НОВОСТИ
16 июня 2020

Утилизация списанных вагонов: детали больше не в счет

Рынок вторичного использования бывших в употреблении деталей грузовых вагонов является основой функционирования вагоноремонтной отрасли. Так, в 2019 году при проведении плановых и текущих отцепочных ремонтов подвижного состава было заменено свыше 100 тыс. старогодных колесных пар и единиц вагонного литья – боковых рам и балок.

Итоги 2019 года: списания и утилизация

Основным источником пополнения рынка б/у деталей грузовых вагонов является разделка списанного подвижного состава, хотя пик массовых списаний, связанных с запретом на продление срока службы, уже остался в прошлом. Суммарная численность вагонов, подлежавших списанию в 2019 году (за исключением инвентарного парка ОАО «РЖД»), составила 18,9 тыс. ед. Прогноз по списанию парка на ближайшие 5 лет оценивается на уровне 25 тыс. ед. в год. Из общего количества вагонов, списанных в 2019-м, более 4 тыс. ед. пришлось на цистерны, еще 3,5 тыс. на зерновозы и 2,7 тыс. на полувагоны (табл. 1).

В 2019 году 55% списанного парка грузовых вагонов пришлось на пять собственников: АО «Русагротранс», АО «ПГК», АО «ФГК», ПАО «Трансконтейнер» и ПАО «ТрансФин-М». Довольно многочисленной (350 собственников) стала группа операторов с объемом списаний менее 20 вагонов у каждого, их число достигло 1813 ед., или 10% от общего количества (табл. 2).

Наиболее распространенной формой утилизации списанного в 2019 году подвижного состава (более 60% от общего количества) стала продажа вагона целиком. Согласно принятой в отраслитерминологии предметом таких сделок становится крупногабаритная металлическая конструкция (КГМК). Этот вариант утилизации предпочитает большинство собственников вагонных парков, так как он существенно упрощает учет основных средств. Как правило, КГМК приобретают профессиональные игроки рынка б/у деталей для дальнейшей перепродажи. Однако на фоне дефицита колесных пар в 2018–2019 гг. эта форма утилизации списанных вагонов претерпела изменения. В частности, некоторые собственники предпочли при продаже КГМК обеспечить возврат деталей, входящих в комплектацию вагона, по заранее оговоренным ценам, используя обязательства по встречной куплепродаже.

Вторым по значимости методом утилизации (около 30% от общего количества) в 2019-м стала разделка вагонов силами собственника с последующим образованием деталей и металлолома. Такой подход, как правило, применяют кэптивные операторы крупных производственных холдингов, которые могут пользоваться подъездными путями своих же предприятий для физического отстоя, осмотра и разделки вагонов. В этих случаях собственник проводит конкурс на оказание услуг по разделке (20–25 тыс. руб. за 1 вагон), образовавшийся металлолом выставляется на продажу, а детали используются при вагоноремонте.

Ежегодно небольшое количество списанных вагонов продается промышленным предприятиям для дальнейшей эксплуатации на путях необщего пользования для внутризаводских нужд или реализуется в странах СНГ, где разрешено продление сроков службы вагонов (до ноября 2019 г. основным импортером вагонов из России была Украина).

Что ждет рынок утилизации вагонов в 2020 году

Сравнительный анализ цен на КГМК показывает их значительное снижение в I квартале 2020 года по сравнению с IV кварталом 2019-го. Стоимость закупки упала практически вдвое: если в конце 2019 года списанный вагон средней комплектации стоил 650–700 тыс. руб., то в начале 2020-го тот же вагон уже оценивался в 320–350 тыс. руб. за единицу (табл. 3).

Падению стоимости КГМК способствовали два основных фактора. Во-первых, это снижение цены колесной пары. Как известно, на вторичном рынке расчет ее стоимости ведется исходя из цены колесной пары, вышедшей из капитального ремонта, то есть СОНК. По мере насыщения рынка цельнокатаными колесами, с одной стороны, и по причине снижения объемов ремонта в I квартале 2020 года, с другой, стоимость СОНК снизилась. Давление по цепочке сказалось на цене б/у колесных пар – их доля в структуре стоимости списанного вагона снизилась на 50%.

Во-вторых, произошло перенасыщение рынка литья. Анализ рынка показывает, что 2019-й стал последним годом присутствия дефицита вагонного литья. На сегодняшний день сохраняется некоторый дисбаланс объемов потребления вагонного литья собственниками парков. Кому-то его достается больше, кому-то меньше, но общая тенденция такова: при списании вагона цена боковой рамы в I квартале 2020 года снизилась на 60–70%, а надрессорной балки – практически вдвое.

Важно также отметить, что между моментом покупки вагона и его разделкой с последующим вовлечением металлолома и деталей в оборот существует временной лаг длительностью 1,5–2 месяца. Поэтому, приобретая вагон, например, в апреле 2020 года, покупатель вынужден закладывать в расчет прогнозные цены на детали по состоянию уже на май-июнь.

Эксперты отмечают, что в II–III кварталах 2020-го цена КГМК продолжит падать до уровня +10–15% к стоимости металлолома, образующегося при разделке вагона. Отсюда вывод: для того, чтобы зафиксировать прибыль и не остаться у разбитого корыта с невостребованным парком, в настоящий момент собственникам парков есть смысл поторопиться с продажей списанных вагонов.

Анатолий Казаков, генеральный директор ООО «ТрансРесурс»:

– Ситуация на рынке списанного подвижного состава по сравнению с началом 2020 года изменилась кардинальным образом: цены на вагон падают быстрее, чем на детали. Сегодня мы ведем плотную работу с собственниками вагонов, разъясняя сложившиеся тренды и предлагая различные варианты реагирования. В частности, оптимальным решением для собственника подвижного состава стал обратный выкуп деталей с обязательством их поставки к месту ремонта в ВЧДР или ВЧДЭ в указанный срок. При продаже вагона его владелец самостоятельно определяет, по каким ценам он будет выкупать детали, решает, в каком объеме они ему понадобятся и от каких можно отказаться, определяет географию и сроки поставки. Мы осуществляем подбор деталей из имеющегося оборотного запаса и оперативно доставляем их уже отремонтированными к месту ремонта. «ТрансРесурс» оказался единственной компанией на рынке, способной предоставлять такой сервис в масштабах всей страны.

Максим Кленов, финансовый директор Новой вагоноремонтной компании:

– Разделка вагона для собственника является непрофильным видом деятельности. Для работы с металлоломом требуется площадка, лицензия, персонал. Так как парк вагонов у большинства игроков рынка выбывает неравномерно и географически работает на разных полигонах, запускать собственные площадки обычно смысла нет. Поэтому для оператора есть выбор между двумя альтернативами: разделывать самостоятельно с привлечением третьих подрядчиков или продать вагон как КГМК. Второй путь несравнимо проще. Грамотно проведенный аукцион позволяет продать вагон с существенной премией к балансовой, а порой и к оценочной стоимости. Но в этом случае собственника тревожит мысль: «Если кто-то купил, значит, заработает прибыль. Она будет заработана не на ломе, а на деталях. Детали в конечном счете купит собственник вагонов, может, даже я сам. А почему я должен упускать эту прибыль?» Ответ на эти мысли один: резать вагон с оприходованием деталей на собственный баланс. Но этот путь тернист: необходимо контролировать работу компании, которая будет разделывать вагоны (металлоломный бизнес не самый прозрачный), необходимо организовать хранение, транспортировку и учет деталей, учесть риск браковки, снижения рыночной цены, воровства или подмены деталей. То есть возникает отдельное направление бизнеса со своим штатом и бюрократией и неизбежным бардаком. Поэтому на самостоятельную разделку решаются только крупные игроки рынка, для которых выгода перевешивает стоимость рисков и дополнительных административных расходов. Небольшие компании и те, для кого оперирование вагонным парком – это непрофильный вид деятельности, зачастую предпочитают продавать вагоны как КГМК. В I квартале 2020 года мы можем констатировать преодоление проблемы дефицита любых деталей. Поэтому снижение стоимости неизбежно, так как в 2019 году цены на новое литье и СОНК взобрались на небывалые высоты, но маловероятно, что оно будет таким же стремительным, как уменьшение ставок на аренду полувагона. Цены на б/у детали (по сути, товары-субституты) также снижаются вслед за ценами на новые.

https://www.rzd-partner.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner