08 сентября 2019

Годовой отчет АО «ВРК-2»

Годовой отчет АО «ВРК-2»

Обзор рыночных результатов

В 2018 году рынок услуг в сфере ремонта грузовых вагонов характеризовался снижением емкости, профицитом ремонтных мощностей и усилением внутренней конкуренции. Рынок услуг по ремонту грузовых вагонов определяется, прежде всего, количеством вагонов, курсирующих по сети железных дорог. Прошедший год для железнодорожного транспорта завершился на подъеме – по итогам 2018 года отмечен рост грузооборота и объемов перевозок грузов. Железнодорожный транспорт продолжает увеличивать свою долю на рынке транспортных услуг. В течение последних лет этот показатель сохраняется на уровне 42-45%, что свидетельствует о стабильно высоком спросе на железнодорожные перевозки, который в свою очередь, поддерживает востребованность услуг предприятий вагоноремонтного комплекса. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) по итогам 2018 года доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок выросла до 46,1%, в 2017 г. она составляла 45,5%.

Динамика производства и списания вагонного парка

По состоянию на 01.01.2019 парк грузовых вагонов РФ составил 1 112,5 тыс. ед. и по отношению к 01.01.2018 парк увеличился на 3,2%. Общее количество грузовых вагонов складывается из инвентарного парка ОАО «РЖД» в размере 52,7 тыс. ваг. (4,7%), парка дочерних зависимых обществ в размере 114,8 тыс. вагонов (10,3%) и грузовых вагонов сторонних организаций, который составляет 945,0 тыс. вагонов или 85,0% в общем парке грузовых вагонов. Доля инновационных вагонов в парке грузовых вагонов принадлежности РФ составляет порядка 10%. Парк инновационных вагонов, дислоцирующихся на железных дорогах РФ, составляет 110,9 тыс. вагонов. Наибольшее количество их дислоцируется на Западно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Октябрьской железных дорогах. Коммерчески пригодный к перевозкам парк составил 1 050 тыс. ед., тогда как неисправный парк сократился до 49,3 тыс. ед., профицит парка - 54,1 тыс. ед. Средний возраст вагонов составил на начало 2019 года 12,5 лет (на начало 2018 года – 12,8 лет), отмечается постепенное «омоложение» парка. Существенных изменений в самой структуре инвентарного парка грузовых вагонов за прошедший год не произошло. По-прежнему более 80% вагонов принадлежат частным собственникам, доля которых в инвентарном парке РФ составляет 85,0%, парк ОАО «РЖД» составляет 4,7% и ДЗО ОАО «РЖД» принадлежит 10,3% вагонного парка.

По состоянию на 01.01.2019 распределение в структуре российского парка по видам подвижного состава изменилось несущественно. Наибольшая доля в парке вагонов РФ традиционно принадлежит полувагонам, около 47,2%, 22,0% составляют цистерны, 19,7% - прочие, менее 6% - крытые вагоны (4,9%) и платформы (5,8%), рефрижераторные вагоны и транспортеры составляют менее 1% парка.

2018 год отмечен значительным ростом производства грузового подвижного состава. По данным Росстата производство грузовых магистральных вагонов в России в 2018 году выросло до 68,9 тыс. ед., (из них полувагонов - 42,3 тыс. ед.), что почти на 20% выше показателей 2017 года и является максимально высоким результатом за последние пять лет.

Спрос на новые вагоны значительно превысил уровень списания. Всего в 2018 году было списано около 29,6 тыс. вагонов. В соответствии с прогнозом ОАО «РЖД» в период 2019-2025 гг. количество выбывающих по сроку службы составит около 167 тысяч вагонов.

Рынок услуг в сфере ремонта грузовых вагонов

Задачу обеспечения грузоотправителей исправным подвижным составом решают две взаимозависимые стороны: вагоноремонтные предприятия и вагоностроительные заводы. Российский рынок услуг по ремонту грузовых вагонов отличается высокой концентрацией как с точки зрения крупных игроков, так и географически. Среди характерных тенденций, оказавших влияние на внутреннюю конъюнктуру рынка в 2018 году можно выделить следующие: рост производства грузового подвижного состава; обновление частными операторами парка подвижного состава за счет приобретения новых грузовых вагонов; рост спроса на инновационные модели грузовых вагонов с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом; низкая загрузка, профицит производственных мощностей; дефицит цельнокатаных колес. Данные обстоятельства привели к значительному сокращению емкости рынка и повлияли на позицию Общества на рынке. В 2018 году емкость российского рынка услуг в сфере ремонта грузовых вагонов составила 421 969 грузовых вагонов, что ниже показателя 2017 года на 6,7% или 30 414 вагонов.

Концентрация рынка и уровень конкуренции на нем определяется, прежде всего, деятельностью хозяйствующих на рынке субъектов. В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается около 190 вагоноремонтных предприятий, оказывающих услуги по плановым видам ремонта грузовых вагонов. Их можно разделить на следующие основные группы:

- вагоноремонтные компании - дочерние общества ОАО «РЖД»;

- частные вагоноремонтные предприятия;

- вагоноремонтные заводы.

По итогам работы за 2018 год было отремонтировано: частными вагоноремонтными предприятиями – 145 312 вагонов, предприятиями вагоноремонтных компаний холдинга «РЖД» – 231 985 вагонов, вагоноремонтными заводами – 44 672 вагона.

Ключевыми игроками в сегменте ремонтного бизнеса являются три вагоноремонтные компании – дочерние общества ОАО «РЖД», на долю которых в 2018 году пришлось порядка 55%. Второй по значимости группой является совокупность частных вагоноремонтных предприятий. Самыми крупными владельцами вагоноремонтных предприятий являются ХК «Новотранс», ООО «Трансвагонмаш», ООО «НВК», группа компаний «Дальневосточная транспортная группа». В последние годы доля рынка вагоноремонтных компаний холдинга «РЖД» планомерно снижается, что обусловлено увеличением производственных мощностей частных предприятий и, соответственно, увеличением их доли рынка. В период с 2012 по 2018 гг. доля частных вагоноремонтных предприятий выросла на 12,7% с соответственным снижением доли ДЗО ОАО «РЖД». По сравнению с 2017 годом суммарно доля вагоноремонтных компаний – дочерних обществ АО «РЖД» снизилась с 55,0% до 54,9% при увеличении на этом фоне доли частного вагоноремонтного бизнеса с 45,0% до 45,1%.

Основными конкурентами Общества по-прежнему являются как частные вагоноремонтные предприятия, так и внутрихолдинговые конкуренты – АО «ВРК-1» и АО «ВРК-3», составляющие конкуренцию предприятиям Общества на региональных рынках. На региональных рынках в сфере услуг по ремонту грузовых вагонов в 2018 году увеличили свою долю по сравнению с 2017 годом предприятия АО «ВРК-2», расположенные на полигонах Северной и Забайкальской железных дорог.

Увеличение количества вагоноремонтных предприятий, особенно в регионах с наивысшей концентрацией ремонтных мощностей приведет к перераспределению объемов ремонта и увеличению конкуренции на рынке. Поэтому в настоящее время имеются несколько факторов, являющихся ограничивающими для входа новых компаний на рынок ремонта грузовых вагонов, и, прежде всего, сформировавшийся рынок с профицитом мощностей. Действующие на нем вагоноремонтные предприятия имеют свои клиентские базы, предлагая услуги по ремонту всех типов подвижного состава, используемого на сети железных дорог страны. Крупные компании-собственники предпочитают пользоваться услугами предприятий, способных обеспечить их потребности. Новой компании весьма трудно будет начинать с нуля, не имея за спиной гарантированного портфеля заказов.

Рынок текущего отцепочного ремонта

На протяжении нескольких лет сохраняется положительная тенденция роста объемов текущего отцепочного ремонта. В настоящее время рынок плановых ремонтов грузовых вагонов достаточно стабилен по составу участников и объемам оказываемых услуг. Возможные изменения на рынке ремонта грузовых вагонов ожидаются в сегменте производства текущих отцепочных ремонтов, связанные с принятием ОАО «РЖД» решения о передаче в аренду участков текущего отцепочного ремонта Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» вагоноремонтным компаниям Холдинга. Основными участниками рынка текущего ремонта грузовых вагонов являются: структурные подразделения Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»; частные вагоноремонтные предприятия; вагонные ремонтные депо, входящие в состав вагоноремонтных компаний холдинга «РЖД» - АО «ВРК-1», АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3». За 2018 год в сегменте текущего ремонта грузовых вагонов рыночная доля АО «ВРК-2» выросла к 2017 году на 1,6% и составила 6,0%.

Основная доля текущих ремонтов за 2018 год выполнена подразделениями Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (66,7%), 10,8% объемов ремонта выполнено прочими вагоноремонтными предприятиями, предприятиями вагоноремонтных компаний холдинга «РЖД» АО «ВРК-1» и АО «ВРК-3» выполнено 16,5%. При этом необходимо отметить, что по отношению к 2017 году произошел рост рыночной доли у всех участников рынка, кроме Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», где снижение доли составило 5,5%.

Рынок сервисного сопровождения инновационных грузовых вагонов

Парк подвижного состава с каждым годом все интенсивнее пополняется вагонами нового поколения с повышенной грузоподъемностью и увеличенным сроком службы. Крупнейшими производителями на рынке грузового вагоностроения по-прежнему остаются: Объединенная вагонная компания (ОВК), в структуру которой входят Тихвинский вагоностроительный завод и два относительно молодых предприятия - «ТихвинХимМаш», «ТихвинСпецМаш», НПК «Уралвагонзавод». В 2018 году сохранилась тенденция увеличения доли инновационных вагонов на российском железнодорожном рынке. Так с 2008 по 2012 гг. приобретено для оперирования 1,5 тыс. вагонов, объемы производства возросли на 74% и составили 110,9 тыс. единиц, что составляет около 10,1% от общего парка вагонов. Доля инновационных вагонов в общем объеме подвижного состава крупнейших компаний-операторов также неуклонно расчет. Согласно прогнозным данным вагоностроителей, ежегодная потребность в инновационных вагонах составляет 40 тыс. вагонов в год, а с учетом того, что структура грузооборота меняется и растет доля экспорта с транспортными плечами 5–6 тыс. км (по сравнению с внутренними перевозками на 1–2 тыс. км.), эта потребность может возрасти до 50 тыс. вагонов в год. Следует отметить, что изменение объемов производства новых вагонов оказывает влияние на деятельность всех ремонтных предприятий, так как наращивание производства подвижного состава в условиях его профицита существенно снижает емкость рынка ремонта и влияет на деятельность всех ремонтных предприятий.

В сегодняшних условиях конкурентного рынка, на котором объемы продаж определяются спросом на услуги, необходимо чутко реагировать на настроения клиента и его потребности. АО «ВРК-2» первым вышло на рынок ремонта инновационных вагонов и их комплектующих и выступило идеологом создания сервисных центров по обслуживанию инновационных узлов и деталей. Компания на протяжении последних лет обладает наиболее широкой сетью по обслуживанию кассетных подшипников производства Brenco, Timken и SKF.

31 из 36 предприятий АО «ВРК-2» прошло аттестацию и получило соответствующие сертификаты на право осуществления ремонта и проведения оценки технического состояния кассетных подшипников производства Timken, Brenko и SKF для колесных пар РВ2Ш.

В области сопровождения инновационных узлов и деталей АО «ВРК-2» разработало модель сервиса кассетных подшипников, которая используется как основа для взаимодействия между всеми производителями кассетных подшипников и вагоноремонтными компаниями России. Опыт работы АО «ВРК-2» с инновационной продукцией получил распространение в вагоноремонтных предприятиях России и СНГ всех форм собственности. Ремонт инновационных тележек модели 18-194-01 осуществляют семь предприятий АО «ВРК-2» и два предприятия - ремонт тележек Barber модели 18- 9855 и 18-9810 производства ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания», используемых под вагонами нового поколения.

В рамках дальнейшего развития сотрудничества с ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания», одного из крупнейших производителей инновационной продукции для железнодорожного транспорта, определены 11 базовых предприятий, расположенных на полигонах девяти железных дорог: Октябрьская – Мурманск, Московская – Узловая, Северная – Череповец, Южно-Уральская – Челябинск, Красноярская – Аскиз, Западно-Сибирская – Московка, Белово, Восточно-Сибирская – Иркутск-Сортировочный, Забайкальская – Чита, Дальневосточная – Комсомольск-на-Амуре, Партизанск.

Компания нацелена на эффективное сотрудничество с крупнейшими компаниями-операторами, наращивание клиентской базы путем предоставления долгосрочных контрактов жизненного цикла, сервисного обслуживания инновационной продукции вагоностроения и расширения маркетинговой линейки оказываемых услуг.

Внешние факторы, способные оказать в дальнейшем положительное влияние на деятельность АО «ВРК-2»

- Положительная тенденция роста железнодорожных грузовых перевозок.

- Востребованность со стороны компаний-операторов в получении вагоноремонтных услуг на всем пространстве железных дорог колеи 1520 России и стран СНГ.

- Рост производства инновационного подвижного состава как одна из предпосылок дальнейшего развития сети сервисных центров по обслуживанию инновационного подвижного состава и его комплектующих.

- Предоставление услуги по сопровождению грузового вагона в течение всего «жизненного цикла» с созданием полного бизнес-процесса: заказчики производства - производители железнодорожного подвижного состава - компании-операторы подвижного состава – вагоноремонтное пред - приятие.

- Наличие потребности собственников подвижного состава в модернизации грузовых вагонов.

- Стремление бизнес-партнеров АО «ВРК-2» к долгосрочному сотрудничеству.

АО «ВРК-2». Годовой отчет за 2018 год

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner