Контейнеры - настоящее и будущее
О современных тенденциях развития контейнерной отрасли и работе Российского Морского Регистра Судоходства в этом сегменте рынка мы побеседовали с начальником отдела по техническому наблюдению за контейнерами Александром Фетисовым.
Контейнерные перевозки — один из самых распространенных способов доставки грузов. Разнообразие типов контейнеров позволяет перевозить различные грузы, вплоть до сверхагрессивных жидких сред и сжиженных газов. Стандартизированные размеры делают их удобными в обращении, так как упрощают складирование, ускоряют погрузку и разгрузку, обеспечивают сохранность содержимого, а также возможность перевозки разными видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, морским — от отправителя до конечного пункта назначения без промежуточной перегрузки груза.
Идея создать стандартизированный контейнер, который можно было бы использовать в смешанных перевозках, принадлежит американцу Малкому Маклиму. Будучи владельцем транспортного бизнеса, он неоднократно становился свидетелем многочасовых погрузочно-разгрузочных работ в доках. Это заставило его задуматься о том, сколько времени и средств можно сэкономить, если найти более эффективный способ транспортировки. В середине 1950-х годов, протестировав множество вариантов, он не только разработал форму и устройство контейнера, но и модифицировал нефтяной танкер Ideal X. На судне получилось разместить 58 единиц такого транспортного оборудования, а также 15 000 тонн нефти. В апреле 1956 года танкер выполнил свой первый рейс из Нью-Джерси в Хьюстон — так началась история интермодальных контейнерных перевозок. В настоящий момент процесс контейнеризации охватывает практически все страны.
Контейнерное направление сегодня входит в число основных сфер деятельности Регистра. Под техническим наблюдением РС находятся контейнеры для перевозки генеральных и специальных грузов, взрывчатых материалов и ядерных отходов, контейнеры- цистерны для перевозки химических продуктов, неохлажденных и охлажденных газов, жидкого гелия, а также так называемые офшорные (контейнеры, перегружаемые в море), которые широко используются для доставки грузов на морские нефтегазодобывающие платформы и др. Направление активно развивается с учетом внедрения новых технологий, роста производства и увеличения объемов контейнерных перевозок. Так, за последние пять лет объем технаблюдения РС за контейнерами в эксплуатации вырос на 52 %, количество рассматриваемых проектов утроилось, а объем технаблюдения при изготовлении контейнеров увеличился в 4 раза.
— Александр Викторович, с чего начиналась в Регистре история технического наблюдения за контейнерами и как развивается это направление сегодня?
Регистр занимается контейнерной тематикой более 45 лет, с момента, когда СССР присоединился к Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 года (КБК) и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, 1972 года (КТК). Эти основополагающие документы были разработаны Международной морской организацией (ИМО) для облегчения международных контейнерных перевозок. В частности, стороны КБК договорились разрабатывать конструктивные требования для обеспечения безопасности при обработке, штабелировании и перевозке контейнеров и активно внедрять их в сфере контейнерного бизнеса. Согласно условиям конвенции, каждая Администрация должна была разработать эффективную процедуру испытаний, осмотра и допущения контейнеров в соответствии с критериями, установленными в соглашении, или уполномочить на эту работу соответствующую компетентную организацию. Правительство нашей страны дало такое поручение Регистру в 1973 году — с этого момента и ведет историю контейнерное направление в РС.
С тех пор мы наработали большой практический опыт, работаем со всеми типами контейнеров, предназначенных для перевозки всеми видами транспорта (кроме авиа), на всех стадиях их жизненного цикла — от проектирования до вывода из эксплуатации.
Широкая сеть представительств позволяет Регистру предлагать услуги не только на территории России, но и за рубежом, что особенно важно для иностранных компаний, поставляющих свое контейнерное оборудование для использования в РФ. Из региональных подразделений самые крупные по объемам технического наблюдения за контейнерами — филиал РС в Нижнем Новгороде, в регионе деятельности которого сосредоточены ведущие российские предприятия-изготовители контейнеров, а также сходятся основные грузовые потоки страны, и представительство в Китае — стране, которая в настоящий момент является лидером мирового контейнерного производства.
Важнейшая составляющая деятельности в этой сфере — разработка востребованных индустрией и одновременно обеспечивающих безопасность Правил по контейнерам и взаимодействие с научными центрами по вопросам создания технического обоснования для развития требований Регистра.
Также мы активно участвуем в работе организаций, формирующих международную и национальную базу. В составе российских делегаций специалисты РС включены в разработку документов по контейнерам в рамках OOН, ИСО, ИМО, технического комитета ГОСТ Р «Контейнеры». Эта работа дает возможность лучше ориентироваться в современных трендах, продвигать отечественные инициативы и в целом способствует росту авторитета Российской Федерации и российских компаний на международном рынке контейнерных перевозок.
— По какому пути в настоящий момент идет развитие рынка контейнеров? Какие основные тенденции можно отметить и чем это обусловлено?
Одним из перспективных направлений является использование в производстве контейнеров и запорной арматуры новых материалов, прежде всего полимерных композитов (ПКМ): их применение позволит вывести контейнерные перевозки на качественно новый уровень, так как обеспечивает высокую коррозионную стойкость изделия, больший срок и простоту его эксплуатации. Особое внимание при этом уделяется контейнерам-цистернам, что объясняется высокой степенью опасности перевозимых в них грузов и ростом парка таких контейнеров в России в целом. Кстати стоит сказать, что Регистр первым из классификационных обществ ввел требования для таких контейнеров в свои Правила.
Кроме того, с учетом интереса оператора перевезти как можно больше груза в одной грузовой единице, проектанты и изготовители стремятся предложить рынку контейнеры с большей массой брутто при одновременном уменьшении массы тары. Сегодня в стандартах ИСО зафиксирована максимальная масса брутто контейнера 36 тонн. Конечно, в мировой практике уже применяются контейнеры и с большей массой брутто, однако отсутствие таких величин в стандартах, а также не рассчитанная на их применение инфраструктура (недостаток соответствующих транспортных средств, автомобильных перевозчиков, платформ, подъемных устройств и т.п.) ограничивают их обращение и создают неудобство в эксплуатации.
Есть запрос на универсальность транспортного оборудования: активно ведутся разработки контейнеров, способных перевозить различные типы грузов; внедряются новые технологии погрузки и выгрузки.
Актуальна тема доставки грузов и материалов на плавучие и стационарные морские нефтегазовые платформы и, соответственно, — развитие сектора офшорных контейнеров, перегружаемых в открытом море. За прошедший год объем технического наблюдения Регистра за такими контейнерами в эксплуатации увеличился в 2,5 раза.
— Не секрет, что сегодня большинство контейнеров, в том числе использующихся в перевозках на территории России, изготавливаются за рубежом. Развивается ли отечественное производство? Какие наиболее яркие проекты с участием Регистра вы бы отметили?
Действительно, основное производство контейнеров сегодня сосредоточено за рубежом. Например, в сфере танк- контейнеров, суммарный мировой выпуск которых составляет 48 500 единиц в год, Китаю принадлежит 83 % рынка, 11 % производства приходится на ЮАР, 1% — на Бельгию, и только 5 % — на все остальные страны мира. Российским компаниям, безусловно, в таких условиях конкурировать тяжело.
Однако отечественное производство развивается: разрабатываются новые технологии перевозки грузов, оптимизируются операции по их погрузке и разгрузке, внедряются инновационные материалы для изготовления контейнеров, предлагаются новые технические решения. Это наглядно показала недавняя конференция «Контейнеры и контейнерные перевозки. Актуальные вопросы, идеи, решения».
Например, компания UNICON 1520 презентовала контейнер-цистерну для перевозки химических грузов объемом 23 куб. м, с теплоизоляцией и пароподогревом. У «КОТТА контейнер» — новая технология перевалки насыпных грузов: их контейнер с возможностью нижней выгрузки способен выполнять функции вагона, склада и грейфера. Сколковский институт науки и технологий разрабатывает Экспериментально-цифровую платформу сертификации, а в качестве «пилота» выбрана запорная арматура из ПКМ. Во всех этих проектах участвует и Регистр.
Из реализованного ранее — контейнер- цистерна с сосудом из ПКМ для перевозки соляной кислоты и едкого натра, работа над которым велась совместно с Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод», компанией «Спецтрансгарант», Научно-техническим испытательным центром «АпАТэК-Дубна» и Центром композиционных материалов Сколковского института науки и технологий.
НПО «Гелиймаш» под техническим наблюдением РС разработало первый в России контейнер-цистерну для перевозки жидкого гелия и жидкого водорода, компания «Уралкриомаш» — криогенный контейнер для транспортировки СПГ.
Интересно развивается сотрудничество Регистра с «Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» («ЦЭНКИ») и Промышленной группой «Безопасные Технологии», в рамках которого созданы и продолжают создаваться средства транспортировки компонентов ракетного топлива на космодромы «Байконур», «Плесецк» и «Восточный».
— Вы возглавляете контейнерное направление в Регистре более 10 лет. Каков круг задач и состав вашего подразделения, и что вы считаете главным в его работе?
У нас замечательный, хорошо слаженный и высокопрофессиональный коллектив. В отделе есть и сотрудники с колоссальным опытом, которые пришли в контейнерное направление, когда оно еще только начинало развиваться, есть и молодые перспективные кадры — ответственные, инициативные, нацеленные активно перенимать опыт старших коллег. Вообще, преемственность в такой работе, как наша, исключительно важна.
Одно из направлений работы отдела — поддержание Правил Регистра по проектированию, изготовлению, испытаниям и эксплуатации контейнеров на уровне высоких мировых стандартов. В него активно вовлечены все сотрудники.
Большая работа ведется по рассмотрению технической документации на контейнеры всех типов. Это направление представляют Сергей Докучаев, Максим Морозов и Дмитрий Ярвепер. Кроме того, в функции отдела входит организация технического наблюдения за изготовлением контейнеров, материалов и комплектующих изделий, а также технического наблюдения за контейнерами в эксплуатации, которое в том числе включает работу по обновлению требований к объему и порядку периодических освидетельствований, процедур технического наблюдения за ремонтом контейнеров в соответствии с национальными и международными документами. Это направление ведут Сергей Зверев, Евгений Пеньевской и Родион Стручков. Все вопросы делопроизводства и сопровождения финансовых документов отдела находятся в ведении Галины Орловой.
Стоит отметить, что контейнерная тематика — исключительно перспективное направление развития грузовых перевозок, его темпы будут наращиваться, но основополагающим вопросом здесь, как и прежде, остается обеспечение безопасности.
А если говорить об организации работы отдела, то, на мой взгляд, самое главное — это чтобы коллективу было интересно работать. По моему наблюдению, тогда и профессионализм специалистов быстро растет, и отдача от их труда гораздо выше. Как руководитель я стараюсь постоянно поддерживать такой интерес у сотрудников: регулярно проводятся технические совещания по итогам командировок, вступлению в силу новых документов и т.п., чтобы вместе обсуждать вопросы и находить решения. Проведение отраслевых конференций — также один из инструментов вовлечения коллектива в решение задач, от которых напрямую зависят перспективы развития отрасли. Участие в таких мероприятиях, в их подготовке, позволяет специалистам не только активно контактировать с представителями индустрии, быть в курсе всех актуальных тенденций, но и понимать, что за их повседневной рутинной работой стоят живые проекты, стоит экономика страны.
Вестник РМСР
Комментарии