НОВОСТИ
24 ноября 2019

Приоритет высоких технологий

Общее сокращение расходов на оборону и национальную безопасность связано с прохождением пика модернизации в армии, сообщил на недавнем совещании с членами Правительства РФ Президент России Владимир Путин. Созданные на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) мощности должны выпускать высокотехнологичную продукцию и технику. К 2025 году доля «гражданки» должна быть доведена до 30%, а к 2030 году – до 50%. И одним из флагманов данного процесса должен стать Ростех – в Госкорпорацию входит более половины всего российского ОПК.

– Мы поставили себе еще более амбициозную задачу: выйти на показатель в 50% уже к 2025 году в среднем по Госкорпорации «Ростех», на пять лет раньше, чем поручил президент. Уже сегодня доля гражданской продукции на наших предприятиях превышает 30%. И лидерами становятся компании, которые традиционно производили именно военную продукцию. В их числе Уралвагонзавод, – отмечает глава Ростеха Сергей Чемезов.

В числе лидирующих компаний Ростеха по диверсификации  – крупнейшая машиностроительная корпорация страны АО «НПК «Уралвагонзавод». Сейчас на УВЗ, производящем известные на весь мир танки Т-14 «Армата», Т-90, Т-80 и Т-72 различных модификаций, развиваются гражданские направления, осваивается выпуск новой продукции, которая ищет свои рынки сбыта.

– В 2018 году доля продукции гражданского назначения, производимой предприятиями УВЗ, в общем объеме промышленной продукции составила более 39,8%. Прогноз на этот год – около 40,9%, – рассказал заместитель генерального директора корпорации по гражданской продукции Кирилл Томащук.

Заводы в условиях современного рынка

Не секрет, что основную долю гражданской продукции корпорации составляет продукция железнодорожного назначения – порядка 85%. Уралвагонзавод традиционно выпускал вагоны, и до недавнего времени по ним шел ежегодный прирост. Спрос был довольно высокий, и заводы чувствовали себя в благоприятных условиях. Сейчас в силу ряда причин спрос падает. Появился профицит продукции железнодорожного назначения.

– Ситуация напоминает 2012 год и последующие изменения, когда спрос был также очень высок, а потом вагоны практически перестали покупать, – говорит Томащук. – К тому же объемы списания парка с истекшим сроком эксплуатации постепенно снижаются. По итогам первого полугодия 2019-го российские собственники вывели из эксплуатации 14 595 грузовых вагонов всех видов, что меньше результатов аналогичного периода предыдущего года (23 536 единиц). По итогам первого полугодия 2019 года два ведущих российских производителя грузовых вагонов – ОВК (Объединенная вагонная компания) и УВЗ – суммарно контролируют 2/3 рынка грузового вагоностроения. При этом их рыночная доля по итогам 2018-го и первого полугодия 2019-го постепенно сокращается.

В сегменте специализированного подвижного состава лидерами по реализации стали фитинговые платформы, хопперы-зерновозы, хопперы-минераловозы и крытые вагоны.

– Спрос на нефтебензиновые цистерны в первом полугодии этого года отсутствовал, на цистерны для пищевых продуктов наблюдается небольшой спрос, – говорит Томащук. – В прошлом году доля производства полувагонов по отношению к спецпарку составляла 60,1%, за шесть месяцев этого года снизилась до 52,7%.

Доля спецпарка растет, и производители, специализирующиеся на его производстве, наращивают свое присутствие на рынке. Таким образом, по словам заместителя главы УВЗ, прогнозируются возвращение профицита полувагонов, снижение эффективности работы железнодорожной сети, падение ставки привлечения (аренды) вагонов ниже инвестиционного уровня.

– Мы обладаем, наверное, самыми лучшими компетенциями по разработке нового инновационного подвижного состава, поэтому здесь мы еще и регулируем рынок, – отмечает заместитель главы УВЗ. – Мы понимаем, что на сегодняшний день предвидится сокращение спроса на наш основной продукт – полувагоны, поэтому готовы к производству и выпуску спецподвижного состава.

Есть задача к 2025 году увеличить транзит из Китая в Европу примерно в четыре раза, поэтому в первую очередь будут востребованы контрейлерные и фитинговые платформы. Для них УВЗ совместно с Федеральной грузовой компанией (ФГК) разработали новую универсальную контрейлерную платформу. Ее особенности – заниженный уровень пола для перевозки автомобилей до 19 метров, применение съемных фитинговых упоров для контейнеров и возможность транспортировать гусеничную технику. И первая такая платформа уже находится в пробной эксплуатации.

– Всего на сети 1,133 млн вагонов, и, если в течение трех лет будет производиться по 60 тыс. вагонов при условии снижения объемов их списания, общий парк превысит 1,3 млн единиц, что уже критично для эксплуатации на сети, – говорит Томащук. – На УВЗ всё делают для того, чтобы в момент падения спроса на подвижной состав имели такой продукт, который будет востребован даже в условиях низкого рынка.

Еще одно гражданское направление – разработка рефрижераторных контейнеров. Тема доставки скоропортящихся продуктов очень «горячая» в нашей стране. И тем более сейчас, когда парк таких вагонов либо старый, либо они поступают из Китая. Контроля за их оборотом нет – ввозят через таможню «серыми схемами». К реализации проекта «инновационные 40-футовые рефрижераторные контейнеры для перевозки рыбы и скоропортящихся продуктов» с 2017 года приступил Омсктрансмаш – предприятие, занимающееся модернизацией танков Т-80БВМ и известное на весь мир своими тяжелыми огнеметными системами ТОС-1А «Солнцепек». Томащук отмечает, что приоритетным аспектом реализации этого проекта является снижение зависимости отечественных предприятий-перевозчиков от закупок иностранной продукции. Цель – разработка отечественного рефрижераторного контейнера типоразмера 1ААА (40 футов) с автономной холодильной установкой и полным комплектом автоматики, с возможностью подключения холодильной установки к внешним источникам энергии. На сегодняшний день разработана и утверждена Российским морским регистром судоходства конструкторская документация на 40-футовый рефрижераторный контейнер. Омсктрансмаш в 2020 году планирует приступить к изготовлению шести опытных образцов, для того чтобы их сертифицировать. К 2022 году предприятие планирует выйти на проектную мощность производства до 500 контейнеров в год.

Выручка с нуля

Есть на УВЗ предприятия, которые занимаются исключительно военной продукцией. По словам Томащука, они «просто без компетенций, без знаний рынка и без возможностей, поэтому приходится поднимать их выручку практически с нуля».

Екатеринбургский Завод № 9 – главная российская кузница артиллерийских стволов для танков и самоходных артиллерийских установок – нашел свою нишу. В рамках диверсификации здесь выполняются работы по механизированной обработке высокой точности и изготовлению изделий по чертежам заказчика. Основная номенклатура – оси для высокоскоростных электропоездов. Оборудование, компетенции и знания сотрудников предприятия это позволяют делать. И здесь  идет увеличение рынка.

– Проводятся работы по механической обработке опытной партии шестеренных насосов и моторов из высокопрочного чугуна ВЧ50 для инозаказчика. Делаем пробные партии, а потом будем уже изготавливать. Среднегодовая потребность компонентов составит 3000 штук, – рассказывает заместитель главы УВЗ. – Объемы запланированных заказов позволят максимально загрузить мощности завода. Так, к 2030 году с учетом прогнозируемого увеличения объема выполнения данных работ в 4,5 раза (в сравнении с 2019 годом) это позволит достичь выручки свыше 1,2 млрд рублей.

Однако в корпорации остались заводы, которые с «гражданкой» тяжело «подружить» – это ремонтные предприятия для военной техники. Однако и для них на УВЗ ищут любые заказы на невоенную продукцию.

Газификация регионов

Еще один уникальный проект, для которого открывается огромный рынок, и он точно будет востребован в будущем. В нашей стране достаточно остро стоит проблема газификации отдаленных регионов. И решить эту проблему можно, если доставить емкость со сжиженным природным газом (СПГ), развести по местам и поставить станцию для сжижения/разжижения газа. Сейчас это направление активно развивает Госкорпорация «Ростех». Уралкриомаш сделал контейнер-цистерну для доставки СПГ. Сегодня  это единственное предприятие в стране, которое обладает компетенциями по созданию таких продуктов.

Умные вагоны и электробусы

– Мы видим, что развитие будет по вагонам, – говорит Томащук о перспективных направлениях будущего. – Кроме всех вышеперечисленных, на УВЗ прорабатываются проекты по выпуску автобусов на газомоторном топливе и электробусов на Уралтрансмаше.

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner