26 января 2020

Сокращение простоя – общая задача

Техническое состояние вагонов – зона ответственности как оператора, так и перевозчика. Поломка вагона в пути – чрезвычайная ситуация как для владельца подвижного состава, так и для владельца инфраструктуры. Наш разговор о том, как компания занимается профилактикой отцепок совместно с операторами, ответственно подходящими к состоянию своего парка.

Михаил Сапетов, начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры

– Михаил Владимирович, как сейчас реализуется контроль за состоянием вагонов на сети? 
– Мы, как перевозчик и владелец инфраструктуры, должны эффективно и безопасно перевозить грузы и пассажиров. Для контроля технического состояния грузовых вагонов мы применяем самые современные технические средства. На сети внедрены диагностические средства ПАУК, «Техновизор», КТИ, КТСМ-03, призванные объективно выявлять неисправности подвижного состава, исключая человеческий фактор. Фактически контроль состояния вагона в пути следования производится без участия работников инфраструктуры, мониторинг осуществляется по показаниям средств диагностики. 
Развиваются и интеллектуальные системы, которые позволяют вовлекать владельцев подвижного состава в процесс мониторинга предотказного состояния грузовых вагонов без отрыва их от эксплуатации. Эти системы могут прогнозировать момент достижения предельных износов узлов и деталей вагона. На основании таких данных удаётся заблаговременно планировать срок обслуживания, исключая отцепки вагонов в пути следования. Сейчас в этом проекте участвуют 17 крупных операторов, которым принадлежит 26% эксплуатируемого на сети парка. Это АО «ФГК» (151 тыс. вагонов), АО «НТС» (68 тыс. вагонов), АО «СУЭК» (54 тыс. вагонов), ООО «Мечел-Транс» (10 тыс. вагонов) и другие. 

– Как вы оцениваете состояние грузового парка в целом? 
– В нашей стране самый молодой грузовой парк в мире. Средний возраст вагонов составляет 12,3 года, и он уменьшился с 2013 года на 2,9 года (в 2013 году – 15,2 года). Среди них доля инновационного подвижного состава – 13% (151,3 тыс. вагонов).
Количество грузовых вагонов с каждым годом растёт. За 2019 год парк вырос на 5,8% и сейчас составляет 1 млн 168,3 тыс. единиц. И это, естественно, прибавляет нам работы. 
Улучшение качественных показателей парка и внедрение современных средств диагностики позволили нам обеспечить совершенствование технологии перевозочного процесса за счёт установления гарантийных участков безопасного проследования. Их протяжённость за последние 15 лет увеличилась в 2,5 раза и достигла 1953 км (для порожних вагонов – до 3300 км, для гружёных вагонов – до 2300 км, для инновационных вагонов – до 6500 км). Удлинение гарантийных плеч даёт эффективность владельцу подвижного состава, улучшается оборачиваемость вагонов и увеличивается скорость доставки грузов. Ведь эффективность работы железных дорог и поддержание конкурентоспособности – это также наша основная задача. 

– Эффективность для операторов напрямую зависит и от сроков простоя вагонов в ремонте. Какие меры компания принимает, чтобы быстрее выпустить подвижной состав на сеть после ремонта? 
– Наши системные мероприятия направлены на техническое, технологическое и организационное развитие вагонного комплекса, что позволило за последние пять лет снизить количество событий на 34,9%, отказов технических средств – на 27,4%, отцепок гружёных вагонов в пути следования – на 14,9%, технологических нарушений – на 31,3%. 
Компания инициировала ряд мер по сокращению непроизводительного простоя грузовых вагонов и их высвобождению для грузовых операций. Мы хотим перейти на принципиально новую систему технического обслуживания и ремонта. Эти изменения позволяют значительно уменьшить число ремонтов вагонов и увеличить в полтора раза межремонтный интервал их эксплуатации. Это повысит потенциал погрузочного ресурса и даст дополнительные доходы всем участникам перевозочного процесса. 

– Какие новые проекты реализует сейчас Управление вагонного хозяйства? 
– На полигоне Октябрьской дирекции инфраструктуры стартовал проект по оснащению номерных деталей вагонов собственности РЖД RFID-идентификаторами. Они позволяют удалённо считывать информацию о деталях. Размещение маркеров на подвижном составе всех собственников создаст условия для автоматизации использования грузовых вагонов. Кроме того, это снизит риски использования контрафактной продукции. Минтранс поддерживает этот проект. Хотелось бы, чтобы и операторское сообщество поддержало эти изменения и заблаговременно планировало необходимые работы. 
Есть ещё один пилотный проект – «Внедрение интегрированного поста автоматизации приёма и диагностики подвижного состава на сортировочной станции (ППСС)», разработанный АО «НИИАС». 
По итогам подконтрольной эксплуатации устройства в прошлом году на станции Батайск Северо-Кавказской дороги на треть сокращён норматив времени на осмотр одного вагона, на четверть снижено количество отцепок в пределах гарантийных участков. Система позволяет контролировать вес и габарит подвижного состава, технические неисправности тележки, колёсной пары и тормозного оборудования, выявлять все виды отрицательной динамики. За два года такими постами планируется оснастить ещё 26 крупнейших станций. 
С операторами подвижного состава мы продолжаем внедрять цифровые технологии. Процедура ремонта поддерживается электронным документооборотом и единым лицевым счётом. Это позволяет упростить внутренние и внешние процессы, снять ряд барьерных ограничений. Сейчас данными сервисами пользуются АО «ПГК», АО «ФГК», АО «НТС», ООО «Трансойл», ООО «ТВМ», ООО «Титран-Экспресс», АО «УгольТранс» и ряд других. 

– Для операторов болевой точкой являются отцепки вагонов в текущий отцепочный ремонт, и часть предприятий РЖД такую услугу владельцам оказывает. Какова сейчас ситуация с этим видом ремонта? 
– Здесь мы также стараемся снижать издержки. Цены на приобретение новых грузовых вагонов в 2019 году выросли не менее чем на 6,7%, а работы в цене на услуги текущего отцепочного ремонта в 2019 году проиндексированы в соответствии с индексами и дефляторами Минэкономразвития, которые значительно меньше роста цен на вагоны. Такой подход будет применяться и в 2020 году. Доля затрат на текущий отцепочный ремонт в ставке аренды вагонов снижена на 0,4% и сегодня не превышает 3%. 
Снижение простоя вагонов в нерабочем парке – наша общая задача, и для её решения имеются все возможности. Одна из причин простоя – это несвоевременное обеспечение собственниками подвижного состава пунктов ремонта запасными частями, которые крайне необходимы на станциях формирования грузовых поездов. При этом желание владельцев подвижного состава доехать на колесе с предельными износами до станции выгрузки приводит к отцепке в самом неподходящем месте. А в результате ухудшаются качественные показатели содержания вагонов. В частности, простой вагонов в ожидании внепланового ремонта на предприятиях инфраструктуры достигает 140 часов. Всё это приводит к накоплению неисправных вагонов на основных станциях сети железных дорог, негативно сказывается на сроках доставки грузов и своевременном предоставлении грузоотправителям технически исправного подвижного состава. 
Хочу заметить, что услуги по текущему отцепочному ремонту на территории России предоставляются более чем 500 вагоноремонтными предприятиями. Они обладают достаточными ресурсами для качественного выполнения ремонта и могут обеспечить гораздо меньший простой грузовых вагонов в нерабочем парке. 
Сегодняшняя деятельность ОАО «РЖД» направлена на поиск со всеми заинтересованными сторонами взаимовыгодных решений по координации системы технического обслуживания вагонного парка при снижении его стоимости, сроков доставки грузов и обеспечении безопасности и надёжности перевозочного процесса. 

https://www.gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner