29 июня 2020

Неприглядный вагон далеко не уедет

В разговоре о подвижном составе зачастую в стороне остается момент, вызывающий на практике много споров, которые впоследствии переходят в разряд судебных разбирательств. Коммерческая пригодность подвижного состава – необходимый аспект качественного сервиса как при работе с грузами, так и в пассажирском сегменте.

Невидимая проблема

Коммерческая пригодность вагонов в среде грузоотправителей приравнивается к важнейшим характеристикам подвижного состава, поскольку любое повреждение, намокание или деформация груза могут обернуться не только потерей эквивалентных денежных средств, но и срывом контрактов, а значит, и дополнительными штрафами.

Особенно тщательно к этому вопросу подходят при необходимости подготовки к международной перевозке, так как если грузоотправитель не реализовал право отказаться от несоответствующего, на его взгляд, вагона, он сам несет полную ответственность за повреждение груза. Однако здесь нужно сделать ремарку: данное требование относится именно к коммерческой непригодности вагона, в то время как его техническое состояние остается зоной ответственности перевозчика.

В стане операторов же принято считать, что качество подвижного состава критично только для определенных групп товаров, наиболее подверженных риску повреждения. Если же перевозят, к примеру, резину, то качество подвижного состава отходит на второй план. Тем более что при возникновении спорных ситуаций есть возможность сослаться на согласие грузоотправителя на использование поданного под погрузку вагона. Между тем коммерческая непригодность в определенных случаях может нанести не меньший вред, чем техническая неисправность вагона.

Устав железнодорожного транспорта (ст. 20) обязывает в первую очередь перевозчика при оказании транспортных услуг предоставлять под погрузку исправные, промытые, продезинфицированные (в случае необходимости) и соответствующие по характеристикам для перевозки конкретных грузов вагоны и контейнеры. В контейнерах также должны быть сняты все приспособления для крепления.

Исправность вагонов, прежде всего в техническом отношении, подразумевает соответствие требованиям, предъявляемым в Правилах технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ): исправность тормозного оборудования, соответствие нормам ПТЭ деталей вагона, исправность сцепного оборудования, площадок, поручней, подножек, кузовов вагонов и контейнеров, что гарантирует сохранность груза при перевозках.

Соответствие вагонов и контейнеров коммерческим показателям подразумевает, помимо соответствия их грузовых отсеков требованиям перевозки конкретного груза, также показатели, которым обычно уделяют внимание по остаточному принципу. В первую очередь это качество очистки вагонов от посторонних предметов и налета, которые могли бы испортить груз, а также отсутствие несоответствующего для груза запаха, который может въесться в товар.

Клининг железнодорожного транспорта в целом – задача непростая.

Лакокрасочное покрытие подвижного состава подвергается различным загрязнениям природного и искусственного происхождения, среди которых пыль, копоть, остатки нефтепродуктов, фрикционная пыль тормозных накладок и др. Все это скапливается внутри вагона и повреждает его снаружи.

Кроме того, многие транспортные компании по-прежнему остаются сторонниками использования устаревших методов и материалов при подготовке вагона к коммерческой эксплуатации. К примеру, замена привычной краски на уже представленные на рынке более стойкие аналоги позволила бы не только увеличить долговечность лакокрасочного покрытия, но и существенно сократить время, затрачиваемое на его обновление за счет возможности проведения локального ремонта и сокращения времени покраски.

Также в вагоне не должно быть щелей, масляных пятен, торчащих гвоздей и других деталей, которые могут повредить часть груза. В нормативных актах упоминаются и другие факторы, влияющие на сохранность грузов: плотность прилегания боковых и дверных люков при закрытии, прочность и работоспособность запорных устройств, надежность закрытия торцевых дверей, плотность крышек нижних разгрузочных люков полувагонов и т. д.

Руководитель департамента логистики ООО "Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский" Виталий Петров рассказал, что для компании как для грузовладельца коммерческая пригодность составов действительно важна, хотя существенной проблемы с реализацией данных требований он не видит, в частности, благодаря обновлению подвижного состава как самой компании, так и ее партнеровоператоров. Однако В. Петров отметил, что обновленным подвижным составом оперируют в основном крупные компании. А вот о малых игроках рынка судить сложнее.

Собственникам приходится осуществлять целый ряд операций, чтобы привести переживший несколько сезонов вагон в товарный вид. Среди них – покраска, очистка от ржавчины, восстановление маркировки и прочие задачи, с которыми небольшая организация с собственным парком не всегда может справиться самостоятельно. В этом случае требуется привлекать специалистов, осуществляющих качественный сервис.

Товарный вид

Пригодность подаваемых под погрузку составов определяет тот, кто занимается непосредственно погрузкой. Как правило, если погрузка осуществляется грузоотправителями, то коммерческая пригодность вагонов определяется ими же. В случае если погрузка осуществляется представителями ОАО "РЖД", то эта задача соответственно отойдет представителям дороги.

Если вагон или контейнер принадлежит перевозчику, то ответственность за подготовку под погрузку, в том числе под налив, несет именно он или же грузовладелец за счет перевозчика. В противном случае подготовка ложится на плечи грузоотправителя или, при наличии возможности, перевозчика за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.

Конечно, грузоотправители всегда вправе отказаться от вагонов и контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза. Однако сама вероятность подачи подобного состава под загрузку несет в себе серьезные риски повреждения груза или значительной потери времени, пока будет производиться замена.

Как показывает практика, у крупных операторов не возникает проблем с коммерческой пригодностью предоставляемых составов в части имеющихся требований и существующего на рынке уровня сервиса. Качество работы подрядчиков, как правило, не вызывает вопросов. Оплата услуг происходит из расчета фактически подготовленного подвижного состава, поэтому в их интересах поддерживать свой сервис на высоком уровне.

Однако нарекания вызывают действия перевозчика, которые сокращают срок между операциями, необходимыми для сохранения коммерческой пригодности.

Так, начальник департамента подвижного состава АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Константин Носов отмечает, что парк АО "НПК" в основном состоит из полу вагонов, в отношении которых сами требования и сервис по коммерческой подготовке сформированы и не вызывают вопросов. Однако к проблемам он относит технологии погрузки и разгрузки полувагонов, во время которых последние получают повреждения. Также эксперт отметил недостаточный контроль со стороны перевозчика за выявлением таких повреждений при приемке вагонов с частных тракционных путей.

В Первой грузовой компании тоже согласились с достаточностью требований по коммерческой пригодности, но вот прием вагонов в портах и соблюдение правил их очистки, по мнению представителя компании, оставляют желать лучшего. "Мы регулярно сталкиваемся с тем, что в подвижном составе присутствуют остатки ранее перевозимого груза весом до нескольких тонн, и клиенты вынуждены организовывать очистку самостоятельно или привлекать для решения этого вопроса специализированные компании. Хотелось бы, чтобы работа приемосдатчиков в портах контролировалась тщательнее", – отметил директор по эксп луатации и содержанию вагонного парка ПАО "ПГК" Владимир Зверев.

Пассажир – хрупкий груз

С большим трепетом к данной теме железнодорожники относятся в пассажирском сегменте. Перевозка людей требует гораздо большего внимания к коммерческой пригодности состава в силу прямой зависимости удовлетворенности услугой от подготовки вагона к поездке. Председатель МОО "Союз пассажиров" Кирилл Янков отметил, что вагон прослужит долго, только если будет хорошо обслуживаться. А пассажиры оценят рублем комфортабельность поездки, на что, несомненно, влияет как внешний вид вагонов и локомотива, так и их внутренняя чистота.

Подвижной состав в ходе рейсовой эксплуатации подвержен серьезному влиянию эксплуатационных и естественных внешних загрязнителей. На кузове вагона оседают пылевые частицы, образующиеся в результате истирания гравия и щебня верхнего балластного слоя, дорожная пыль, металлическая чугунная, резиновая и пластиковая пыль, происходящая от истирания различных элементов подвижного состава, и другие виды загрязнений. Также на приглядность вагона оказывают влияние изменения (иногда достаточно резкие) условий внешней среды: температурный режим, солнечное излучение, повышенная влажность и т. д. Все это образует на поверхности лакокрасочного покрытия прочную пленку (для удаления которой недостаточно только сполоснуть вагон водой) или разрушает его. Поэтому после активной эксплуатации для подготовки вагона к успешному рабочему сезону требуется применение специального оборудования и очищающих средств.

Отдельно стоит упомянуть внутреннюю замывку и дезинфекцию пассажирских вагонов. Необходимость качественной работы при проведении этих мероприятий показала актуальная эпидемическая ситуация, в условиях которой пассажирский транспорт оказался одним из путей распространения COVID-19.

Этот аспект еще более важен для поездов дальнего следования, подолгу находящихся в пути. Он показал, что требования пассажиров к чистоте и новизне подвижного состава напрямую связаны не только с ощущением комфорта от поездки, но и с безопасностью.

Подготовка вагона изнутри требует очистки всех поверхностей салона и элементов интерьера от пыли, грязи, жвачки, рисунков и иных сложных загрязнений. При этом для особо сложных ситуаций и в условиях распространения инфекции требуется дополнительная химическая чистка. В целом пандемия показала, что, несмотря на достаточно ответственное отношение перевозчиков к этому вопросу, биологические угрозы все еще опасны для железнодорожного транспорта.

Качественная подготовка вагона к работе и соблюдение всех норм коммерческой пригодности защищают грузовладельца от потери груза, пассажира – от дискомфорта и вреда здоровью, а перевозчика – от обременяющих судебных разбирательств.

Собственникам приходится осуществлять целый ряд операций, чтобы привести переживший несколько сезонов вагон в товарный вид: покраску, очистку от ржавчины, восстановление маркировки и т. д.

Сама вероятность подачи коммерчески непригодного состава под погрузку несет в себе серьезные риски для грузовладельца 

https://pgkweb.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner