня предприятия Промплощадки – это одно из крупнейших производств в Ленобласти. Нам важно сохранить кадровый потенциал и стабильный доход для работников. Это и есть рациональное управление персоналом. Да, это сложно, но необходимо. Мы видим, что происходит на рынке, знаем, что многие компании, в том числе в Ленинградской области, сокращают персонал. Но мы все-таки ориентированы на сохранение социальной стабильности в регионе, поэтому внимательно подходим к решению кадровых вопросов.

Недавно был подписан первый в истории ТВСЗ коллективный договор между работниками, профсоюзами и работодателем. Какие его положения вы считаете наиболее важными?

Я думаю, именно в такой сложный период времени было важно закрепить те социальные гарантии, которые предоставляет наш холдинг. Коллективный договор – подходящий для этого инструмент. Не скрою, среди работников были определенные волнения по поводу социальной защищенности. Не всегда эти моменты отражаются в стандартном трудовом договоре, поэтому мы решили, что такое социальное действие будет полезным и своевременным.

Процедура была проведена с применением системы выборщиков от трудового коллектива. В «заводской конституции» мы закрепили все социальные гарантии и льготы, которые имеются на предприятии: определены политика социального партнерства, обязательства работодателя и работников, трудовые отношения и оплата труда, рабочее время, мотивация работников, урегулирование споров и многое другое. Кроме того, мы понимали, что в любые времена, хоть хорошие, хоть плохие, нам нужно иметь тесный контакт с коллективом. И в данном случае это был ценный опыт. Мы провели мониторинг и увидели, что большая часть персонала поддержала заключение коллективного договора, увидела в нем зрелость компании во взаимоотношениях работодателя и работников.

Удочка или рыба

Какова, как Вам кажется, роль государства в поддержке производителей и потребителей грузовых вагонов?

Сразу вспоминается притча о том, что нужно давать – удочку или рыбу. Я не сторонник прямой раздачи денежных ресурсов всем участникам рынка. Конкурентное поле должно сохраняться даже в трудные времена, потому что только оно дает стимул не только выживать, но и развиваться. Мы приложили много усилий, чтобы создать, считаю, лучший продукт на рынке. И, естественно, эти вложения, в том числе интеллектуальные, должны обеспечивать нам определенные преимущества на рынке. Лучше развивать экономику и поддерживать ту же добывающую промышленность. Именно там много грузов, которые перевозятся в наших вагонах и экспортируются в другие страны.

Мы рассчитываем на подъем экономики. И помощь государства может заключаться, например, в развитии экспортного направления путем содействия укреплению межгосударственных отношений, обеспечения преференций на рынках других стран и НИОКР прорывных технологий.

Для обеспечения спроса на инновационную продукцию вагоностроения необходимо в первую очередь поддерживать крупнейших грузоотправителей и транспортные компании, формирующих спрос на вагоны. Инвестируя средства в вагоны с улучшенными характеристиками, эти компании, по сути, вкладывают в повышение эффективности перевозок и конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках.

Что касается ОВК, то мы сегодня достигли такого уровня качества своей продукции, что можем активно заниматься экспортным направлением, что и делаем. Сейчас самое главное – эффективнее управлять затратами и строго следить за финансовыми результатами.

Какие планы до конца года?

Прогнозировать в такое время очень сложно: ситуация на рынке сегодня крайне нестабильная. Много нюансов, которые влияют на рынок. В любом случае мы готовы гибко реагировать на изменения конъюнктуры. Наш коллектив вообще хорошо мобилизовался, все понимают и правильно реагируют на текущую ситуацию.

До конца года мы не планируем снижать установившиеся темпы производства, портфель заказов сформирован, их надо выполнять. Рецессия экономики в России и мире какое-то время будет продолжаться, но есть общее для всех правило: за любым падением последует рост. И это держит нас в тонусе.

ВРЕМЯ ОВК

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner