09 июня 2020

«Вагонреммаш» откатился от РЖД

По итогам открытого конкурса, состоявшегося в конце апреля, 75% минус две акции ОАО «Вагонреммаш» (ВРМ, основные активы расположены в Воронеже и Тамбове) перешли от ОАО РЖД к ЗАО «Железнодорожный сервисный альянс» (ЖСА). Сумма сделки составила 2,5 млрд руб., сообщили в РЖД. Эксперты связывают продажу актива с низкой рентабельностью ВРМ, а интерес к компании со стороны ЖСА объясняют желанием последнего расширить спектр ремонтных услуг.

По сообщению пресс-службы РЖД, продажа 3,1 млрд обыкновенных именных акций ОАО «ВРМ» (75% минус две акции) «осуществилась в соответствии с распоряжением правительства РФ от 26 января 2012 года №16-р и решением совета директоров РЖД от 23 декабря 2013 года»: «Общая стоимость акций составила 2,5 млрд руб. при минимальной цене в 2,47 млрд руб.». ЗАО ВТБ 24 выступило организатором конкурса, а его участниками стали ЗАО «ЖСА» и ООО «ТВЗ-Инвест». Более подробную информацию по итогам конкурса в РЖД вчера предоставить не смогли. Представители ВРМ и ЖСА официально отказались комментировать сделку. Источник „Ъ“, близкий к московской компании, пояснил, что приобретение ОАО «ВРМ» связано с желанием «расширить спектр предоставляемых услуг».

По данным «СПАРК-Интерфакс», ЗАО «ЖСА» зарегистрировано в 2005 году в Москве, уставный капитал — 10 тыс. руб. Гендиректор — Алексей Шумков. Выручка за 2012 год — 26,4 млн руб., чистая прибыль — 283 тыс. руб. ЖСА является дочерней структурой ЗАО «Вагон-сервис». Последнее, по собственным данным, специализируется на предоставлении сервисно-технического обслуживания железнодорожного подвижного состава. Головная компания «Вагон-сервиса» — ООО «Проминвест», его уставный капитал — 10 тыс. руб. Выручка «Вагон-сервиса» за 2012 год — 2,5 млрд руб., чистая прибыль — 97,1 млн руб.

ВРМ занимается капитальным ремонтом пассажирских поездов, компания создана в 2008 году на базе трех вагоноремонтных заводов — в Воронеже, Новороссийске и Тамбове. Основной заказчик — РЖД и его дочка — Федеральная пассажирская компания. Текущий контракт с монополией действует до 2017 года. В 2012 году ВРМ отремонтировал 1,6 тыс. пассажирских вагонов, 1,3 тыс. колесных пар и 76 грузовых вагонов, общая загрузка мощностей составила 55%. Выручка — 9,6 млрд руб., чистая прибыль — 108,6 млн руб.

Как пояснил источник „Ъ“ в ЖСА, «Вагон-сервис» в основном занимается обслуживанием кузовов подвижного состава: мойкой, покраской и ремонтом. А ЖСА специализируется на ремонте кузовов и внутренних систем подвижного состава. «Покупка ВРМ позволит проводить капитальный ремонт пассажирского подвижного состава», — рассказал собеседник „Ъ“. При этом, по его словам, производственные мощности «Вагонреммаша» устарели практически на 50%: 10% оборудования имеет возраст более 20 лет, износ сооружений и зданий около 47%. «Необходимы инвестиции в переоснащение и модернизацию предприятий. Размер и сроки вложений будут зависеть от загрузки заводов и потребуют согласования с РЖД, которым по-прежнему принадлежат 25% предприятия», — добавил источник.

Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов предположил, что главным критерием продажи послужило повышение рентабельности капитала ВРМ по чистой прибыли с 2,5 до 6%: «В крупных госкомпаниях считается нормой продавать актив, от которого не ждут дальнейшего повышения нормы прибыли на капитал. Ремонт подвижного состава временно перестал быть убыточным и вышел на привлекательную для инвестора норму рентабельности — 13,6% от активов. На деле она лишь маскирует высокий уровень себестоимости продаж этой услуги — 92%, который годом ранее составлял вообще 99,5%».

По мнению эксперта, цену продажи можно назвать «низкой», а «определялась она на основе стоимости уцененных на треть активов, которые составляют 3,8 млрд руб. с учетом амортизации». Уценка активов, в свою очередь, объясняется тем, что предприятию необходимо техническое перевооружение и изменение сбытовой политики. «ВРМ чинит около 1,7 тыс. пассажирских и всего около сотни грузовых вагонов в год. Оптовые заказы на ремонт грузовых вагонов представляют собой слабо занятую нишу, потенциально более рентабельную, чем серийный ремонт (около 1,5 тыс. в год) и формирование (порядка 30 тыс. в год) новых колесных пар. Поэтому 100%-ное перевыполнение плана по этим показателям не приводит к существенному понижению себестоимости и не создает эффекта экономии масштаба», — резюмировал господин Крылов.

https://www.kommersant.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner