30 августа 2020

Рынок отцепился от текущих ремонтов

Важный для железнодорожной отрасли новый приказ Минтранса о правилах текущего отцепочного ремонта (ТОР) вагонов не дает ответа на основные спорные вопросы: кто должен иметь право на такие работы — ОАО РЖД или частные ремонтные депо, а также как оценить корректность решения монополии об отцепке или определить виновного в дефекте. Операторы сопротивлялись принятию приказа, оценивая потери в 12,3–15 млрд руб. в год. Но Минтрансу, несмотря на согласование проекта лишь одной из двух рабочих групп по «регуляторной гильотине», удалось довести документ до стадии регистрации в Минюсте.

Минтранс сообщил, что подготовил приказ о порядке проведения текущих отцепочных ремонтов (ТОР) вагонов. ТОР — внеплановый ремонт при обнаружении неисправности вагона в пути. В тексте документа (есть у “Ъ”, подписан министром транспорта Евгением Дитрихом 24 августа) определяется, как именно отцепляется грузовой вагон при обнаружении неисправности, куда направляется, в каком виде выходит из ремонта. Также регламентируется взимание ОАО РЖД платы за отцепку и прицепку вагонов, если дефект возник не по его вине. «В большинстве случаев ТОР является следствием низкого качества плановых ремонтов, которые осуществляют предприятия в рамках договоров с операторами вагонов»,— отмечают в Минтрансе.

ОАО РЖД передает участки ТОР в аренду вагоноремонтным компаниям. ВРК-3 и ВРК-2 ОАО РЖД уже продало: первую — структурам ОМК Анатолия Седых, вторую — Новой вагоноремонтной компании. Снижение доли ОАО РЖД в ТОР вызывает опасения у операторов: по их мнению, передача ремонта в частные руки может привести к тому, что цены и сроки вырастут, а качество и сохранность груза снизятся.

В Минтрансе “Ъ” подтвердили, что противоречия между операторами и ОАО РЖД сохраняется.

Первые хотят закрепить в приказе право выполнения ТОР за ОАО РЖД, а монополия — за любыми лицами, в том числе независимыми депо. Но в новом документе данные позиции не отражены, признают в министерстве: по уставу железнодорожного транспорта, определение лица, осуществляющего ТОР, не может являться предметом приказа.

Второй вопрос — контроль за обоснованностью отцепок. В приказе этот вопрос не затронут, хотя поднимался в протоколе обсуждения проекта в рамках оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономики. Министерство в июле выдало отрицательное заключение об ОРВ, но 13 августа изменило его на положительное. В Минэкономики “Ъ” подтвердили, что текст направлялся дважды, проект «широко обсуждался с участием всех заинтересованных лиц». Доработанная редакция «учитывает ранее направленное заключение об ОРВ», сообщили в министерстве, пояснив, что проект также был согласован 10 августа рабочей группой по «регуляторной гильотине» в сфере железнодорожного транспорта. При этом 14 и 18 августа другая рабочая группа по «регуляторной гильотине» — в сфере конкуренции — не согласовала проект (протоколы есть у “Ъ”). В ФАС “Ъ” не пояснили, одобрила ли она проект. В Минюсте “Ъ” подтвердили, что документ поступил на регистрацию.

Операторы еще оценивают последствия принятия этого приказа.

В СОЖТ сообщили, что участвуют в обсуждении на различных площадках, в том числе с госорганами, а ряд членов союза сейчас «моделируют» последствия изменения системы ТОР. В замечаниях к проекту отмечался рост затрат на содержание парка на 12,3–15 млрд руб. в год. «Утверждение Минтрансом порядка проведения ТОР идет вразрез с поручением президента установить мораторий на новые требования к вагонам, которые могут привести к росту стоимости их содержания,— говорит источник “Ъ” среди операторов.— Озвученные бизнесом и экспертами замечания не учтены». В Минтрансе “Ъ” заверили, что готовы «продолжить конструктивный и уважительный диалог» с ОАО РЖД и операторами.

«Очевидно, что приказ будет способствовать увеличению затрат операторов на содержание подвижного состава, росту стоимости услуг для грузоотправителей и повышению цен для конечных потребителей,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли.— Планы ОАО РЖД взимать плату за отцепку вагона в ремонт при обнаружении неисправности в пути следования — это задвоение платежей, ведь все это уже заложено в тарифе». Он отмечает, что многие частные депо не оснащены оборудованием для проведения ТОР и теперь могут не содержать пункты в необходимом количестве, зарабатывая на отцепке и передислокации вагонов к местам ремонта.

https://www.kommersant.ru/

 

Комментарии

Вчд 01 сентября 2020

ничего личного, просто бизнес, очередная лазейка заработать "бабло"


Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner