НОВОСТИ
23 апреля 2019

Контейнеры - настоящее и будущее

О современных тенденциях развития кон­тейнерной отрасли и работе Российского Морского Регистра Судоходства в этом сегменте рынка мы побеседовали с началь­ником отдела по техническому наблюдению за контейнерами Александром Фетисовым.

Контейнерные перевозки — один из са­мых распространенных способов доставки грузов. Разнообразие типов контейнеров позволяет перевозить различные грузы, вплоть до сверхагрессивных жидких сред и сжиженных газов. Стандартизированные размеры делают их удобными в обращении, так как упрощают складирование, ускоряют погрузку и разгрузку, обеспечивают сохран­ность содержимого, а также возможность перевозки разными видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, мор­ским — от отправителя до конечного пункта назначения без промежуточной перегрузки груза.

Идея создать стандартизированный кон­тейнер, который можно было бы использо­вать в смешанных перевозках, принадлежит американцу Малкому Маклиму. Будучи вла­дельцем транспортного бизнеса, он неодно­кратно становился свидетелем многочасо­вых погрузочно-разгрузочных работ в доках. Это заставило его задуматься о том, сколько времени и средств можно сэкономить, если найти более эффективный способ транспор­тировки. В середине 1950-х годов, протести­ровав множество вариантов, он не только разработал форму и устройство контейнера, но и модифицировал нефтяной танкер Ideal X. На судне получилось разместить 58 еди­ниц такого транспортного оборудования, а также 15 000 тонн нефти. В апреле 1956 года танкер выполнил свой первый рейс из Нью-Джерси в Хьюстон — так началась исто­рия интермодальных контейнерных пере­возок. В настоящий момент процесс кон­тейнеризации охватывает практически все страны.

Контейнерное направление сегодня входит в число основных сфер деятельности Регистра. Под техническим наблюдением РС находятся контейнеры для перевозки гене­ральных и специальных грузов, взрывчатых материалов и ядерных отходов, контейнеры- цистерны для перевозки химических про­дуктов, неохлажденных и охлажденных га­зов, жидкого гелия, а также так называемые офшорные (контейнеры, перегружаемые в море), которые широко используются для до­ставки грузов на морские нефтегазодобыва­ющие платформы и др. Направление актив­но развивается с учетом внедрения новых технологий, роста производства и увеличе­ния объемов контейнерных перевозок. Так, за последние пять лет объем технаблюдения РС за контейнерами в эксплуатации вырос на 52 %, количество рассматриваемых про­ектов утроилось, а объем технаблюдения при изготовлении контейнеров увеличился в 4 раза.

— Александр Викторович, с чего начи­налась в Регистре история технического наблюдения за контейнерами и как раз­вивается это направление сегодня?

Регистр занимается контейнерной тема­тикой более 45 лет, с момента, когда СССР присоединился к Международной конвен­ции по безопасным контейнерам 1972 года (КБК) и Таможенной конвенции, касающей­ся контейнеров, 1972 года (КТК). Эти осно­вополагающие документы были разработа­ны Международной морской организацией (ИМО) для облегчения международных кон­тейнерных перевозок. В частности, сторо­ны КБК договорились разрабатывать кон­структивные требования для обеспечения безопасности при обработке, штабелиро­вании и перевозке контейнеров и активно внедрять их в сфере контейнерного бизне­са. Согласно условиям конвенции, каждая Администрация должна была разрабо­тать эффективную процедуру испытаний, осмотра и допущения контейнеров в соот­ветствии с критериями, установленными в соглашении, или уполномочить на эту ра­боту соответствующую компетентную орга­низацию. Правительство нашей страны дало такое поручение Регистру в 1973 году — с этого момента и ведет историю контейнер­ное направление в РС.

С тех пор мы наработали большой прак­тический опыт, работаем со всеми типами контейнеров, предназначенных для пере­возки всеми видами транспорта (кроме авиа), на всех стадиях их жизненного цикла — от проектирования до вывода из эксплу­атации.

Широкая сеть представительств позво­ляет Регистру предлагать услуги не только на территории России, но и за рубежом, что особенно важно для иностранных ком­паний, поставляющих свое контейнерное оборудование для использования в РФ. Из региональных подразделений самые крупные по объемам технического наблюде­ния за контейнерами — филиал РС в Нижнем Новгороде, в регионе деятельности которого сосредоточены ведущие российские пред­приятия-изготовители контейнеров, а также сходятся основные грузовые потоки страны, и представительство в Китае — стране, кото­рая в настоящий момент является лидером мирового контейнерного производства.

Важнейшая составляющая деятельности в этой сфере — разработка востребованных индустрией и одновременно обеспечиваю­щих безопасность Правил по контейнерам и взаимодействие с научными центрами по вопросам создания технического обоснова­ния для развития требований Регистра.

Также мы активно участвуем в работе организаций, формирующих международ­ную и национальную базу. В составе россий­ских делегаций специалисты РС включены в разработку документов по контейнерам в рамках OOН, ИСО, ИМО, технического ко­митета ГОСТ Р «Контейнеры». Эта работа дает возможность лучше ориентироваться в современных трендах, продвигать отече­ственные инициативы и в целом способству­ет росту авторитета Российской Федерации и российских компаний на международном рынке контейнерных перевозок.

— По какому пути в настоящий момент идет развитие рынка контейнеров? Ка­кие основные тенденции можно отметить и чем это обусловлено?

Одним из перспективных направлений является использование в производстве контейнеров и запорной арматуры новых материалов, прежде всего полимерных композитов (ПКМ): их применение позво­лит вывести контейнерные перевозки на качественно новый уровень, так как обе­спечивает высокую коррозионную стой­кость изделия, больший срок и простоту его эксплуатации. Особое внимание при этом уделяется контейнерам-цистернам, что объясняется высокой степенью опасности перевозимых в них грузов и ростом парка таких контейнеров в России в целом. Кстати стоит сказать, что Регистр первым из клас­сификационных обществ ввел требования для таких контейнеров в свои Правила.

Кроме того, с учетом интереса опера­тора перевезти как можно больше груза в одной грузовой единице, проектанты и из­готовители стремятся предложить рынку контейнеры с большей массой брутто при одновременном уменьшении массы тары. Сегодня в стандартах ИСО зафиксирована максимальная масса брутто контейнера 36 тонн. Конечно, в мировой практике уже применяются контейнеры и с большей мас­сой брутто, однако отсутствие таких величин в стандартах, а также не рассчитанная на их применение инфраструктура (недостаток соответствующих транспортных средств, автомобильных перевозчиков, платформ, подъемных устройств и т.п.) ограничивают их обращение и создают неудобство в экс­плуатации.

Есть запрос на универсальность транс­портного оборудования: активно ведутся разработки контейнеров, способных пере­возить различные типы грузов; внедряются новые технологии погрузки и выгрузки.

Актуальна тема доставки грузов и ма­териалов на плавучие и стационарные морские нефтегазовые платформы и, соот­ветственно, — развитие сектора офшорных контейнеров, перегружаемых в открытом море. За прошедший год объем техниче­ского наблюдения Регистра за такими кон­тейнерами в эксплуатации увеличился в 2,5 раза.

— Не секрет, что сегодня большин­ство контейнеров, в том числе исполь­зующихся в перевозках на территории России, изготавливаются за рубежом. Развивается ли отечественное произ­водство? Какие наиболее яркие проекты с участием Регистра вы бы отметили?

Действительно, основное производ­ство контейнеров сегодня сосредоточе­но за рубежом. Например, в сфере танк- контейнеров, суммарный мировой выпуск которых составляет 48 500 единиц в год, Китаю принадлежит 83 % рынка, 11 % про­изводства приходится на ЮАР, 1% — на Бель­гию, и только 5 % — на все остальные страны мира. Российским компаниям, безусловно, в таких условиях конкурировать тяжело.

Однако отечественное производство развивается: разрабатываются новые тех­нологии перевозки грузов, оптимизируются операции по их погрузке и разгрузке, вне­дряются инновационные материалы для изготовления контейнеров, предлагаются новые технические решения. Это наглядно показала недавняя конференция «Контей­неры и контейнерные перевозки. Актуаль­ные вопросы, идеи, решения».

Например, компания UNICON 1520 презентовала контейнер-цистерну для перевозки химических грузов объемом 23 куб. м, с теплоизоляцией и пароподо­гревом. У «КОТТА контейнер» — новая тех­нология перевалки насыпных грузов: их контейнер с возможностью нижней выгруз­ки способен выполнять функции вагона, склада и грейфера. Сколковский институт науки и технологий разрабатывает Экспери­ментально-цифровую платформу сертифика­ции, а в качестве «пилота» выбрана запор­ная арматура из ПКМ. Во всех этих проектах участвует и Регистр.

Из реализованного ранее — контейнер- цистерна с сосудом из ПКМ для перевозки соляной кислоты и едкого натра, работа над которым велась совместно с Научно-про­изводственной корпорацией «Уралвагон­завод», компанией «Спецтрансгарант», На­учно-техническим испытательным центром «АпАТэК-Дубна» и Центром композиционных материалов Сколковского института науки и технологий.

НПО «Гелиймаш» под техническим на­блюдением РС разработало первый в Рос­сии контейнер-цистерну для перевозки жид­кого гелия и жидкого водорода, компания «Уралкриомаш» — криогенный контейнер для транспортировки СПГ.

Интересно развивается сотрудничество Регистра с «Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» («ЦЭНКИ») и Промышленной группой «Безо­пасные Технологии», в рамках которого соз­даны и продолжают создаваться средства транспортировки компонентов ракетного топлива на космодромы «Байконур», «Пле­сецк» и «Восточный».

— Вы возглавляете контейнерное на­правление в Регистре более 10 лет. Каков круг задач и состав вашего подразделе­ния, и что вы считаете главным в его ра­боте?

У нас замечательный, хорошо слажен­ный и высокопрофессиональный коллектив. В отделе есть и сотрудники с колоссальным опытом, которые пришли в контейнерное направление, когда оно еще только начи­нало развиваться, есть и молодые перспек­тивные кадры — ответственные, инициатив­ные, нацеленные активно перенимать опыт старших коллег. Вообще, преемственность в такой работе, как наша, исключительно важна.

Одно из направлений работы отдела — поддержание Правил Регистра по проекти­рованию, изготовлению, испыта­ниям и эксплуатации контейнеров на уровне высоких мировых стан­дартов. В него активно вовлечены все сотрудники.

Большая работа ведется по рассмотрению технической до­кументации на контейнеры всех типов. Это направление представ­ляют Сергей Докучаев, Максим Морозов и Дмитрий Ярвепер. Кроме того, в функции отдела входит организация техническо­го наблюдения за изготовлением контейнеров, материалов и ком­плектующих изделий, а также тех­нического наблюдения за контей­нерами в эксплуатации, которое в том числе включает работу по обновлению требований к объему и порядку периодических освиде­тельствований, процедур техни­ческого наблюдения за ремонтом контейнеров в соответствии с на­циональными и международными документами. Это направление ведут Сергей Зверев, Евгений Пе­ньевской и Родион Стручков. Все вопросы делопроизводства и со­провождения финансовых доку­ментов отдела находятся в ведении Галины Орловой.

Стоит отметить, что контейнер­ная тематика — исключительно перспективное направление раз­вития грузовых перевозок, его темпы будут наращиваться, но ос­новополагающим вопросом здесь, как и прежде, остается обеспече­ние безопасности.

А если говорить об органи­зации работы отдела, то, на мой взгляд, самое главное — это чтобы коллективу было интересно рабо­тать. По моему наблюдению, тогда и профессионализм специалистов быстро растет, и отдача от их труда гораздо выше. Как руководитель я стараюсь постоянно поддержи­вать такой интерес у сотрудников: регулярно проводятся техниче­ские совещания по итогам коман­дировок, вступлению в силу новых документов и т.п., чтобы вместе обсуждать вопросы и находить решения. Проведение отраслевых конференций — также один из ин­струментов вовлечения коллекти­ва в решение задач, от которых напрямую зависят перспективы развития отрасли. Участие в таких мероприятиях, в их подготовке, позволяет специалистам не только активно контактировать с предста­вителями индустрии, быть в курсе всех актуальных тенденций, но и понимать, что за их повседневной рутинной работой стоят живые проекты, стоит экономика страны.

Вестник РМСР
 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner