НОВОСТИ
05 апреля 2020

Как снизить риски при эксплуатации танк-контейнеров

Парк танк-контейнеров в России рос последние годы в среднем на 10% и составит к 2023 году 25 тыс. единиц. Разберем, как снизить риски при эксплуатации танк-контейнерного оборудования и выбрать оптимальную страховую защиту.

Танк-контейнеры становятся дополнительным инструментом к традиционным перевозкам наливных грузов в цистернах, потому что их универсальность позволяет их использовать в мультимодальных перевозках. Танк-контейнер — это технически сложное изделие, которое состоит из каркаса, колбы, эксплуатационного оборудования для загрузки и выгрузки, предохранительного и контрольно-измерительного устройства, а также навесного оборудования. В танк-контейнерах чаще всего перевозят продукцию химической и нефтехимической промышленности, поэтому от их состояния и работоспособности зависит безопасность перевозок. Стоимость нового современного танк-контейнера сопоставима со стоимостью легкового автомобиля среднего класса.

Чтобы выбрать оптимальный вариант страховой защиты, владельцам небольших парков, транспортным компаниям, арендующим танк-контейнеры, и крупным операторам стоит следовать нескольким принципам.

Как оценить риски

Когда владелец подвижного состава задумывается о том, как защитить его от непредвиденных ситуаций при эксплуатации и компенсировать произошедшие убытки, первое, что ему нужно сделать, — выявить возможные риски. Статистика убытков по танк-контейнерам не является публичной, поэтому каждый владелец вынужден оценивать частоту и сумму убытков экспертным образом, опираясь на собственный опыт или опыт партнеров по бизнесу.

Страховщики выделяют следующие типы рисков:

1. Транспортные: повреждения, которые могут произойти в процессе эксплуатации, не связанные с противоправными действиями или обслуживанием танк-контейнеров (например, повреждения в процессе погрузо-разгрузочных работ при любых видах перевозок и аварии средств транспорта, чаще всего автомобильного). Подобные убытки можно охарактеризовать относительно невысокой частотой и тяжестью убытков от средней до высокой. Если повреждения при погрузо-разгрузочных работах обычно легко устраняются доступными ремонтными воздействиями, то опрокидывание танк-контейнера при автомобильной перевозке зачастую приводит к конструктивной гибели.

2. Противоправные: различного рода хищения деталей и навесного оборудования танк-контейнеров (навесные детали из нержавеющей стали, алюминия, черного металла, алюминиевые таблички КБК). Это наиболее распространенный вид убытков, но эффективные меры противодействия пока не разработаны. Как показывает практика, хищения чаще всего происходят при железнодорожных перевозках, при нахождении танк-контейнера на предприятии на погрузке/разгрузке или при промежуточном хранении.

3. Технологические: ошибки при эксплуатации и обслуживании (повреждения колбы, связанные с неправильными манипуляциями при сливе-наливе продукта или некачественным обслуживанием танк-контейнера). Эти повреждения могут сразу привести к конструктивной гибели колбы или имеют скрытый характер, но в итоге также приводят к потере эксплуатационных свойств танк-контейнера.

Как выбрать способ финансирования

После выявления рисков владельцу подвижного состава следует оценить их влияние на бизнес и принять решения о способе их финансирования. Для владельцев с большим парком танк-контейнеров (крупные операторы и лизинговые компании) мелкие повреждения и кражи не приведут бизнес к катастрофе, их можно покрыть, финансируя собственные ремонтные подразделения или потребовав от контрагентов взять на себя ответственность за их устранение.

Убытки, связанные с утратой, полной или конструктивной гибелью контейнеров, лучше передать специализированным финансовым организациям — страховщикам. Для владельцев парка до 100 танк-контейнеров для финансирования убытков выгоднее приобретать страхование с полным покрытием рисков, включающим повреждения и кражи. Для этого страховщики, специализирующиеся на страховании КАСКО танк-контейнеров, предлагают различные по покрытию и сервису программы, в том числе включающие ремонт подвижного состава, аналогичный КАСКО автомобилей. В таком случае поврежденный танк-контейнер направляется на ремонт в согласованное депо или на независимую оценку. В первом случае страховая компания оплачивает ремонт, во втором — производит денежную компенсацию, если владельцу выгоднее самостоятельно оплатить ремонт. Главное преимущество таких программ — танк-контейнер выводится из эксплуатации на короткий срок, и потери оператора из-за простоя минимальны.

Кейс: опыт международной страховой группы Либерти в Латинской Америке.
Страховщик для создания клиентского сервиса организовал инфраструктуру оперативного ремонта с привлечением в качестве партнеров ремонтных депо и лосс-аджастеров — независимых экспертов по урегулированию страховых убытков. При повреждении оборудование направляется в ремонтное депо для восстановления. За это время лосс-аджастер осуществляет расчет суммы убытка, собирает необходимые документы, согласовывает их и выставляет страховой компании и владельцу танк-контейнера счета для оплаты услуг ремонтных депо в зависимости от объема страхового покрытия. В итоге танк-контейнер оперативно возвращается в эксплуатацию, потери бизнеса из-за простоя минимальны, исключены штрафные санкции со стороны заказчиков. В случае конструктивной гибели или утраты контейнера владелец получает компенсацию, чтобы заместить выведенный из строя танк-контейнер.

На практике преимуществом страхования для защиты имущественных интересов владельцев также является то, что юридические подразделения страховых компаний освобождают страхователей от претензионной работы с теми, кто причинил вред. Также в случае признания полной или конструктивной гибели страховщики помогут с утилизацией танк-контейнера. В страховое покрытие также могут быть включены дополнительные расходы, возникающие, например, в связи с необходимостью транспортировки поврежденного оборудования к месту ремонта или проведению освидетельствования.

Как снизить стоимость страхования

Для этого необходимо вернуться к выявлению и оценке рисков. Стоимость страхования зависит от вида и географии перевозок, типа танк-контейнеров, объема застрахованных рисков, франшиз, а также статистики убытков по парку танк-контейнеров (чем она подробнее, тем точнее будет расчет размера страховой премии). Для оценки рисков стоит привлечь эксперта страховой компании, который поможет принять решение о страховании на базе «всех рисков» или от поименованных рисков, определить размер франшизы и набор дополнительных сервисов. При детальном и открытом обсуждении параметров требуемой защиты со страховщиком стоимость страхования может быть существенно снижена, например за счет применения франшиз или исключения из покрытия ненужных рисков. При этом важно, что по аналогии со страхованием автомобилей страховой защитой не покрываются эксплуатационный износ и мелкие повреждения, не исключающие безопасную эксплуатацию оборудования в соответствии с действующими техническими регламентами.

Для арендодателей и лизинговых компаний при передаче танк-контейнера в пользование важно не только получить арендную плату, но и вернуть по окончании срока аренды технически исправный подвижной состав. В таких случаях требуется расширение страхового покрытия на риски некачественного и несвоевременного обслуживания. Эти риски страховщики берут неохотно, потому что нормативная база, регламентирующая обслуживание танк-контейнеров недостаточно проработана, отсутствует доступ к достоверным источникам информации об обслуживании контейнеров.

Условием страховщиков для предоставления защиты, включающей компенсацию мелких повреждений и краж эксплуатационного и навесного оборудования, является проведение предстрахового осмотра независимым экспертом или представителем страховщика. Препятствие к этому — сложность проведения подобных осмотров в связи с практически неограниченной географией эксплуатации танк-контейнеров, а стоимость их проведения зачастую сопоставима со стоимостью страхования. В таком случае можно использовать мобильные приложения для удаленных осмотров, но они пока не получили широкого распространения.

Миссия современного страховщика — активно участвовать в бизнес-процессах клиента, чтобы совместно организовать безопасные условия ведения бизнеса и таким образом свести к минимуму потери. Возвращаясь к аналогии с автострахованием, отметим, что ставка страховой премии — это индикатор ответственного поведения на дороге или ведения бизнеса, а роль страховой компании — защита от действительно случайных событий и организация клиентского сервиса.

Рекомендации страховщика по оценке рисков и их финансированию

Стимулом для развития страхования танк-контейнеров стало бы появление профессионального объединения участников данной отрасли, объединяющего компании, которые осуществляют эксплуатацию, обслуживание и надзор за процессами. Это позволит минимизировать риски за счет разработки регламентов по обслуживанию, осуществлять независимый контроль за качеством обслуживания и ремонта, лоббировать интересы участников рынка по снижению рисков, в том числе краж на разных видах транспорта, выявлять серые танк-контейнеры, не проходящие регулярные освидетельствования и представляющие опасность для окружающих.

Как показывает зарубежный опыт, создание единого информационного ресурса для участников рынка также развивает взаимоотношения между участниками и облегчает доступ к услугам. Подобная платформа позволит не только сделать бизнес более открытым, но и снизит издержки участников: они смогут более эффективно планировать загрузку парка и проведение технического обслуживания танк-контейнера. Наличие подобной платформы облегчит страховщикам доступ к истории обслуживания танк-контейнера и позволит проводить экономически более обоснованные расчеты ставок страховой премии и предлагать расширенное покрытие.

https://pro.rbc.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner