НОВОСТИ
17 мая 2020

Закономерный вопрос о качестве литья КНР

То, что «Укрзализныця» (УЗ) ввела запрет на прием на свою инфраструктуру вагонов, которые укомплектованы китайскими колесными парами, вызвало закономерный вопрос о качестве литья КНР.

Как сообщил заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин, колесные пары указанных в телеграмме китайских заводов начали поставлять в РФ из Китая с III квартала 2018 года. Сейчас в обороте на сети РЖД их может быть около 180–200 тыс. ед., то есть менее 10%.

Как отметил ранее генеральный директор компании «Гарант Рейл Сервис» Николай Кошелев, компания Maanshan Iron & Steel – это госпредприятие, входящее в структуру Китайских железных дорог. И эксперты уверены в качестве его продукции, так как в РФ долго работали с этим заводом еще в плане подготовки производства, соответствия продукции ГОСТу, внедрения наших технических требований, в том числе к неразрушающему контролю, клеймению и приемке. Китайская продукция сертифицирована в РФ. Поэтому за их качество отвечает не только поставщик, но и российские ремонтные предприятия.

Куда доедет китайское колесо?

По словам экспертов, поставки Maanshan Iron & Steel в основном предназначены для вагонов, которые ремонтируют на Дальнем Востоке, куда поставки колес из европейской части РФ обходятся очень дорого. Соответственно, вероятность попадания вагонов с китайскими колесами на украинскую железнодорожную сеть маловероятна.

Собственно, это может быть транзит по коридору Европа – Западный Китай (Красное – Илецк, Озинки, Карталы, Петропавловск). Однако сейчас он фактически ведет страны ЕС через Белоруссию, минуя Украину. На сеть УЗ попадают вагоны в основном из европейской части РФ и Сибири. Поэтому на практике запрет на китайское литье – скорее декларация, чем действенная мера.

Вместе с тем на Украине есть компания «Интерпайп», продукция которой конкурирует не только с двумя российскими производителями ЦКК, но и с казахстанским заводом, а также китайскими компаниями. «Понятно, что части российских операторских компаний неинтересен украинский рынок, но некоторые операторы могут перестать покупать колеса китайского производства», – предположил Д. Семенкин.

Много шума... и ничего

Насколько окажется действенной такая акция со стороны Украины? Доля поставщиков ЦКК распределяется на российском рынке следующим образом: Выксунский металлургический завод поставил в прошлом году 951,2 тыс. колес, «Евраз НТМК» – 481,7 тыс., «Интерпайп НТЗ» – 208,6 тыс., «Проммашкомплект» – 51,8 тыс.

Соответственно, лидирует по поставкам Выксунский металлургический завод. «Проммашкомплект» (Казахстан) только в прошлом году вышел на полный цикл производства колес на собственных мощностях (до этого предприятие лишь обрабатывало поступающие ему от «Евраз НТМК» заготовки колес). И он в апреле показал способность выйти на полную мощность (200 тыс. колес в год). Однако и этих мощностей пока не хватает для удовлетворения спроса на ЦКК в РФ.

Поэтому РС ФЖТ выдал пятилетние сертификаты соответствия на колеса двум китайским производителям: в конце февраля 2019 года – компании Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd. и в середине апреля 2019 года – компании Maanshan Iron & Steel Co,. Ltd. При этом на свободный рынок поступали лишь колеса Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd. А заявитель на продукцию Maanshan Iron & Steel Co,. Ltd (компания «Гарант Рейл Сервис») использует колеса для ремонта вагонов своих клиентов.

Всего в 2019 году из КНР в РФ было завезено 94,4 тыс. колес: 67 тыс. от Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co. Ltd., 27 тыс. – от Maanshan Iron & Steel Company Limited и 400 – от Jiangsu Railteco Equipment Co., Ltd (продукция этого производителя была предназначена для «Рузхиммаша» для комплектации вагонов, которые экспортируются в дальнее зарубежье.

Третий – лишний?

Напомним, что в телеграмме ОАО «РЖД» указывалось, что железнодорожная администрация Украины своей телеграммой от 06 мая 2020 г. проинформировала о запрете приема на инфраструктуру железных дорог Украины вагонов, укомплектованных цельнокатаными колесами производства только двух компаний: Maanshan Iron and Steel Co., Ltd и Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd (КНР). В связи с этим РЖД поручили своим подразделениям запретить подготовку и подачу под погрузку вагонов, а также оформление порожних вагонов, укомплектованных цельнокатаными колесами производства упомянутых компаний, назначением на железные дороги Украины либо следующих транзитом через Украину.

Однако в принятых на Украине санкциях почему-то не упомянут третий поставщик из Китая, присутствующий на рынке РФ, – Jiangsu Railteco Equipment Co., Ltd. Конечно, у него маленький объем поставок – возможно, поэтому о нем забыли. Вместе с тем без его упоминания акция против китайских поставщиков выглядит странновато.

У поставщиков ЦКК – ценовое единодушие

Остается добавить, что на рынке стран СНГ и Балтии, как отметил представитель одного из железнодорожных операторов, вскоре могут появиться колеса для грузовых вагонов производителей из Италии, Чехии и Польши. В частности, 18 ноября 2019 года РС ФЖТ выдан пятилетний сертификат на колеса чешской компании Bonatrans Group A.S. Помимо этого в сентябре и октябре в РС ФЖТ поступили заявки на прохождение испытаний колес от итальянского и польского производителей. Так что список конкурентов может быть расширен.

Любопытно сравнить цены. По данным компаний, в 2019 году средний прайс предложения ЦКК вырос до 76,2 тыс. руб. (+40%). Сейчас этот показатель держится на уровне. 75 тыс. руб. В марте цены изменились только у московского НИИ «Трансмаш» (заявителя и продавца продукции китайской компании Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co. Ltd.). В долларах она снизилась, но с учетом ослабления рубля внутрироссийская цена так и осталась на уровне 75 тыс. руб.

На тендерах для российских операторов, судя по открытым источникам, цены несколько выше – примерно на 16% к прайсу. Но для ОАО «РЖД» они на 26% меньше. А максимальную скидку смогло выторговать себе АО «Уралвагонзавод» (-57% к прайсу). Столь низкая цена может быть объяснена скорее политическими, чем экономическими соображениями.

В целом поставщики ЦКК демонстрируют единодушие в цене, что может свидетельствовать о вероятности сговора между ними, полагают эксперты. Заявление о запрете китайских колес на Украине в таком разрезе можно воспринимать как нечто вроде отвлекающего маневра.

https://www.rzd-partner.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner