НОВОСТИ
16 января 2020

Рынок достиг передела

Говоря о корпоративных событиях в операторской сфере в 2019 г., стоит отметить, что год в целом был достаточно богат на сделки M&A. Возможно, даже можно говорить о зарождающейся тенденции к перераспределению рынка. 

Среди свежих примеров - покупка лизинговой компании "ТрансФин-М" (ТФМ) бывшим главой "Федеральной грузовой" Алексеем Тайчером и его партнеров с дальнейшим объявлением об альянсе с ВЭБом. Сделке предшествовало урегулирование претензий со стороны антимонопольной службы, которая в качестве условия ставила полное устранение аффилированности с "Российскими железными дорогами". Тайчеру пришлось покинуть пост советника главы РЖД и советы директоров "дочек" монополии. 

В конце года контрольный пакет ТФМ был в итоге приобретен за 32,6 млрд руб. у НПA "Благосостояние", для которого продажа лизинговой "дочки" в основном была условием для прохождения обязательных стресс-тестов: с учетом облигаций актив занимал самое большое место в портфеле пенсионных резервов фонда. Покупателем выступила компания "ТФМ-Гарант", которой Тайчер владеет совместно с менеджментом "ТрансФин-М" (Максимом Анищенковым, Александром Голандом и Иваном Благодатских). В периметр сделки вошли все активы ТФМ, включая "дочки". 
В декабре "ТрансФин-М" продал 25% в подконтрольном ему ООО "Атлант", а через несколько дней ВЭБ заявил, что планирует передать этой структуре "на рыночных условиях" в лизинг или в собственность весь свой парк грузовых вагонов - около 40 тыс. штук. В результате - с учетом управляемого ТФМ парка - в управление СП должно получить порядка 75 тыс. вагонов. Это приблизит компанию к мейджорам операторского рынка - ФГК (в парке - 135 тыс. вагонов), "Первой грузовой компании" (в парке - 113 тыс. вагонов), Globaltrans (около 70 тыс.) и "Нефтетранссервису" (68 тыс.). 

К этому же числу может присоединиться и "Модум-Транс", выросший из сравнительно небольшого кэптивного оператора "Уралвагонзавода" - ООО "УВЗ-Логистик". Под руководством новых собственников и менеджмента, среди которых структуры группы "Арети", а также сыновья первого замглавы "Ростеха" Владимира Артякова Дмитрий и генерального прокурора Юрия Чайки Артем, за короткий период практически удвоился парк оператора. Сейчас в нем - более 70 тыс. вагонов. Более 15 тыс. вагонов, например, "Модум" забрал у оператора "Восток1520". 
Кроме того, подвижной состав закупается у "Объединенной вагонной компании" (MOEX: UWGN), которая, между тем, в 2019 г. сама сменила контролирующего собственника. Им стал "альянс" банка "Траст" и родственной ему группы "Открытие", представители которых в уходящем году сформировали большинство в совете директоров ОВК. Возглавил его президент "Траста" Александр Соколов. Хотя еще в конце 2018 г. наблюдатели просматривали другие варианты развития событий, когда в капитал "Объединенной вагонной" вошел ее прямой конкурент - "Уралвагонзавод" - и стороны даже начали осторожно говорить о сближении некоторых элементов бизнеса. 

Еще одной точкой консолидации потенциально может стать ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК). Та, например, по информации "Коммерсанта", в 2019 г. предпринимала попытки приобрести Brunswick Rail Ильи Беляева, управляющую порядка 28 тыс. вагонов. Однако эту сделку также заблокировала ФАС, мотивировав отказ ее статусом госкомпании. По последней информации, ГТЛК пытается обойти это ограничение за счет привлечения на 50% партнера - Freight Village Ru. 
Пока не совсем понятно, в какой конфигурации рынок окажется по итогам изменений, произошедших за последние 12 месяцев, но можно предполагать, что лидеры вагонного сегмента отрасли могут поменяться уже в ближайшей перспективе. 

Интерфакс

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner