НОВОСТИ
18 июня 2020

О новых подходах к процессу разработки грузовых вагонов

Сегодня операторы вагонов при закупке самостоятельно определяют потребительские свойства подвижного состава.

Владимир Андреев, Начальник департамента технической политики ОАО "РЖД"

Последние десятилетия отрасль грузового вагоностроения работала на подъеме. Этому способствовал ряд мер стимулирующего характера: усложнение процедуры продления срока службы, субсидирование покупателей новых вагонов, введение специальных тарифных схем для отдельных моделей вагонов с улучшенными характеристиками. Основными векторами развития российского вагоностроения за последние десять лет стали:
- повышение грузоподъемности за счет роста нагрузки на ось и разработки сочлененных вагонов;
- снижение массы тары за счет применения композиционных материалов и алюминиевых сплавов;
- оптимизация использования габарита;
- снижение стоимости жизненного цикла за счет увеличения гарантийных плеч, изменения межремонтных нормативов и увеличения срока службы.

Сегодня операторы грузовых вагонов при закупке самостоятельно определяют потребительские свойства данного подвижного состава и оценивают экономический эффект исходя из собственных бизнес-моделей. ОАО «РЖД», как владелец инфраструктуры, осуществляет допуск вагонов на сеть исходя из задач обеспечения безопасности и совместимости подвижного состава с техническими и эксплуатационными возможностями инфраструктуры.

С учетом этого вагоностроители проводят маркетинговые исследования рынка и оценку трендов спроса на вагоны, на основе которых определяют стратегию по развитию модельного ряда, которая должна обеспечивать формирование портфеля заказов. Именно на такой рыночный механизм сегодня опираются технические требования к грузовому вагону, и за десять лет было разработано более 200 моделей.

Доля вагонов новых разработок (или инновационных) составляет только 13,5% от общего парка. Этого крайне мало для таких ожидаемых глобальных технологических сдвигов, как увеличение гарантийных плеч и исключение промежуточных осмотров вагонов в пути следования, без чего невозможна реализация технологии «без осмотра от погрузки до выгрузки».

Сложившийся подход к взаимодействию транспортного машиностроения и железнодорожной отрасли не в полной мере отвечает современным тенденциям. Сегодня не решается задача обновления вагонного парка современными моделями, не формируются условия для комплексной реализации прогрессивных технических решений, направленных на привлечение на сеть высокодоходных грузов и создание новых конкурентоспособных транспортных продуктов. Принятый в ОАО «РЖД» курс на устойчивое развитие и повышение эффективности во всех сферах деятельности диктует необходимость определения новых форм сотрудничества.

Примером нового подхода может служить созданное в 2019 году в ОАО «РЖД» специализированное подразделение – Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта. Он будет решать задачи разработки конструкторской документации на подвижной состав и объекты инфраструктуры, начиная с этапа формирования технических требований. Пилотным проектом для Инжинирингового центра определен проект разработки конструкторской документации на высокоскоростной электропоезд. Такой подход возможен и в грузовом вагоностроении, а в рамках ОАО «РЖД» подобные конструкторско-технологические задачи может решать АО «ВНИКТИ».

Отмечу, что мы уже изменили подходы к формированию требований к подвижному составу. Если обычно под достигнутые параметры подвижного состава подстраивались параметры технологических процессов перевозок, то теперь во главу ставится перспективная технология работы полигонов. Так, из перспективной полигонной технологии, обеспечивающей решение целевых задач по перевозке грузов до 2025- 2030 года, формируются модели организации работы подвижного состава: эксплуатационная, функциональная, ремонтная и коммерческая. Они являются основой для оптимизации параметров и формирования требований к подвижному составу.

Такой подход позволил создать иерархию целей и требований – от общего функционала транспортной системы, поезда, локомотива или вагона в ней к более детально прописанному функционалу подвижного состава. Теперь исключены технические требования к конструкции за исключением случаев, когда она обеспечивает безопасность, а в основе находятся функциональные требования, направленные на обеспечение совместимости технических решений с перспективными технологическими процессами ОАО «РЖД».

В вопросах разработки технических требований к перспективным грузовым вагонам действуем так же, то есть грузовой вагон рассматриваем не как отдельную единицу подвижного состава, а как функциональный элемент новой бизнесмодели перевозок. При этом учитываются интересы всех участников процесса перевозки: грузоотправителя, владельца вагона, перевозчика и владельца инфраструктуры, грузополучателя. Более того, именно при консолидации материальных и интеллектуальных ресурсов всех участников перевозочного процесса и машиностроительных предприятий возможно внедрение перспективных технологий.

Подобный подход мы применили в грузовом вагоностроении в 2019 году при разработке технических требований к вагонам для перевозок высокомаржинальных грузов, контейнерно-контрейлерных. Расчеты показывают, что драйвером развития вагоностроения могут стать проекты организации мультимодальных перевозок с использованием специализированных грузовых вагонов для перевозки контейнеров, контрейлеров и палет. Эти проекты открывают новые возможности для диверсификации грузовой базы, привлечения на сеть дополнительного грузопотока, повышения эффективности использования железнодорожной инфраструктуры, разгрузки основных автотрасс, сокращения в 3 раза времени доставки грузов между Китаем и Европой, а также из европейской части России в Сибирь и Дальний Восток.

Также в этом году мы продолжаем создавать условия для реализации новых технологий перевозок. По плану научнотехнического развития ОАО «РЖД» разрабатывается порядок эксплуатации учета и регистрация грузовых вагонов со сменными кузовами и ТЭО применения многоосных вагонов.

Определенно, создание новой бизнесмодели грузовых перевозок ОАО «РЖД» потребует еще решения вопросов по множеству взаимоувязанных аспектов: возможности инфраструктуры и требования к ней, себестоимость перевозок и конкурентоспособный тариф, грузовая база, погрузо-разгрузочные терминалы, законодательное и нормативное обеспечение, электронные сервисы и др.

На новом этапе развития ОАО «РЖД» может стать центром компетенции, который консолидирует потенциал участников процесса грузовых железнодорожных перевозок и транспортного машиностроения по разработке, реализации и продвижению на рынок новых продуктов грузовых перевозок.

ИПЕМ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner