НОВОСТИ
17 декабря 2019

Колёса поместили в доверенную среду

На рынке дефицит цельнокатаных колёс, а неисправность этой детали — одна из основных причин отцепки вагонов в ТОР

В октябре на Октябрьской железной дороге запущен пилотный проект «Сервис контроля жизненного цикла колёсных пар грузовых вагонов». Это пример экосистемы, где производители, перевозчик, операторы и ремонтные компании формируют доверенную среду для обмена информацией о колёсных парах. В 2020 году «пилот» будет расширен на другие детали вагонов. Участники рынка заявляют о готовности присоединиться к проекту, но отмечают, что для его эффективной работы необходимо изменение законодательства. ОАО «РЖД» активно работает над этим вопросом.

ШИРОКИЙ КРУГ

«Сервис контроля жизненного цикла колёсных пар грузовых вагонов» — первый этап реализации одного из ключевых проектов Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года «Интегрированная система взаимодействия с клиентами». Задача текущего проекта в том, чтобы процесс передачи колёсных пар между всеми участниками рынка был абсолютно прозрачен и достоверен, а информация по каждой зарегистрированной детали доступной. Ожидаются и косвенные позитивные эффекты: сокращение времени ремонта вагонов и согласования купли-продажи колёсных пар, контроль их запасов на складах ремонтных предприятий. Для запуска «пилота» по колёсным парам есть несколько причин. На рынке около 600 собственников грузовых вагонов, в эксплуатации свыше 1 млн вагонов приватного парка, на каждый из которых приходится от четырёх до шести колёсных пар. При этом на рынке дефицит цельнокатаных колёс, а неисправность этой детали — одна из основных причин отцепки вагонов в ТОР. «Недобросовестные поставщики комплектующих изделий, а также некоторые частные ремонтные вагонные депо используют контрафактную продукцию, дабы получить сверхприбыль для своих предприятий, и совершенно не думают о безопасности», — говорит гендиректор Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова. Она приводит пример, когда после запрета колёсных пар типа РУ-1 с 1 января 2017 года эти оси после технических манипуляций в кустарных условиях превращаются в ось РУ1Ш. По мнению участников рынка, запущенный на Октябрьской дороге проект может решить проблему. «Для участников рынка запасных частей грузовых вагонов важна прозрачность процесса, при котором станет затруднительно пускать в оборот „серое“ литьё, контрафакт», — говорит директор по информтехнологиям ЗАО «Евросиб СПб-ТС» Аркадий Гусев.

ЕСТЬ ЭФФЕКТ

Для создания единого информационного пространства разработана платформа «Сервис контроля жизненного цикла грузового вагона» (РРД КП) на базе распределённой блокчейн-сети Hyperledger Fabric. Проект предусматривает интеграцию АСУ всех участников жизненного цикла с платформой. Его уже пробуют участники «пилота» — помимо ОАО «РЖД» задействованы изготовитель колёсных пар АО «Алтайвагон», собственники вагонов ООО «Трансресурс» и АО «СГ-транс», а также вагоноремонтные компании. «Совместно с другими участниками пилотного проекта сейчас моделируем в режиме реального времени реальные ситуации по движению деталей вагона. Информация по колёсным парам передаётся через интеграционный модуль в общую систему. Так формируется история детали, отрабатываются процессы интеграции и взаимодействия учётных систем каждого участника процесса», — рассказывает генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.

Первые результаты налицо. «Уже можно оперативно получать данные по истории колёсной пары: кто произвёл, в составе какого вагона эксплуатировалась деталь, на каком предприятии ремонтировалась, другую информацию, необходимую в производственном процессе обслуживания», — рассказывает и.о. главного инженера АО «ВРК-2» Дмитрий Русин. Система аккумулирует широкий перечень информации. «Это данные, начиная от состава металла, из которого изготовлено каждое колесо, ось или подшипник, и заканчивая актом об отнесении к разряду металлолома, когда дальнейшее использование данного элемента уже невозможно», — говорит Сергей Калетин. По его словам, сейчас для получения информации в таком объёме надо приложить массу усилий и времени. Не вызывает сомнений и качество данных — технология блокчейн не даёт внести коррективы незаметно или задним числом. «Проект позволяет обеспечить достоверность, сохранность и защиту данных от внешнего воздействия», — подчёркивает и.о. начальника производственного отдела АО «ВРК-3» Артём Калинин.

ВЫГОДА НАЛИЦО

Участники рынка заявляют о том, что проект им интересен. «Появится возможность реализовывать колёсные пары с помощью смарт-контрактов, без применения бумажных договоров», — говорит Артём Калинин. В случае отцепки грузового вагона в ТОР у собственника подвижного состава появится возможность приобретения колёсной пары из тех, что выставлены на торговую площадку РРД КП другими участниками.

«Производители колёс смогут вести мониторинг их потребительских свойств в течение жизненного цикла, то есть получать исходную информацию для продвижения и развития продукции», — говорит замдиректора по продвижению и развитию железнодорожной продукции ДТиР дивизиона железнодорожных колёс АО «ВМЗ» Александр Ладыченко.

Есть и сложности. Одна из них — обеспечение полноценного наполнения системы данными. «Трудность в том, что информация должна поступать постоянно и из различных источников на всём жизненном цикле детали. Причём не только на территории России, но и во всех странах, где будет эксплуатироваться эта деталь», — считает Сергей Калетин. Он добавляет, что без поддержки государства и Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества в этом вопросе не обойтись.

Трудности связаны также с требованиями нормативно-правовых документов. «Часть информации, которая появляется в процессе ремонта запасных частей, по правилам может существовать только в бумажном виде, электронные дубликаты не предусматриваются», — говорит Аркадий Гусев. Над этой проблемой работают все участники рынка. До конца года СОЖТ планирует подготовить ряд обращений о необходимости перевода в электронный формат определённых форм, отражение которых необходимо в блокчейне. Аналогичную работу проводит и ОАО «РЖД». «Компания занимает максимально активную позицию в инициировании внесения изменений в нормативно-правовую базу», — подчёркивает директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он также сообщил, что в 2020 году планируется масштабировать проект на другие детали грузовых вагонов.

Вестник цифровой трансформации РЖД 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner