21 июня 2020

Покупка на перспективу

Не будет преувеличением сказать, что ситуация на рынке ремонта ухудшается с каждым годом. Еще до всплеска эпидемии COVID-19 аналитики прогнозировали снижение погрузки на сети дорог, падение вагонных ставок и следующее вслед за ними сокращение объемов плановых видов ремонта. Однако спад, вызванный болезнью, превзошел все негативные новогодние сценарии. Еще по итогам I квартала рынок ожидал всплеска деловой активности после снятия ограничений, то есть во второй половине года. Однако на его меридиане под напором новостей о второй волне эпидемии на «фабрике мира», то есть в Китае, оптимистических ожиданий становится все меньше.

Российская ситуация с падением погрузки обострилась еще и тем, что в 2019–2020 гг. наши предприятия только увеличивали выпуск нового парка. По данным Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД», в 2019 году на сеть поступило 75,3 тыс. вагонов, выбыло из эксплуатации 29,6 тыс. Планы вагоностроителей хоть и были скорректированы падением спроса, по итогам года количество выпущенных вагонов будет превышать число списанных. В 2020-м срок службы прекращается у 14,2 тыс. вагонов, но только за 5 месяцев года построено и введено в эксплуатацию 23,6 тыс. вагонов. По итогам года, по оценке Минпромторга, на сеть придут до 40 тыс. новых грузовых вагонов. Общее количество парка на сети дорог по состоянию на 1 июня – 1182,6 тыс. ед. При этом в ЦДИ считают, что оптимальным количеством парка для сети является 950 тыс. – 1 млн ед.

Начальник управления вагонного хозяйства ЦДИ ОАО «РЖД» Михаил Сапетов сообщил, что в начале июня без загрузки на сети простаивают около 100 тыс. технически исправных грузовых вагонов. Кроме этого, участники рынка насчитывают до 50 тыс. ед., отставленных по причине необходимости проведения плановых видов ремонта, который никто не торопится делать.

Игорь Тягунов, исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий, еще по итогам I квартала сообщал о снижении среднемесячных объемов плановых ремонтов на 14% (4,1 тыс. ремонтов в месяц) и прогнозировал что по итогам года их общее количество снизится до 347 841 вместо 414 008 в 2019-м. Итогом может стать банкротство ряда вагоноремонтных предприятий, которые будут вынуждены покинуть рынок плановых ремонтов.

Все эти обстоятельства приведут к обострению ситуации на рынке ремонта вагонов, считает финансовый директор Новой вагоноремонтной компании Максим Кленов. Итогом продажи ВРК-2 может стать консолидация рынка и процессы слияния-поглощения ряда средних компаний для их выживания.

«По прогнозам НВК, в течение 2021–2022 гг. рынок плановых ремонтов ждет консолидация, которая будет сопровождаться закрытием около 10–15 % вагоноремонтных депо. Активы не будет переданы в другие руки, а просто покинут рынок плановых ремонтов, переключившись на ТОР или прекратив деятельность», – заявил М. Кленов.

Результаты апреля и мая, по словам заместителя председателя А ОЖдПС Дениса Семенкина, оказались еще хуже и принесли данному сектору рынка падение на 20%.

Проходящий на этом фоне аукцион по продаже полного пакета акций АО «ВРК-2» тем не менее вызвал интерес потенциальных покупателей. Конкурсные процедуры весьма растянуты во времени, и заявленная организаторами начальная цена, превышающая 7 млрд руб., сегодня выглядит гораздо хуже, чем еще полгода назад. Но при этом, по оценке экспертов, она остается достаточно справедливой, учитывая состояние вагоноремонтной «дочки» РЖД. Впрочем, ситуация скорее всего повлияет на интенсивность торгов и итоговая цена окажется все-таки меньшей, чем она могла бы быть еще год назад.

«Сегодня объем ремонтов очень сократился. Буквально все депо предлагают клиентам скидки как на сам ремонт, так и на запасные части. Поэтому в ближайший год ВРК-2 будет убыточным активом. При этом ситуация на рынке позволит приобрести ее дешевле, чем она бы стоила в прошлом году», – прокомментировал процесс торгов Д. Семенкин.

Накануне дня торгов на сайте банка ВТБ, который выступает организатором торгов по АО «ВРК-2», появилась информация об участниках аукциона.По итогам поданных и проверенных организатором документов, к торгам допущено четыре претендента: АО «Вагоноремонтный завод», ООО «Новая вагоноремонтная компания», ООО «РегионТрансСервис», ООО «МСК Комплект».

Интересно, что двое участников нового аукциона (АО «ВРЗ и НВК) были среди претендентов на покупку ВРК-3, аукцион по продаже акций которой прошел октябре 2019 года, и давно известны на вагоноремонтном рынке.

Третий участник – «РегионТрансСервис» – стал известен после победы в тендере на покупку еще одной дочерней компании ОАО «РЖД» – «Рефсервис» – в декабре 2018 года. По данным участников рынка вагоноремонта, сегодня эту компанию контролируют бывшие собственники АО «РусТрансКом» К. Засов и К. Синцов.

Последний участник торгов – компания «МСК Комплект» – является темной лошадкой. Участники рынка связывают ее со структурами АО «Трансмашхолдинг» бизнесмена Андрея Бокарева. Холдинг контролирует собственную крупную операторскую компанию, которой интересен вагоноремонтный актив.

И. Тягунов высоко оценивает отлаженный бизнес, созданный менеджментом ВРК-2, и считает, что такие активы всегда интересны рынку.
«ВРК-2 – крупный игрок с долей рынка чуть более 17% и сетью предприятий на всей территории России. Это серьезный бизнес с потенциалом занять до 20%, а при грамотной стратегии дальнейшего развития – до 30% рынка ремонта вагонов в РФ. Если посмотреть на объявленных участников текущего тендера, среди них нет операторов или металлургических компаний. Только ремонтные предприятия и производитель вагонов. Первым такой актив интересен с точки зрения экспансии в регионы и масштабирования бизнеса. Это позволит усилить их конкурентные преимущества. Производителю подвижного состава такой актив позволит перейти к работе по контракту жизненного цикла вагона», – прокомментировал он.

Еще одним обстоятельством, способным повлиять на итоги аукциона, становится дефицит ликвидности, который особенно чувствуется как среди операторского, так и вагоноремонтного рынка. На фоне спада перевозок далеко не каждый игрок способен привлечь к покупке актива сумму в 7 млрд руб. Из четырех претендентов наиболее легко это будет сделать самому крупному игроку, к тому же обладающему большим политическим весом. Конечно, речь идет о «Трансмашхолдинге», заявившемся на торги через дочернюю компании.

Агентство «Интерфакс» в преддверии аукциона опубликовало небольшое расследование, в котором указывает, что в системе «СПАРК-Интерфакс» фигурирует компания «МСК Комплект», единственным собственником которой является ООО «ТМХ Инвестиции», которое зарегистрировано в январе 2020 года. По данным участников рынка, ТМХ контролирует не только огромные производственные мощности, но и крупную операторскую компанию «Модум-Транс», которая может серьезно оптимизировать свою работу с помощью вагоноремонтного актива.
Таким образом, покупка ВРК-2 для структур А. Бокарева является не только возможной технически, но и стратегически важной на перспективу. Ведь на рынке вагоноремонта вслед за несколькими тощими годами всегда наступает подъем и ажиотажный спрос. Который, учитывая значение данного актива, будет весьма прибыльным для владельцев вагоноремонтных компаний.

https://www.rzd-partner.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner