НОВОСТИ
27 июня 2019

Платформы и путевая техника

ОАО «Трансмаш» - один из крупнейших в России производителей железнодорожного подвижного состава опубликовал отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Положение акционерного общества в отрасли

2018 год на рынке подвижного состава, стал рекордным по объему (выпуска) по грузовым вагонам, и следующий год вряд ли будет настолько динамичным с точки зрения этой отрасли, считают эксперты.

В январе-декабре 2018 г. производство подвижного состава выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 26,2% до 81,78 тыс. штук.

Между тем, столь активный рост числа вагонов на сети российских железнодорожных дорог вызывает опасения у операторов по поводу возврата к их профициту и затруднениями в транспортировке грузов, аргументируя это тем, что сегодня, уже существует подтвержденный объем заказов вагоностроителей на 2019 г. в 60 тыс. грузовых вагонов при планируемом списании не более 20 тыс. А это означает, что в 2019 году количество вагонов приблизится к значениям 2012-2013 гг., когда движение на сети напоминало коллапс.

В следующем году ИПЕМ (Институт проблем естественных монополий) прогнозирует перенасыщение рынка подвижного состава, снижение выпуска грузовых вагонов до 58-62 тыс. ед. и возобновление тренда на снижение конкуренции в отрасли. Об этом сообщил в ходе 16 Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Наблюдаемый с начала 2018 года значительный рост ставок операторов обеспечил рост спроса на грузовые вагоны и, как результат, возобновление производства подвижного состава на предприятиях, которые ранее его существенно снизили или вовсе отказались от производства. По оценкам экспертов ИПЭМ, в текущем году конкуренция на рынке производства грузовых вагонов в России продолжила обостряться. Однако в следующем году на фоне спада спроса на новые вагоны ожидается увеличение доли на рынке у крупнейших вагоностроителей. По итогам 2018 г. будет произведено около 65-67 тыс. вагонов (+12-15% к 2017г.) при суммарном объеме инвестиций не менее 192 млрд руб. с НДС.

ИПЕМ прогнозирует, что реализация программ развития железнодорожного транспорта (проект Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года и др.) потребует увеличить к 2025 году эксплуатационный парк грузовых вагонов на 20%, локомотивов - на 18%. По оценкам Института, для обеспечения такого роста ОАО «РЖД» потребуется закупить более 4 тысяч новых локомотивов на сумму более 600 млрд руб. В свою очередь операторам тоже будет необходимо приобрести более 370 тысяч новых грузовых вагонов на сумму более 1 трлн руб. Соответственно, ИПЕМ ожидает, что в рамках выполнения стратегических программ в сфере железнодорожных перевозок загрузка вагоностроительных предприятий в России до 2025 года составляет более 50 тыс. вагонов.

За период январь-декабрь 2018 г. производство вагонов грузовых магистральных составило порядка 75,16 тыс. шт. (рост относительно аналогичного периода прошлого года составляет 16%).

Снижается спрос на вагоны с малой вместимостью кузова. Их постепенно замещают единицы с увеличенной вместимостью. Растёт популярность контейнерной транспортировки, в результате в целом начинает уменьшаться спрос на классические крытые вагоны стандартного размера.

Положительные тенденции на контейнерном рынке привели к тому, что отечественные вагоностроители постепенно начали выходить из пике, наращивая производство подвижного состава, в том числе фитинговых платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

С учетом потребностей рынка именно на эти направления (контейнерные перевозки) предстоит сориентироваться отечественным изготовлениям. Это приведет к изменению структуры спроса и предложения на рынке. Производителям предстоит модернизировать оборудование и запустить изготовление новых типов продукции.

В 2018 г. ОАО «Трансмаш» было реализовано 2 676 единиц железнодорожной техники, что почти в 1,16 раз больше, чем в 2017 г. (2311ед.) и соответствует 3,2% от общего объема реализации основных производителей данной техники. Увеличение объемов реализации продукции ОАО «Трансмаш» произошло в общей сложности за счет техники ранее запущенной в серийное производство:

-платформа для перевозки контейнеров-цистерн модели 13-9744-06;

-платформа для перевозки лесоматериалов и крупнотоннажных контейнеров модели 13-9744-02;

-платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-9751-01.

Приоритетные направления деятельности акционерного общества

-выпуск платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-9751-01;

-выпуск хоппер-дозаторов модели ВПМ-770;

-выпуск платформ для перевозки контейнеров-цистерн модели 13-9744-06;

-выпуск платформ универсальных моделей 13-9744-03;

-выпуск снегоуборочной техники.

Перспективы развития акционерного общества

Дальнейшее развитие продуктивной линейки выпускаемой продукции, выпуск новых моделей платформ, ориентированность при этом на потребности рынка, учет новых тенденций и разработка платформы контрейлерной для перевозки полуприцепов и контейнеров; платформы для перевозки рефрижераторных контейнеров, выпуск запасных частей, модернизация существующей техники, в частности снегоуборочной.

Конкуренты

Несмотря на наметившийся баланс парка универсальных грузовых вагонов, на российском рынке до сих пор сохраняется нехватка парка специализированного подвижного состава для перевозки отдельных видов грузов. В некоторых сегментах грузоотправители были вынуждены использовать вместо специализированного подвижного состава  для перевозки конкретных грузов универсальные вагоны, что негативно сказывалось не только на экономике перевозки, но и на сохранении самого груза (как в процессе транспортировки, так и при погрузке-выгрузке).

В сегменте железнодорожных перевозок наблюдается общее сокращение количества вагонов при растущей потребности в перевозке со страны грузовладельцев. Кроме того, предложение по продаже подвижного состава на российском рынке довольно ограничено, что стимулирует рост спроса на железнодорожный транспорт, несмотря на его достаточно высокую стоимость.

В 2018 г. продолжился выпуск инновационных полувагонов, а также всех видов хопперов, некоторых видов платформ, крытых вагонов и специализированных цистерн, что в большей степени обусловлено прошедшим и предстоящим списанием парка.

По итогам 2018 года наблюдается рост спроса как на универсальный, так и на специализированный подвижный состав. Изменение срока на отдельные виды подвижного состава произошло как за счет выбытия устаревшего парка, так и за счёт динамики грузовой базы.

Платформы

За 2018 г. вагоностроители реализовали 10 865 фитинговых платформ, 286 единиц универсальных платформ, платформ-лесовозов в количестве 2 665 единиц. На рынке фитинговых, специализированных и многофункциональных вагонов-платформ в РФ и СНГ за 2018 г. доля ОАО «Трансмаш» составила 17,94% (таблица). Основными конкурентами являются, и будут являться в перспективе - ОАО «ЗМК», г. Энгельс, Кузбасская ВСК- ф-л АО «Алтайвагон», Тихвинский ВСЗ, Новозыбковский машиностроительный завод, Рославльский вагоноремонтный завод.

Предприятие

 

Платформы многофункциональные, фитинговые, универсальные без учета модели

%

ОАО «Завод металлоконструкций» (г. Энгельс)

3864

27,97%

ОАО «Трансмаш» (г. Энгельс)

2373

17,18%

АО «Тихвинский вагоностроительный завод»/ АО «ТихвинСпецМаш»

1850

13,39%

АО «Алтайвагон»

1811

13,11%

АО «Рославльский вагоностроительный завод»

1712

12,39%

СЗАО «Осиповский вагоностроительный завод»

587

4,25%

ПАО «Промтрактор-Вагон»

584

4,23%

Влчанский Механический Завод- филиал АО «НПК» «Урадвагонзавод»

374

2,71%

АО «ЗИКСТО»

290

2,10%

АО «Новозыбковский машиностроительный завод»

147

1,06%

АО «Рузхиммаш»

100

0,72%

ПАО «Днепровагонмаш»

32

0,23%

СЗАО «МВЗ»

32

0,23%

Стрыйский вагоноремонтный завод,/ Укрспецвагон, филиал Укрзализныци АО

28

0,20%

ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания»

24

0,17%

Укпспецвагон, филиал Укрзализныци АО

5

0,04%

АО «Уралвагонзавод»

3

0,02%

Общий итог

13816

100,00%

Хоппер-Дозаторы

За 2018 года ОАО «Трансмаш» изготовил и реализовал 95 ед. хоппер-дозатора, доля составила 100% (таблица). У АО «Ярославского вагоноремонтного завода» (Группа РПМ), как и у Людиновского машиностроительного завода (филиал ОА «Калужского завода «Ремпутьмаш»), которые являются и будут оставаться в перспективе основными конкурентами, реализаций Хоппер-дозаторов не было.

Предприятие

Хоппер-дозаторы без учета модели, в ед.

%

ОАО «Трансмаш» (г. Энгельс)

95

100,00%

Людиновский машиностроительный завод- филиал АО «Калужский завод «Ремпутьмаш»

0

0.00%

АО «Ярославский вагоноремонтный завод»

 

0,00%

Общий итог

95

100,00%

Снегоуборочная техника

На рынке снегоуборочной техники у ОАО «Трансмаш» (занимает порядка 5%), имеется только один конкурент, ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (Группа РПМ),  изготовляющее ПСС-1К и одновагонную самоходную снегоуборочную машину СМ-5. Группа РПМ контролирует 100% рынка ОАО «РЖД» (90-95%% потребности рынка). ЗАО «Тулажелдормаш» изготавливает струг СС-3 и СС-1М, которые не являются прямыми конкурентами снегоочистителя СДП-М2, производства ОАО «Трансмаш», так как помимо очистки снега способны «нарезать кюветы». Стоимость СС-3 СС-1М примерно 3,5 раза превышает стоимость СДП-М2.

В связи с ростом выпуска готовой продукции ОАО «Трансмаш» численность основных рабочих выросла на 13,5%, среднесписочная численность на 11,2%. Средняя заработная плата в ОАО «Трансмаш» в 2018 году была выше на 36% чем средняя по промышленному сектору и составила около 42,2 тыс. рублей. В числе других значимых проектов 2018 года лидирует разработка и постановка на производство вагона-платформы для перевозки автомобильных полуприцепов и крупнотоннажных контейнеров модели 13-6987. Данный Вагон отличается от обычных длиннобазных платформ по своей конструкции, и имеет возможность перевозить автомобильные полуприцепы за счет имеющегося на вагоне съемного оборудования - корзины.

В 2018 году предприятие отметило 125-летие со дня основания. Было немало сделано для благоустройства предприятия.

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner