25 июня 2020

Скрытая угроза

Перевозка танк-контейнеров по сети железных дорог России по итогам января – мая 2020 года увеличилась на 5,5%, до 218,64 тыс. TEU. Доля перевозки танк-контейнеров в TEU от общего оборота спецконтейнеров составляет 88%. Однако развитие инфраструктуры не поспевает за темпами прироста грузооборота. О том, какие экологические риски несут устаревшие технологии обслуживания танков, рассказали президент EETCA, президент Havila OU Н. Григорьев и член правления Havila OU И. Лепетухин.

– Не секрет, что инфраструктура развивается в связке с практикой использования танк-контейнеров. Какие экологические угрозы вы можете выделить в вопросе организации обслуживания танк-контейнеров в России?

– С 1950-х гг. в CCCP на всех химических заводах использовалась простейшая технология очистки и обработки котлов железнодорожных цистерн и резервуаров с помощью открытого пара и утилизации отходов через очистные сооружения с биологической очисткой. Основные российские заводы оснащены очистными биологическими сооружениями, что позволяет снизить влияние химического загрязнения воды. Но так как до конца 90-х гг. XX века использовались в основном железнодорожные цистерны и бочки, обработкой и замывкой автоцистерн и танк-контейнеров многие заводы не занимаются. Более того, заводы имели и имеют лицензии на обработку только после тех продуктов, которые предприятие потребляет в качестве сырья или готовой продукции, чаще всего это продукты базовой химии. При этом Советский Союз ранее и Россия сейчас – импортер разнообразных специальных химических продуктов, которые не попадают в имеющиеся лицензии на мойку транспортных средств после доставки.

Начиная с XXI века наблюдается тенденция внедрения инноваций в транспортировку жидких продуктов на Западе, в частности создание различных модификаций танк-контейнеров и IBC-танков из полимерных материалов. Развитие танк-контейнерных перевозок в России вызвало появление многочисленных моек и депо с ручной мойкой танк-контейнеров с помощью примитивных аппаратов, используемых на автомойках. Они подразумевают работу человека внутри танка с использованием горячей воды с температурой около 60°C. Такую технологию нельзя назвать экологически чистой и безопасной для человека.

– А какие технологии позволяют существенно сократить наносимый окружающей среде вред при мойке танк-контейнеров?

– В мире имеется автоматическое оборудование, обеспечивающее безопасность рабочих, которое использует моющие форсунки до 200 атмосфер и горячую воду с температурой более 80°C с применением различных видов мыла. Кроме того, в последние годы модернизированные депо оборудуются компактной системой биологической очистки воды. На текущий момент ничего подобного в нашей стране не наблюдается. Второй вариант – сдача стоков мойки в очистные сооружения химических предприятий.

– Какие способы утилизации химических отходов используют российские депо?

– Следует признать, что мойкой танк-контейнеров и бензовозов занимаются в основном небольшие предприятия без должных технологий и утилизации стоков. В Санкт-Петербурге официально работает 10 таких моек, в Нижегородской области – 15, всего в России насчитывается более 130 моек такого типа.

– Какие правовые лакуны в российском законодательстве необходимо устранить с точки зрения экологической безопасности работы с танками?

– Необходимо разработать отдельное экологическое законодательство по работе со стоками жидких продуктов I–IV классов опасности и ввести обязательное лицензирование работы с такими продуктами.

– Какие предложения можно выдвинуть для ускорения процесса расширения использования танков в России?

– На 1 января 2020 года в мире насчитывается 652 350 единиц различных видов танк-контейнеров, произведенных в основном из нержавеющей стали. В России сегодня используется около 22 тыс танк-контейнеров. В нашей стране отсутствует их производство за исключением ряда небольших проектов (к примеру, производство танк-контейнеров из черного металла для перевозки СУГ). Поскольку ожидать развития собственного производства пока не приходится, представляется целесообразным снижение импортной пошлины на танк-контейнеры.

Также в мире успешно развивается перевозка продуктов с малой плотностью в особом типе танк-контейнеров своп-боди с объемом котла от 31 до 37,5 куб. м, их насчитывается более 70 тыс. ед. В России они перевозятся только автотранспортом, поскольку в 2015 году ОАО «РЖД» ввело запретительный тариф на их перевозку. Снятие этого запрета будет только способствовать развитию перевозок танк-контейнерами.

– Танк-контейнеры – это интермодальный транспорт. Однако в последнее время можно наблюдать две тенденции: переход грузов на автотранспорт и замещение танк-контейнерами железнодорожных цистерн. В чем причина такой ситуации и стоит ли пытаться на нее повлиять?

– Развитие автоперевозок в стране является естественной интеграцией России в мировое развитие транспортных процессов. Скорость и мобильность автомобилей – естественные преимущества этого вида транспорта над железнодорожными перевозками. Следует ожидать дальнейшего развития автоперевозок, и этот процесс следует только поддерживать. Уход грузов на автотранспорт на небольших и средних расстояниях с развитием автодорог будет только продолжаться.

Замена железнодорожных цистерн танк-контейнерами из нержавеющей стали стимулируется преимуществом контейнерного железнодорожного тарифа и одновременно практически отсутствием в стране производства железнодорожных цистерн из нержавеющей стали с пароподогревом и изоляцией, что является современным стандартом для обычного танк-контейнера.

Беседовала Юлия Чернышевская

https://www.rzd-partner.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner