НОВОСТИ
07 августа 2019

Транспортное законодательство: тенденции 2019 года

Контрольно-надзорная деятельность в сфере железнодорожного транспорта переживает очередной этап реформирования. Об аналитике, практике и тенденциях 2019 года в действующей нормативно-правовой базе - в обзоре Сибирского управления государственного железнодорожного надзора. C 2016 года начата разработка приоритетной программы правительства РФ «Реформа контрольно-надзорной деятельности». Одним из основных этапов реализации данного проекта предусмотрено внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Основные критерии отнесения предприятий к определенным категориям риска, определенным классам (категориям) опасности концептуально представлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Порядок проверок

Так, с 2019 года на основании пункта 6.6 постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном транспортном надзоре» № 236 от 19 марта 2013 года (далее - постановление Правительства РФ № 236) проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

а) Для категории высокого риска - 1 раз в год;

б) Для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

в) Для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 5 лет;

г) Для категории низкого риска -не чаще 1 раза в 10 лет.

Согласно ч. 4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами» при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

- п. п. 2 лицензионный контроль;

-п. п. 9 федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного и автомобильного транспорта).

Так, согласно ч. 9 ст. 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1. Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2. Истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

Из пп. 2 п. 4 ст. 20.1 ФЗ от 10.01.2003 № 17- ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня окончания последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих железнодорожный подвижный состав на железнодорожных путях общего пользования. Следовательно, проверки предприятий, отнесенных (согласно критериям, установленным Постановлением Правительства РФ № 236) к категории низкого риска на которые не распространяется действие Федеральных законов № 17-РФ и № 99-ФЗ, будут осуществляться «не чаще 1 раза в 10 лет».

Анализ контрольно-надзорной деятельности

Переходя непосредственно к анализу контрольно-надзорной деятельности Госжелдорнадзора, следует отметить, что проверки предприятий малого бизнеса с 2016 по 2018 г.  не проводились ввиду действующего моратория (на основании ст. 26.1 № 294- ФЗ). Соответственно, количество плановых проверок Сибирского управления Госжелдорнадзора в СФО за данный период сократилось более чем в 2 раза. В соответствии с нормой действующего законодательства при формировании плана проверок на 2019 год внимание было акцентированно на проверках предприятий, в том числе субъектов малого предпринимательства, в деятельность которых выходит:

-осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (доля таких проверок от общего количества составила 45%);

-соблюдение обязательных требований законодательства в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава (46% от всех плановых проверок);

-соблюдение обязательных требований технических регламентов Таможенного союза: «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (5%);

-соблюдение обязательных требований законодательства в области обеспечения объектов транспортной инфраструктуры и представляемых услуг на железнодорожном транспорте (4%)».

В июне 2017 г. в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) была введена статья 15.1. Она представляет Ространснадзору (ФСНСТ) полномочия по контролю и надзору за обеспечением доступности для людей с ограниченными возможностями объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте. Поэтому в 2019 г. в план проверок включен ряд предприятий.

На долю субъектов малого бизнеса из общего количества запланированных СУГЖДН в Сибирском Федеральном округе проверок по прогнозным значениям будет приходиться порядка 60%. Как показывает статистика, основная доля нарушений транспортного законодательства, в частности в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при осуществлении погрузки и выгрузке опасных грузов железнодорожным транспортом, в сфере лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, приходится на предприятия, относящиеся к среднему и малому предпринимательству. Такие нарушения связаны с отсутствием квалифицированного персонала, занятого в данной сфере деятельности, халатным отношением к эксплуатируемой материально-технической базе. В частности, неудовлетворительным содержание железнодорожных пуней необщего пользования и находящихся на них сооружений, таких как сливо-наливные железнодорожные эстакады, погрузо-разгрузочные площадки и т.п., а также находящегося в эксплуатации тягового подвижного состава и оборудования. В связи с этим одним из ключевых аспектов реформирования контрольно-надзорной деятельности является расширение спектра профилактической деятельности, направленной на недопущение вышеуказанных нарушений действующего законодательства.

Смена формата

В последние годы идет смена формата контрольно-надзорной деятельности. В частности, создана и функционирует широкая информационная платформа, разработанная для удобства как предприятий, так и контрольно-надзорных органов. Хотелось бы акцентировать внимание на основных информационных ресурсах, которые позволяют предприятию почерпнуть необходимую информацию: перед проверкой, в процессе ее проведения, и в последующий период. К примеру, сведения обо всех предстоящих плановых проверках на год предприятие может получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ в разделе «сводный план проверок…», в котором доступна следующая информация:

-месяц начала и срок проведения проверки,

-место нахождения объекта,

-наименование органа государственного контроля,

-цель проведения предстоящей проверки.

При подготовке к проверке должностные лица предприятия могу ознакомиться с перечнем вопросов проверочных листов (чек-листов), в обязательно порядке размещенных на сайте контрольно-надзорного органа. Система ФГИС «Единый реестр проверок» (сокращенно- ФГИС «ЕРП») предоставляет возможность ознакомиться с информацией о проводимых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями проверках, их результатах и принятых мерах. Подводя итог, следует отметить, что такие составляющие, как доступность информационного поля, увеличения количества профилактических и консультативных мероприятий.

РСП ЭКСПЕРТ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner