23 июля 2020

Пандемия во благо

Спрос на отдельные услуги танк-контейнерных депо вырос до 30% с начала введения ограничений из-за распространения COVID-19. Такая неожиданная на первый взгляд тенденция объясняется сокращением перевозок и высвобождением парка, который надо где-то хранить, а также активизацией перераспределения танк-контейнеров между операторами, проектами и направлениями и необходимостью их соответствующей подготовки. Свою роль сыграло и появление перерывов между отгрузками, которые операторы решили использовать для проведения профилактических ремонтов.

О том, какие изменения принесла пандемия в бизнес депо, как изменились объемы выполнения работ и их структура и какие появились сложности — рассказывают участники рынка в специальном опросе TCW.

ВОПРОС: Какие изменения произошли на рынке услуг по обслуживанию и ремонту танк-контейнеров и в работе Вашей компании в период пандемии? Как изменился спрос на услуги депо и с какими тенденциями на рынке танк-контейнерных перевозок связаны эти изменения?

Олег Скороспешкин, заместитель генерального директора ООО «Бетта»

С началом пандемии мы ощутили увеличение объемов работы.

Во-первых, мы столкнулись с непривычным ростом заявок на хранение танк-контейнеров. С учетом того, что наш терминал в первую очередь специализируется на обслуживании танк-контейнеров, а не на их хранении, мы смогли принять не все поступившие заявки.

Во-вторых, заметно увеличился объем крупных сварочных ремонтных работ. Причем к нам стали поступать танк-контейнеры, которые не нуждались в срочном ремонте и могли бы эксплуатироваться без ремонта еще как минимум полгода-год.

В-третьих, вырос объем обслуживания танк-контейнеров с местных заводов, расположенных в Пермском крае. Танк-контейнеры стали поступать на крупную очистку со сменой продуктов и последующей отправкой в европейскую часть России.

Изменения в работе депо в период пандемии связаны и с приходом в регион новых операторов, что, в свою очередь, вызвано изменением направлений перевозок. Например, один из основных партнеров ООО «Бетта» «СИБУР» резко сократил перевозки грузов в танк-контейнерах в европейском направлении, но уже в конце мая заметно нарастил объемы грузов, направляемых в Китай, а также объемы внутренних перевозок. На восточное направление стали приходить новые операторы, например компания NewPort Tank Container.

Таким образом, «пандемические» изменения в целом положительно повлияли на нашу работу. Небольшие падения объемов работ были компенсированы развитием новых направлений. По итогам апреля-мая, по отношению к первому кварталу 2020 года, объемы промывочных работ в ООО «Бетта» выросли примерно на 19%, по ремонтным ремонтам рост составил 24%.

В заключение следует упомянуть об одной большой проблеме, с которой мы столкнулись в период пандемии, — освидетельствование танк-контейнеров. Поскольку в Перми нет своего представительства, до введения ограничений представители Регистра приезжали к нам, и тогда мы считали, что было бы неплохо перевести эту работу в режим онлайн. Запрет на командировки предоставил нам возможность поработать в дистанционном режиме, и мы поняли, что это занимает гораздо больше времени и требует отвлечения персонала — специалисты, которые должны были проводить работы для подготовки к освидетельствованию, теперь стали заниматься подготовкой документов, съемкой видео и составлением фотоотчетов. Мы провели предварительные расчеты и выяснили, что, если мы решим использовать эту систему в будущем, ее нужно будет серьезно дорабатывать и собирать отдельный штат, который будет заниматься исключительно сдачей отчетов по видеосвязи. Пока мы не видим в этом экономического смысла, поэтому приняли решение вернуться к прежней практике «живых» освидетельствований.

Юлия Некрасова, руководитель направления по работе с танк-контейнерами компании «Модуль»

В период пандемии рынок услуг по обслуживанию и ремонту танк-контейнеров не столько вырос или упал, сколько поменялся, что связано с перестройкой в номенклатуре перевозимых грузов. Яркий пример тому — резкий рост объемов перевозок этилового спирта, который стал использоваться для растущего производства антисептиков. Выросли или остались на прежнем уровне объемы перевозок и других пищевых продуктов, тогда как перевозки химической продукции, ориентированной на внешние рынки, заметно просели из-за введенных многими странами ограничений.

Следуя тенденциям рынка, компания «Модуль» открыла новое бизнес-направление по работе с обслуживанием танк-контейнеров из-под пищевых грузов, которое в настоящее время очень востребовано, но при этом пока мало представлено на российском рынке.

Еще одно изменение рынка обслуживания танк-контейнеров напрямую связано с необходимостью перераспределения экспортных объемов с одних направлений на другие из-за введенных многими странами ограничений по ввозу. Понятно, что это невозможно сделать быстро и в онлайн-режиме — требуется время на подготовку, поиск нового покупателя, подписание нового контракта и т.д. В целом если раньше отгрузки продукции в танк-контейнеры представляли собой непрерывный конвейерный процесс, то в период пандемии между ними стали появляться перерывы, и это время операторы стали использовать для того, чтобы «привести в порядок» свой парк танк-контейнеров.

Следует сказать и о том, что многие операторы на фоне пандемии приняли решение обновить парк. Сейчас это в основном проявляется в выводе из оборота старых танк-контейнеров, тогда как с вводом в оборот новых компании не спешат. Это связано с отсутствием понимания того, как дальше будет происходить восстановление грузовой базы, например, до сих пор не до конца понятно, какие из крупных заводов будут летом закрываться на традиционные плановые профилактические ремонты.

В целом сложившаяся на рынке ситуация благоприятно повлияла на наш бизнес. Произошло перераспределение объемов работ по отдельным крупным клиентам, появились новые клиенты. В мае был отмечен рост объемов услуг по сравнению с апрелем, а в июне мы рассчитываем на продолжение положительной динамики.

Николай Рябков, директор ООО «Обслуживание танк-контейнеров»

По сравнению с периодом до пандемии объем услуг, предоставляемых ООО «ОТК», вырос примерно на 30%. По нашим наблюдениям, большинство участников рынка сервиса депо сейчас находятся на подъеме, что связано с двумя обстоятельствами.

Первое — сокращение отгрузок продукции химических предприятий из-за проведения плановых ремонтов и других обстоятельств, что влечет за собой снижение объемов перевозок и высвобождение части парка танк-контейнеров, которую необходимо где-то хранить и обслуживать.

Второй фактор роста связан с трансформацией рынка танк-контейнерных перевозок, что сопровождается передачей парка танк-контейнеров от оператора к оператору и из одного проекта в другой. Не секрет, что каждый танк-контейнер необходимо подготовить для такой передачи, и как раз спрос на эту услугу вырос наиболее заметно.

То есть снижение объемов танк-контейнерных перевозок и передел рынка операторов положительно сказались на сервисе депо. Думаю, такое состояние сохранится еще какое-то время, но если рецессия затянется на год и более, а последствия ограничений усугубятся, то перевозки «потянут вниз» за собой и рынок сервиса. Возможно, в этом случае часть сервисных компаний может приостановить свою работу «до лучших времен».

Но мы надеемся, что до этого не дойдет, объем перевозок вернется на «допандемийный» уровень уже к концу лета с просадкой не более 10% и участники танк-контейнерного рынка войдут в обычный ритм работы.

tankcontainer_world

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner