НОВОСТИ
10 июня 2020

О возврате антидемпинговой пошлины на ж/д колеса

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) 2 июня на совещании с Министерством транспорта РФ и ОАО «РЖД» приняла решение о возврате антидемпинговой пошлины в размере 34,22% на железнодорожные колеса производства украинского холдинга «Интерпайп». Так, с 3 июня действие пошлины возобновляется. Однако на операторском рынке это решение не поддерживают.

Решение принято после майского расследования ЕЭК (есть в распоряжении редакции), в котором отмечается необходимость введения подобной ограничительной меры. Это связано с тем, что, по мнению комиссии, украинский производитель получил большую выгоду от дефицита колес в 2019 году на российском рынке и пытается на нем закрепиться.
«Ценовая политика Украины не привела к установлению диапазона цен, выгодного российскому потребителю, этого удалось добиться во многом за счет роста импорта из КНР и введения новых производственных мощностей на территории ЕАЭС», – отметил заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев в своем письме вице-премьеру РФ Алексею Оверчуку от 21 мая.

Как отмечается в расследовании ЕЭК, цена цельноката на украинском рынке с I квартала 2018 года по IV квартал 2019-го выросла вдвое. Так, в I квартале 2018 года (до введения антидемпинговой пошлины в апреле того же года) средняя цена за одно колесо ПАО «Интерпайп» составляла $641. После ее введения цена выросла до $731, а затем снова упала до $688 в I квартале 2019-го. На момент снятия антидемпинговой пошлины в 2019 году стоимость за одно колесо резко взлетела до $1,2 тыс. и к концу прошлого года составляла уже $1,3 тыс. Таким образом, динамика цен на украинские колеса с начала 2018-го по конец 2019 года составила 136,1%.
«В связи с этим после приостановления антидемпинговой меры с 25 августа 2019 года цена товара (украинских колес. – Ред.) росла с сентября. Кроме того, вывод о гибкости украинских цен не обоснован, поскольку, по данным за период с сентября по декабрь 2019 года, неприменение антидемпинговой меры не привело к снижению цен на товар, происходящий из Украины. Его уровень был существенно выше цен других предприятий отрасли», – отмечается в расследовании ЕЭК.

Также во время действия антидемпинговой пошлины российские и казахстанские поставщики колес восстанавливали свое экономическое положение на рынке после воздействия на них ранее демпингового импорта из Украины. По данным ЕЭК, производственные мощности ТОО «Проммашкомплект», Объединенной металлургической компании и холдинга «Евраз» с 2018–2019 годов (во время действия ограничений для Украины) увеличились на 30,4%. После снятия ограничений рост приостановился, поскольку на рынке появился новый конкурент.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Вадима Михайлова, на смену дефициту цельнокатаных колес 2019-го в текущем году пришел профицит производства более 800 тыс. единиц. Сейчас производственные мощности ключевых изготовителей цельноката на рынке составляют около 2,37 млн единиц, из которых 950 тыс. – производства Объединенной металлургической компании, 525 тыс. – «Евраза», 500 тыс. – «Интерпайпа» и 200 тыс. колес – казахстанского предприятия ТОО «Проммашкомплект». В связи с этим в российской компании считают, что возобновление пошлины необходимо для развития конкуренции благодаря увеличению поставок отечественными производителями и формированию справедливого уровня цен на открытых торгах.

Однако в отрасли считают иначе. Как рассказал «Гудку» первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов, присутствие украинских колес повлияло бы на рынок благотворно, поскольку снизилась бы стоимость этих комплектующих и возрасла конкуренция.
«Когда такую пошлину только ввели, в 2018–2019 годах цены на цельнокат были крайне завышены, и предполагалось, что выход такого крупного игрока, как «Интерпайп», способствовал бы снижению стоимости такой продукции. Цена могла бы вернуться на уровень 2016–2017 годов, но, к сожалению, этого не произошло. Государственные органы, в частности Министерство промышленности и торговли РФ, а также Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана посчитали, что нужно вообще закрыть рынок», – считает топ-менеджер КТЖ.

Против возвращения пошлин ранее выступали и российские операторы. Участники Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) утверждали, что введение пошлин приведет к росту цен на цельнокат на российском рынке или же будет поддерживать завышенную стоимость продукции. А это в текущей экономической ситуации недопустимо, поскольку сейчас объем грузовых железнодорожных перевозок заметно снизился, и, по прогнозам российского Минтранса, в 2020 году падение достигнет 11%. Как отмечается в письме СОЖТа в адрес первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева и главы Министерства экономики РФ Максима Решетникова от 20 мая, с 2015 года цена на цельнокат выросла более чем в четыре раза, достигая в 2019 году 90–100 тыс. руб. за штуку. Даже сейчас цены на ЦКК превышают уровень 2015 года почти в три раза (65 тыс. руб.).

Канат Альмагамбетов также считает, что подобная ограничительная мера приведет к повышению и удержанию высоких цен на рынке, поскольку ОМК, «Евраз» и «Проммашкомплект» между собой смогут договариваться об установлении стоимости на колеса. На рынке не ожидают дальнейшего снижения цен.
«Ранее «Евраз» устанавливал более приемлемые для потребителя цены, но после снятия украинского поставщика с рынка, думаю, опять начнется погоня за нагнетанием, потому что в предыдущие года предприятие получило крупную сумму сверхприбыли, пользуясь своим доминирующим положением в отрасли.

Сейчас средняя цена за колесо составляет $900–1000. Ранее стоимость была около $500–600 за колесо. Причем стоимость металла, из которого цельнокат изготавливают, осталась примерно на том же уровне, что и в 2016 году. Поэтому считаем, что максимальная цена за колесо не должна превышать $700», – говорит первый заместитель председателя правления КТЖ.

На украинском рынке считают, что экономический кризис снизит спрос как на новые вагоны, так и на их комплектующие, поэтому ничего катастрофичного в решении ЕЭК не видят. Как объяснил руководитель Ассоциации вагоностроителей Украины Александр Криворучко, сейчас основной вопрос заключается в продолжительности действия таких ограничений.
«Любой кризис – это время усиления протекционизма и защиты своего производителя, при этом сейчас очевидно, что охлаждение экономики приведет к сокращению грузоперевозок, что, свою очередь, несколько снизит спрос на новые вагоны и их комплектующие. Поэтому едва ли мера носит неожиданный характер и может иметь очень существенные последствия для украинского производителя сейчас (конечно, при этом не добавляет оптимизма). Поэтому основной вопрос – сколько данная мера просуществует и закончится ли ее действие, когда рынок оживет и начнет восстанавливаться», – рассказал он «Гудку».

Напомним, в апреле 2018 года ЕЭК ввела антидемпинговую пошлину на украинский цельнокат после обращения ОМК и «Евраза», утверждая, что украинский поставщик применяет недобросовестную конкуренцию на рынке. В результате пошлина повысилась с 4,75 до 34,22%. Однако российские поставщики не смогли справиться с высокими объемами поставки своей продукции, а также повысили цены на комплектующие, и в 2019 году из-за дефицита цельноката ЕЭК действие пошлины временно отменило. Тем не менее ожидаемого снижения цен на колеса после такого решения не произошло, а на рынке образовался профицит комплектующих.

ГУДОК

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner