Время перемен в управлении подвижным составом
Объем ремонтных работ по сети заметно падает, собственники и операторы подвижного состава сокращают издержки на содержание парка, что не может не отразиться на смежных отраслях - таких как поставка запасных частей, сервисные услуги по сопровождению парка и т.д. О назревших переменах в сфере обслуживания подвижного состава мы поговорили с управляющим компании «Сервис вагонов и ремонт запасных частей» Семеном Николаевым.
Семен, как вы оцениваете состояние сервисного рынка?
Все закономерно - падение грузоперевозок отражается на всех смежных отраслях. Это нормально и тем интереснее работа на падающем рынке - это некая проверка на эффективность прежде всего для менеджмента компаний. Вместе с тем, сегодня зарождается по сути новая эпоха в ж/д логистике.
Что вы имеете ввиду под «новой эпохой»?
В недалеком будущем весь рынок подвижного состава будет поделен на две группы компаний:
- первая из них будет сосредоточена исключительно на перевозке грузов, главной задачей таких специализированных компаний будет доставить груз как можно быстрее и выгоднее для грузоотправителя;
- вторая группа узконаправленных компаний будет отвечать за эффективную эксплуатацию подвижного состава. Компаниям, которые будут пытаться охватить все и сразу будет сложнее конкурировать на рынке.
Почему вы пришли к такому выводу?
Это логически обоснованно с точки зрения управленческого, технологического и экономического факторов. Посудите сами, управленцу в компании широкого профиля надо держать фокус как на самом продукте – ж/д перевозках, так и следить за подвижным составом. Менеджмент профильной компании благодаря специализации способен дать иной результат. Рынок не терпит пустоты - если может быть что-то сделано, то это обязательно будет сделано.
Давайте приведу пример, несколько лет назад никто не мог и предположить, что банки при открытии расчетного счета будут брать на себя ведение бухгалтерского учета для компаний на специальных режимах (УСН и т.д.), сегодня это нормальная практика и как следствие этого бухгалтера, которые имели познания только по данным режимам весьма мало востребованы на рынке, зачем платить специалисту от 20 тыс. руб. когда банк может это сделать за 3-5 тыс. руб.? Некоторые банки это делают вообще бесплатно благодаря своим сервисам.
Недавно вы заявили о новом подходе в сервисе подвижного состава, что это значит?
Суть заключается в проектном подходе с расчетом ROI, то есть отношение суммы прибыли или убытков к сумме вложений в содержание вагонного парка - это затраты на ремонт вагонов, закупку деталей и фонд оплаты труда персонала ответственного за управление парком. То есть мы считаем сколько каждый вложенный рубль в сопровождение парка приносит валовой прибыли компании.
Вы считаете, что компании-собственники и операторы вагонов не знают сколько они тратят денег на содержание своего парка?
Сколько тратят они знают, но сколько это приносит прибыли в конечном итоге – это крайне редкое явление. Вместе с тем, это один из ключевых показателей эффективности вагонной службы.
Что это дает на практике?
Это позволяет прогнозировать финансовые вложения в свой парк, принимать своевременные управленческие решения и главное повышать норму прибыли в ж/д перевозках.
К примеру, для одного из нашего доверителей нам удалось достичь за 6 месяцев работы с его парком из 350 вагонов следующих показателей: увеличение ROI с 37 % до 75 %, то есть прирост составил 102,7 %.
Недавно вы упомянули о разработанном вашей компанией рейтинге вагоноремонтных предприятий России. В чем его суть?
Всем известный рейтинг ПБР, показывающий показатели безопасной работы, не отражает комплексно эффективность работы отдельного вагоноремонтного предприятия. Мы ввели дополнительные важные переменные, которые позволяют собственникам и операторам подвижного состава принимать решения в пользу того или иного предприятия. Рейтинг учитывает 12 показателей и поэтому назван нами «фактор-12». Среди этих показателей, кроме непосредственно качества ремонтных работ, присутствует время ремонта, стоимость работ, оснащенность предприятия деталями, клиентская лояльность, работа по рекламациям, риск-менеджмент и т.д.
Как ваша компания применяет данный рейтинг?
Наша сервисная служба при сопровождении вагонных парков наших доверителей применяет его в обязательном порядке. Если коротко, то это позволяет выпускать вагоны оперативнее, максимально снижать риски отцепки вагона в текущий ремонт и конечно экономить на содержании парка.
Так, в начале текущего года мы скорректировали заадресовку вагонов одного из наших доверителей в ремонт с учетом рейтинга «фактор-12» и тем самым исключили необоснованную сменяемость запасных частей при ремонтах. Как следствие, уменьшили стоимость работ и отцепок вагонов.
Как вы видите будущее сервисного рынка в России?
С одной стороны, есть пространство для развития. В тоже время, сервисному рынку, как и вагоноремонтной отрасли в целом нужны перемены. У тех компаний кто сможет говорить с клиентом на языке конечной выгоды и в реальности влиять на это, с моей точки зрения, есть хорошие перспективы для роста
А какие изменения вы вносите в работу вашей компании сегодня?
Мы перестраиваем работу, особое внимание уделяем контролю качества, также ввели ряд опций, которые на рынке не применялись. Например, готовы фиксировать в договоре выплату простоя вагона в ремонте в размере суточной доходной ставки при нарушении регламентных сроков ремонта, полностью оплачиваем стоимость текущего ремонта если в течение месяца после планового ремонта происходит отцепка выгона, ведем свой рейтинг ремонтных предприятий по «фактор-12». Эти и другие важные опции мы объединили в нашей ключевой услуге «аутсорсинг вагонной службы», главной задачей которой является повысить рентабельность ж/д перевозок в сегодняшней непростой ситуации.
Ваш совет участникам отрасли
Совет непосредственно собственникам бизнеса и топ-менеджменту компаний - жестко контролируйте цифры в ежедневных отчетах, поставьте под сомнение любые данные и проверяйте их сами.
Комментарии